Человек не имеет права быть нетерпимым к другому ни при каких обстоятельствах. Он может и должен в силу своих возможностей помочь избавиться аберрированному от его аберраций. Он должен понимать. Идеалом понимающего, видимо, являлся Иисус Христос.
Почему же на практике люди в ряде случаев оказываются нетерпимыми к другим людям даже помимо своего желания? Некоторые специалисты по психике человека считают, что причина кроется в т.н. рестимуляторах – болевых раздражителях, которые, когда-то будучи “записанными” в памяти на подсознательном уровне, дремлют до поры – до времени, пока вновь случайно не встретятся в окружающей обстановке (рестимуляция – реактивация памяти о прошлом из-за сходства в настоящем). Этого направления в науке придерживался ранний Зигмунд Фрейд, его же придерживается и ряд современных научных школ, альтернативных ортодоксальной академической психологии, например дианетика. Рестимуляторы – это то, что неосознанно напоминает о боли, унижении, потере, создает психологический дискомфорт. К рестимуляторам могут относиться как конкретные люди, так и что-то в их облике (внешний вид, манеры, тембр голоса, запах, стиль одеваться, двигаться, ходить, изъясняться и т.д.), а также отдельные предметы, явления и даже темы – например, темы разговора из-за рестимулирующих (ключевых) слов. Так, для сына-двоечника рестимулирующей (болезненной) является тема беседы с отцом об успеваемости в школе, для молодого влюбленного – обсуждение посторонними предмета его любви и т.д.
Естественно, что у каждого человека рестимуляторы индивидуальны. Однако существует и группа т.н. социальных рестимуляторов, т.е. общих для значительного большинства членов общества. Это ясно, если вспомнить, насколько рестимулирующей была для советского народа тема сталинских репрессий, а в более поздние времена – тема афганской и чеченской войн. Рестимулирующими событиями также можно назвать местные, локальные конфликты для жителей тех регионов, в которых они произошли, – например, ошские события для киргизов и узбеков. Учение о рестимуляторах тесно переплетается с учением о коллективном бессознательном, т.к. первые вызывают к жизни второе (этих взглядов придерживается автор данной статьи в своей книге-трилогии “Философия выживания этноса”. – Бишкек, Илим, 1998).
В нашем примере Е является рестимулятором для N. Если что-то или кто-то рестимулирующе действует на другого человека или группу людей, то следствием является неадекватная реакция – графически ее можно было бы изобразить так, как мы это сделали на приведенном ранее рисунке.
Очень важный момент: по мере эволюции человечества общество в целом испытывает меньше боли, т.к. уменьшается (имеет тенденцию к уменьшению) число войн, случаев массового насилия, пыток, психического давления, силового вмешательства в чужие дела и т.п. Сейчас не будем рассматривать причины этого явления, а возьмем просто факт. Набоковский герой Пнин прямо говорил: “История человека – это история боли!”. Но с уменьшением боли снижается и число рестимуляторов, сокращается рестимулирующая обстановка. Т.е. удельный вес точек толерантности, равных единице, пропорционально возрастает, а общий Ke/t =>1,0.
Таким образом, в мире происходит постепенный процесс усиления толерантности или, точнее, усиливается стремление к ней. Но само по себе стремление к толерантности еще не есть сама толерантность, как стремление к счастью не тождественно собственно счастью. Между сегодняшними разговорами о толерантности и толерантностью, на мой взгляд, – дистанция огромного масштаба.
Очень важно понимать, что существуют степени нетерпимости. Естественно, нетерпимость пропорциональна неравенству, – чем менее люди склонны воспринимать друг друга, тем нетерпимее они относятся друг к другу. Можно даже ввести формулу нетерпимости, которая будет выглядеть вот так: 1/Ke/t. (единица, делённая на Ke/t). Если коэффициент равенства-толерантности принимает разные значения, отличные от единицы, то мы можем сказать, что равенство и толерантность отсутствуют, но все же детализировать, в какой мере они отсутствуют и много ли еще остается до соблюдения не декларированных, а нормальных, естественных, неотъемлемых человеческих прав. Ведь есть разница между мягкой (относительной, пассивной) и жесткой (абсолютной, активной) нетерпимостью, хотя и в том, и в другом случае нетерпимость реально присутствует, она налицо. Грубо говоря, мы должны понимать, что Ke/t может принимать различные значения в диапазоне от 0 до 1,0, и, допустим, Ke/t = 0,3 и Ke/t = 0,7 – это похожие, но все же не одинаковые вещи.
То направление наук о психическом, которого придерживаюсь я, – его автором является американский исследователь Л.Рон Хаббард, создатель дианетики и сайентологии, – рассматривает подобную градацию, своего рода шкалу эмоционально-психических состояний человека, людей (она еще называется шкалой тонов). Вот последовательность делений от высшего к низшему, т.е. от индекса, или коэффициента, 1,0 до индекса 0: энтузиазм, веселье (радость), сильный интерес, консерватизм (умеренность), слабый интерес, скука, монотонность, антагонизм (открытая враждебность), гнев, ненависть, скрытая враждебность, страх (паника, истерика), потребность умилостивить, горе, чувство безнадежности, чувство обреченности, апатия (инертность, полное равнодушие, отстраненность), умирание сознания (уход, фактическое отсутствие); есть также и другие, промежуточные тона. Каждому такому тону – индексу эмоционально-психического состояния – соответствует свой набор характеристик поведения человека и восприятия им окружающей действительности. Так вот, эти-то деления шкалы тонов, на мой взгляд, и совпадают со степенями нетерпимости, определяющими значение Ke/t: 1,0 – отсутствие нетерпимости, ниже 1,0 и до 0,5 – зона мягкой, скрытой нетерпимости с постепенным ужесточением, 0,5 – зона перехода к жесткой, открытой нетерпимости, зона противопоставления (ей соответствует тон антагонизма), от 0,5 до 0 – явная зона жесткой, открытой нетерпимости с продолжающимся ужесточением, наконец, 0 – тотальная нетерпимость, которая выражается в том, что для кого-то вы просто отсутствуете, вас нет, а раз вас нет, то нет необходимости хоть в чем-либо считаться с вами и хоть как-то терпеть вас. Так в Древнем Риме относились к рабам – как к пустому месту, формально отсутствующим в окружающей Вселенной.
Отсюда понятно, что если к вашим мыслям и идеям (при условии, что они полностью самостоятельны) относятся со слишком слабым интересом, безразлично или раздраженно, то вы в той или иной степени пали жертвой мягкой нетерпимости. Если вас открыто не принимают, демонстративно игнорируют, принимают действия по вытеснению, то вы пали жертвой жесткой нетерпимости. Если в отношении вас действуют так, как будто вы просто не существуете в этом мире, то вам тотальным образом отказывают в равенстве (вы в данном случае не единица, а ноль, и правило 1=1=1=...=1 на вас не распространяется). Стало быть, нетерпимость достигла апогея.
Кроме измерения по степеням (т.н. горизонтальный отсчет), нетерпимость можно также систематизировать и по видам, тематически (это будет уже вертикальный учет). Вы легко меня поймете, если еще раз взглянете на уже приводившийся в тексте рисунок – все, что ниже предельного значения по оси OY, и при этом зависит от делений, отложенных по оси OX (имеются в виду точки толерантности, отличные от единицы), будет относиться к зоне нетерпимости. Конкретно на выше приведенном рисунке зона нетерпимости предстает перед нами в виде треугольного зубца, направленного пиком вниз и ограниченного точкой толерантности Е; в реальной же жизни ее очертания на графике могут оказаться гораздо более изломанными, запутанными и изощренными, в зависимости от обилия точек толерантности, подобных Е...
Что же такое тематическая, или видовая, нетерпимость? Это нетерпимость в различных конкретных областях человеческой деятельности, бытия. Например, нетерпимость в сфере искусства (разные степени неприятия импрессионизма, экспрессионизма, сюрреализма, абстракционизма и т.п. в различных видах или областях искусства), культуры (имеется в виду, главным образом, культурологический, или межцивилизационный, а также межвременной конфликт различных ответвлений человеческой культуры, Запада и Востока и т.п.) политики (дипломатические и геополитические столкновения государств и цивилизаций), экономики (конкуренция в сфере экономических отношений разных уровней – от микроэкономики до макроэкономики), науки (борьба разных школ и научных подходов – материализма и идеализма в философии, психологии и дианетики в области наук о психическом, релятивистов и нерелятивистов в физике, школы Николая Бурбаки и антибурбакианства в математике и др.), а также идеологии, религии, права, спорта, развития коммуникаций, средств массовой информации, таможенной, кредитной, налоговой, валютно-финансовой сферах и проч., и проч., и проч. – каждую из этих областей мы можем обозначить на графике по оси ОХ буквами A, B, C, D, E, F, G и т.д., подобно отдельным личностям из нашего схематического примера. Если опять же посмотреть на наш, приведенный выше рисунок, но уже в новом свете, с расширенных позиций, то можно сказать, например, так: система N относится к другой системе, которую мы исследуем, по всем параметрам стопроцентно терпимо, но в какой-то отдельно взятой области, обозначенной Е, терпимость сменяется нетерпимостью, точнее, неприятием до определенной степени. Можно также пофантазировать и создать еще один график, из которого явствовало бы, что, например, система N готова воспринять какую-то другую систему в сфере искусства (пусть ей соответствует буква А) – на 0,9, или 90 процентов, в сфере культуры (буква В) – на 0,7, или 70 процентов, в сфере политики (буква С) – на 0,5, или 50 процентов, и т.д. и т.п. Вот так и измеряется Ke/t.