Смекни!
smekni.com

Нетрадиционные аномальные воздействия различной природы, влияющие на функциональную целостность организма и психики человека (стр. 1 из 3)

А. В. Масленников, М. В. Ильин

В настоящее время в биологии и медицине, в основном, изучаются ответные реакции организма при воздействии на него явно выраженных и хорошо контролируемых (измеряемых) факторов физического, химического и биологического происхождения, приводящих к направленным (достаточно выраженным) сдвигам в структуре, функционировании или поведении биологической системы, которые также могут контролироваться (и, по возможности, измеряться) [1-8]. Это особо касается экспериментальной медицины, вопросов изучения последствий загрязнения окружающей среды и санитарно-гигиенического нормирования.

Для этих экспериментальных исследований и обуславливающих их теоретических моделей можно считать характерным:

- выраженность (контролируемость, измеряемость) фактора воздействия, заданность его происхождения;

- возможность выявления (и подтверждения) механизма воздействия на различных уровнях (молекулярном, клеточном, на уровне отдельного органа и организма в целом) и в соответствии с этим возможность реализовать контроль и прогнозирование сдвигов в биосистеме;

- достаточно общую (типовую) реакцию организма на воздействие, слабо зависящую от индивидуальных характеристик организма (или личности - в психической сфере);

- воспроизводимость и статистическую достоверность результатов.

Однако некоторые исследователи, в основном, токсикологи и гигиенисты, изучая ответную реакцию организма на действие физических и химических факторов малой или "сверхслабой" интенсивности, наблюдали совсем другую картину проявления сдвигов в биологических системах [4 - 6, 9 - 16].

Так, ответные реакции на указанные действия разной интенсивности (или дозы) часто отличаются не только по степени выраженности, но и по своему характеру. Имеют место также разнонаправленные сдвиги (проявляющиеся в наличии и положительных, и отрицательных отклонений от уровня в контроле) в биосистемах при воздействии таких факторов. Было обнаружено, что действия малых, "сверхслабых" или подпороговых доз этих воздействий различной природы (постоянные магнитные поля, СВЧ-излучения, крайне низкочастотные электромагнитные воздействия, химические вещества-окислители, тяжелые металлы и пр.) порождают сходную реакцию организма, и при этом могут наблюдаться очень сильные неадекватные отклонения, никак не соизмеримые с энергией или концентрацией воздействия [5, 6, 9 - 11, 13-15,17].

В целом, эта группа экспериментальных результатов характеризуется :

- невыраженностью воздействия (иногда неконтролируемостью, работой измерительных методов на границе чувствительности), слабой зависимостью от природы фактора (например, излучение это или вещество);

- трудностью определения и, возможно, множественностью механизмов воздействия;

- невозможностью контролировать и прогнозировать ответную реакцию биосистемы (тем более, на разных уровнях);

- несоизмеримостью интенсивности воздействия (уровня энергии, концентрации вещества) и ответной реакции организма (личности, в психической сфере) и, возможно, сильной зависимостью от других, неучтенных, внешних факторов малой интенсивности в эксперименте (например, космогеофизических);

- сугубо индивидуальной (в том числе, в различное время разной) реакцией организма (личности) на воздействие.

Для интерпретации наблюдаемых закономерностей и описания возможных механизмов воздействия потребовалось разрабатывать сложные теоретические модели, основанные на представлениях об открытости, термодинамической неравновесности в биологических системах, наличии автоколебательных процессов в них, влиянии действующего фактора на организацию (самоорганизацию) иерархической системы биологических (биофизических, биохимических) осцилляторов и их кооперативную работу, обеспечивающую целостность функционирования и поведения биосистем [1,6,9, 12, 14, 18-21].

С другой стороны, в 70 - 80-х годах в развитых странах, особенно в США, а в последние годы и в России, интенсивно проводились работы в области особо сложных, нетрадиционных для классической науки, видов психофизического взаимодействия с объектами живой и неживой природы. Исследовались феномены энергоинформационного обмена в природе и обществе такие, как телепатия, психокинетические явления, биолокация, экстрасенсорное восприятие, "биополевое" целительство и т.п. [22 - 40]. Одним из основных направлений этих работ было и остается изучение ответной реакции организма и/или психики (для человека) на "биополевое" воздействие "оператора-сенса" (например, целителя), на воздействие специальных приборов-генераторов (аналогов "биополевого" воздействия человека), на воздействие природных "энергетических потоков" (например, геоаномальных зон, регистрируемых операторами биолокации) [23, 27, 30, 32, 36, 37,40].

Результаты таких экспериментов позволяют определить типичные черты ответа организма на этот тип воздействия :

- невыраженность воздействия (часто невозможность регистрации), отсутствие надежных технических методов и средств контроля и измерения характеристик воздействия;

- сугубо индивидуальная (в том числе, в разное время разная) реакция организма (и психической сферы) на воздействие;

- несоизмеримость энергетического уровня воздействия и ответа организма (или личности), сильная зависимость реакции от других энергоинформационных факторов (например, от состояния организма и психики людей, проводящих эксперимент, геофакторов, космических факторов);

- невыясненность механизмов воздействия, вероятно, сильное влияние действующих факторов на процессы управления (самоорганизации) в иерархической системе биологических (биофизических, биохимических) осцилляторов, в том числе, на их кооперативную работу, связанную с поддержанием целостности организма и поведения биосистем.

Таким образом, факторы подпорогового воздействия различной природы и нетрадиционные энергоинформационные факторы воздействия (нетрадиционные аномальные воздействия) образуют очень схожую картину закономерностей формирования ответной реакции в биосистемах. Это позволяет предполагать наличие некоторого общего механизма в этих реакциях, видимо, существенно отличного от традиционного классического понимания.

Следует отметить, что современные концепции энергоинформационного обмена в природе и обществе опираются на новые теоретические модели носителя "биополевого" ("психоэнергетического", "тонкоматериального" и т.п.) воздействия. Совокупность этих моделей тесно связана с понятиями о системе волновых процессов (возмущений) в универсальной среде - физическом вакууме ("мировом эфире"), описываемой значительно более широким спектром состояний, чем это принято в физике, и позволяющей рассматривать аспекты, как традиционных (электромагнитные, гравитационные, слабые и пр.), так и энергоинформационных (психофизические, "биополевые" и пр.) взаимодействий [14, 20, 22 - 29, 33, 36 - 41].

Сравнительный анализ физических концепций и моделей, используемых при изучении феноменов энергоинформационного обмена, подробно обсуждается в ряде работ [22, 23, 25]. Очень важно, что все эти концепции связывают особые формы волновых возмущений с разными видами излучений (магнитными полями, СВЧ-излучениями и т.д.) или с химическим составом и строением (атомарной, молекулярной, кристаллической структурой) вещества. Эти специфические волновые сигналы с характерным для данного вещества или излучения "спектром" наиболее сильно выражены при слабых и сверхслабых уровнях энергии и их концентрациях.

Все это позволяет предположить некоторый общий механизм ответа биологических систем на нетрадиционное аномальное воздействие (НАВ). При рассмотрении такого механизма целесообразно использовать ряд положений интегральной концепции энергоинформационных явлений [22, 23].

Результаты исследований биоэнергетической природы экстрасенсорного восприятия человека [17, 21 - 23, 32, 40] позволяют считать, что именно биоэнергетическая система (БЭС), включающая биоэнергетические центры (чакры) человека и сеть энергетических каналов (меридианов) с биологически активными точками, непосредственно реагирует на спектр волновых возмущений (полевую компоненту воздействия) и изменяет свое состояние. БЭС обладает своими автономными механизмами поддержания целостности организма (регулятивными, гомеостатическими) и связана со всем комплексом нервной и гуморальной регуляции в организме, причем одновременно на всех уровнях - от клеточного до организма в целом. Изменение состояния БЭС под действием НАВ происходит без потери ее целостности, интегральности. Но при реакции разной интенсивности на различных уровнях организации организма (в клеточном дыхании, тканевом обмене, в автономных контурах нервной регуляции, в центральной нервной системе) происходят одновременные изменения в бессознательных регуляторных цепях, подсознании (в т.ч. и эмоциональном состоянии) и сознании (аналогично психотерапии). Именно в этом состоит уникальность реакции на НАВ. При этом возможны и обратные процессы - изменение состояния нервной системы и физиологических процессов изменяет состояние БЭС и реакция на НАВ может снова стать другой.

Известно, что БЭС человека обладает своей суточной и сезонной ритмикой [14, 21 - 24, 31, 36,39,41], что еще более индивидуализирует реакцию на НАВ и предполагает первичные сдвиги именно в системе кооперативной работы биологических осцилляторов, т.е. самоорганизацию или дезорганизацию кооперативной работы биоосцилляторов под действием НАВ. И только после достаточно длительного периода десинхронизации можно будет уловить устойчивые направленные сдвиги в работе физиологических систем организма. Этот подход позволяет выделить и основные составляющие повышенной чувствительности и реактивности по отношению к НАВ :

- природную предрасположенность (генетическую заданность) к реакции на НАВ, связанную, по-видимому, с особыми "резонансными" свойствами БЭС и эффективным взаимодействием биоэнергетической и нервной регуляции;