С этой точки зрения "политическая клика" - это неформальная группа, психологическим основанием которой является опыт применения "узаконенного" насилия при достижении целей, выходящих за рамки формальных политических структур. Групповое сознание "политической клики" формируется в процессе борьбы за распределение власти в пространстве, занимаемом формальными политическими "союзами" и "институтами".
"Клику" следует отличать от "клана". В отличие от "клана", который формируется на родовой, племенной либо территориальной основе, "клика" - это, прежде всего, негласная групповая принадлежность. Например, на родоплеменной основе формируются господствующие группы в ряде национальных республик Российской Федерации. На федеральном уровне в различные периоды имели значение свердловский, петербургский, нижегородский территориальные кланы и т. д. Клики же возникают на почве дефективности формальных политических структур в качестве негласных (теневых) организаций господствующего класса, борющихся за неформальное распределение власти. Теневыми субъектами, действующими на российской политической сцене, являются "политические", "придворные", "военные", "промышленные", или, в случае перекрещивания коммерческой и политической активности, "финансово-политические" клики. Все вместе они образуют определенную сеть отношений, которая может быть определена как "теневое государство". Прогрессирующий коллапс дееспособности "формального государства" создает вакуум государственной власти, который заполняется системой теневых контактов между кликами. Ряд серьезных зарубежных специалистов также считают, что в деятельности "теневого государства", как параллельного образования, существующего за фасадом "формального государства", следует искать все ответы на парадоксы социально-экономической ситуации, национальной идентичности и глобальной роли России [6].
Психология политических клик
Необходимый элемент "коллективной" природы клик - наличие доминирующего признака (или системы признаков) группо-образования. Каждый член клики должен "узнать" другого, т. е. "признать" обоснованность его притязаний на членство в клике, только так может возникнуть основа для взаимодействия. "Узнавание" - это важнейший группообразующий механизм, достигший в человеческих кликах высокого уровня сложности. У многих видов живых существ, например, у насекомых или крыс, узнавание осуществляется с помощью запаха, служащего "удостоверением личности". В человеческих группах, особенно в скрытых сообществах, большую роль играют ритуальные действия и психологическое состояние, или особая "теневая" ментальность, отделяющая членов клик от остальных членов общества. С помощью этой ментальности они отделяют "своих" от "чужих", одновременно создавая психологические основы своих притязаний на господство в данном обществе. Данный тип ментальности задает шаблоны поведения клики как по отношению к своим членам, так и по отношению к другим кликам и обществу в целом.
"Теневой" тип ментальности имеет много схожих черт с психологией криминальных сообществ, поскольку в основе психологии членов политических клик и ядра уголовного сообщества лежит общий "базовый инстинкт" - болезненное навязчивое чувство раздвоения человеческого сообщества на две неравные группы - избранного "ордена посвященных", так сказать, "аристократии" теневого мира, и "населения", или, по терминологии уголовной среды, "мужиков".
Принадлежность к этому "теневому ордену" подтверждается двумя основными способами - "потомственностью" и "признанием", при этом большую роль в "узнавании" играют традиции, нормы и ритуальное поведение, которые, конечно, изменяются стечением времени. Однако ментальность групп относительно устойчива и изменяется гораздо медленнее, чем физические и социальные условия их существования. Как говорил К. Юнг, "социальные и политические обстоятельства времени, несомненно, имеют большое значение, но их роль в радостях и бедах индивида гигантски преувеличена, поскольку они воспринимаются как единственные решающие факторы. В этом смысле всем нашим общественным устремлениям присуща общая ошибка - не принимается во внимание психология личности".
Политические клики в современной Российской Федерации имеют номенклатурное происхождение. В 'наши дни новая номенклатура воспроизводит основные фрагменты психологии старой номенклатуры, но в специфической психопатологической форме, что вызвано резкой сменой идеологических установок господствующего класса. В основе этого беспрецедентного коллективного феномена, сравнимого разве что с разгромом язычества и принятием христианства на Руси, лежит конфликт двух "базовых" психологических комплексов, которые можно условно назвать "протокоммунистическим" и "протолиберальным". Оба комплекса получили свое воплощение в организации религиозных "сообществ-сект". Историческая наука свидетельствует о существовании подобных сообществ у многих народов древности. Эти комплексы проявляют себя в форме типичных ментальных состояний, актуализирующих бессознательные представления о "порядке" и допустимости применения "насилия".
"Прото-коммунистические" секты, обладали строгой организационной структурой и соответствующими моральной и идеологической доктринами. "Они презирают богатство, - писал один из историков, - и достойна удивления у них общность имущества, ибо среди них нет ни одного, который был бы богаче другого. По существующему у них правилу всякий, присоединяющийся к секте, должен уступить свое состояние общине, а потому у них нигде нельзя видеть ни крайней нужды, ни блестящего богатства - все, как братья, владеют одним общим состоянием, образующимся от соединения в одно целое отдельных имуществ каждого из них" [2, с. 169]. Соответственно товарно-денежные отношения были замещены чисто распределительной системой, что подразумевало наличие строгого административного контроля над общим имуществом и хозяйственной жизнью секты: "Все действия совершаются ими не иначе как по указаниям лиц, стоящих во главе их; только в двух случаях они пользуются полной свободой: в оказании помощи и в делах милосердия" [2, с. 171]. Социальная структура секты имела строго выраженный иерархический характер: "Они делятся на четыре класса: причем младшие члены так далеко отстоят от старших, что последние, при прикосновении к ним первых, умывают свое тело, точно их осквернил чужеземец" [2, с. 173]. Политическая идеология "прото-коммунистических" сект была последовательно "патриотической" и "государственнической".
"Прото-либеральные" секты представляли собой зеркальную противоположность "прото-коммунистическим" по всем основным характеристикам организации социального, политического и морального порядка. В таких сектах "выбор между добром и злом предоставлен вполне свободной воле человека, и каждый по своему собственному усмотрению переходит на ту или иную сторону" [2, с. 177]. Подразумеваемыми целями "прото-либеральных" сект были неограниченная материальная нажива, достижение высокого социального статуса и политического влияния. Ее члены были сторонниками "экономической свободы" и "космополитами", однако в реальной политической жизни поддерживали автократические системы власти.
Сравнительный исторический экскурс иллюстрирует тот факт, что содержанием обоих комплексов служат взаимоисключающие образы "порядка", которые проявляются как в поведенческих реакциях клик, так и в изменениях личности, вызванных идентификацией с тем или иным комплексом. Клики, как ни одна другая человеческая группа, испытывают острую потребность в чувстве идентификации. Групповая функция комплекса состоит в том, что на его основе обеспечивается психологическая сплоченность клики. В то же самое время идентификация на основе комплекса является источником психологического напряжения и коллективных неврозов.
Ментальность российской номенклатуры в качестве особой социальной группы созрела под лучами "классической" сталинской формулы - массовой расправы с политическими врагами с помощью уголовных статей. Насилие над другими группами, которые рассматривались как "классовые" конкуренты, приобрело особый, "этический" статус в психологической структуре номенклатуры. Цель насилия - поддержание такого типа социального порядка, который принято называть "коммунистическим", и соответствующего ему "лагерного типа" экономики.
Когда под воздействием определенного набора внешних факторов конфликт комплексов достиг определенной интенсивности, наступила психическая дезинтеграция номенклатуры, как на групповом, так и на личностном уровне. Открытая манифестация этого конфликта вызвала перегруппировку внутри номенклатуры и переход к "либеральному" типу социального порядка. Однако это вовсе не означает, что коллективная психология господствующего класса избавилась от своего "базового" комплекса. В маргинальных формах он продолжает действовать на периферии нового социального порядка, однако более важно то, что его структуры сохраняют свое ключевое значение в самом ядре групповой психологии политических клик.