Смекни!
smekni.com

Телемания — это диагноз (стр. 1 из 2)

Михали Шиксентмихали, Роберт Кьюби

Живые существа, стремясь удовлетворить свои насущные потребности, зачастую подвергают свою жизнь смертельной опасности. В этом и состоит парадокс борьбы за выживание. Рыба заглатывает наживку ив следующее мгновение болтается на крючке. Мышь, влекомая запахом сыра, попадает в мышеловку. Но это обусловлено физиологической необходимостью. И только поведению человека нет разумного оправдания. Вовсе не для борьбы за выживание человек готов предаваться разрушительным соблазнам и порокам. Его не останавливает даже прямая угроза здоровью и жизни. К примеру, спиртное— в едь никто не заставляет его пить! Искушение, порой, сильнее доводов разума. Понять это и вовремя остановиться— вот одна из важнейших проблем существования вида homo sapiens.

Чрезмерное стремление к чему-либо не всегда физиологически оправдано. Азартные игры могут превратить человека в заядлого игрока, секс— стать навязчивой идеей… Но среди разных аспектов человеческой деятельности самое популярное времяпрепровождение— сидение у телевизора. Многие люди определяют свое отношение к ТВ как «любовь— ненависть», асам телевизор зовут «ящиком для болванов». Но при этом удобнее устраиваются всвоих креслах ина диванах ине выпускают из рук пульт дистанционного управления. Родители раздраженно ворчат на детей, которых не оторвать от экрана, но сами умалчивают освоих телепристрастиях. Даже исследователи ТВ зачастую смотрят все программы без разбору.

Перси Танненбаум (Percy Tannenbaum) из Калифорнийского университета вБеркли пишет: «Меня неизменно смущает тот факт, что даже во время интересной оживленной беседы, если рядом работает телевизор, янепременно поглядываю на экран. Это происходит помимо моей воли».

Десятилетиями ученые исследуют воздействие телевидения на человека. Особенно внимательно изучают связь между демонстрацией сцен жестокости на экране снасилием вреальной жизни. Пытаются понять, почему потребители информации предпочитают телевидение газетам ижурналам.

Термин «телезависимость» не очень точен ине дотягивает до смыслового, но всеже он отражает суть реального феномена. Психологи ипсихиатры формально определяют патологическую зависимость от чего-либо или кого-либо как расстройство, отклонение от нормы, которому соответствуют характерные признаки неадекватной реакции на раздражитель: огромное количество времени, уделяемого объекту зависимости; использование его чаще, чем обычно принято; стремление (либо многократные ибезуспешные попытки) сократить общение сним; отказ ради него от исполнения социальных, семейных ипрофессиональных обязанностей; жалобы на замкнутость иуход всебя при отказе от контактов сданным объектом зависимости. Ивсе эти критерии можно применить клюбителям подолгу сидеть утелеэкрана.

Это не значит, что смотреть телевизор плохо или вредно. Телевидение обучает, расширяет кругозор, развлекает, расслабляет, уводит от гнетущей действительности, позволяет наслаждаться прекрасным. Однако человек, понимающий, что надобы поменьше времени проводить уэкрана, зачастую ничего не может ссобой поделать. Адля того, чтобы иметь шансы на победу всхватке стелеманией, надо понять, как воздействует на нас телевидение.

Ложная релаксация

Количество времени, которое мы проводим утелеэкрана, ужасает. Всреднем жители развитых промышленных городов каждый день тратят на это по три часа. Аэто— ровно половина всего свободного времени, если не считать сна имелких домашних дел. Следовательно, к75годам 9лет человек уже отдал телевидению. Кто-то объясняет это огромной любовью кТВ. Но почему тогда множество зрителей обеспокоено подобной страстью? Опросы Института Гэллапа 1992и 1999годов показали: по собственной оценке, слишком много сидят утелеэкрана двое из пяти взрослых исемеро из десяти подростков. Идругие исследования подтверждают, что телеманами считает себя приблизительно 10% взрослого населения.

Неудивительно, что реакции организма на ТВ истали предметом сугубо научного изучения. Спомощью электроэнцефалографа был проведен мониторинг волн головного мозга. Исследователи зафиксировали перемены электрической сопротивляемости кожи, изменение частоты сердцебиения во время, до ипосле просмотра телепередач. Опыты ставили не только встенах лабораторий, но ив естественной среде обитания, применив метод экспериментального моделирования. Телеман не только лежал дома на любимом диване перед телевизором, но иел, пил, спал, работал. Апри нем постоянно был бипер (устройство, принимающее звуковые сигналы), на который втечение недели 6–8раз всутки, поступали сигналы. Тут подопытный телезритель идолжен был на специальной карточке записать, что он вданный момент делает икак себя при этом чувствует.

Тот, кто смотрел телевизор, когда поступал сигнал, чувствовал себя расслабленно ипассивно. Энцефалограмма также демонстрировала ослабление ментальной стимуляции во время просмотра телепередач (чего никогда не наблюдалось при чтении!). Но самое удивительное: когда телевизор выключали, чувство релаксации пропадало, аощущение пассивности оставалось. Исследуемые зрители подтверждали, что ТВ каким-то образом поглощает их энергию, оставляя их опустошенными (опять-таки, вотличие от обычного чтения). Анастроение после просмотра остается прежним или незначительно ухудшается.

Зрители говорят, что, едва загорается телеэкран, они моментально расслабляются. Поэтому люди исвязывают ТВ сотдыхом иснятием напряжения. Причем, ощущение релаксации сохраняется на протяжении всего просмотра. Но стоит выключить «ящик»— итутже происходит «принудительное» возвращение вреальность со всеми ее проблемами.

Схожим образом действуют наркотики. Транквилизатор, покидающий организм слишком быстро, вызывает больше зависимости, чем тот, который выводится медленно. Точно также зритель не выключает идущую программу— подсознательно он понимает, что ощущение релаксации ослабнет, если экран погаснет. Чем чаще идольше смотришь, тем больше хочется смотреть.

Парадокс телевидения втом, что люди смотрят телевизор гораздо больше, чем планируют, хотя длительный просмотр менее продуктивен. Результаты телеопытов сприменением метода экспериментального моделирования вестественной среде обитания показывают: чем дольше люди сидят уэкрана, тем меньше радости они от этого получают. Телезависимые участники исследования— те, кто смотрит передачи более четырех часов всутки,— получают от этого меньше удовлетворения, чем те, кто уделяет просмотру телепрограмм менее двух часов. Вряде случаев удовольствие от передач телеманам портят приступы беспокойства ивины из-за непродуктивно потраченного времени. Ученые Японии, Великобритании иСоединенных Штатов обнаружили, что такое чувство вины гораздо чаще одолевает представителей среднего класса, чем более высокие слои населения.

Как привлечь внимание зрителя

Почемуже телевидение так привлекает нас? Частично это происходит из-за нашей биологической ориентировочной реакции. Впервые это понятие было описано физиологом Иваном Петровичем Павловым в1927году. Ориентировочная реакция— это наша инстинктивная визуальная или слуховая реакция на внезапный илиже неизвестный ранее раздражитель. Это врожденная восприимчивость кпотенциальной угрозе. Типичные проявления такой реакции— поворот глаз всторону источника раздражения, расширение кровеносных сосудов мозга, замедление сердечной деятельности исокращение кровеносных сосудов восновных группах мышц. Альфа-волны на несколько секунд блокируются, затем снова возвращаются кнормальному ритму, что определяется общим уровнем ментального раздражения. Мозг фокусируется на восприятии большей информации, атело находится всостоянии покоя.

В 1986году Байрон Ривз (Byron Reeves) из Стэнфордского университета, Эстер Торсон (Esther Thorson) из Миссурийского университета иих коллеги начали изучать влияние обычных телевизионных приемов на активацию ориентировочной реакции. Повышаютли зрительский интерес быстрая смена кадров, оригинальный монтаж, внезапные шумы? Наблюдая за деятельностью мозга зрителей, исследователи выяснили, что эти приемы могут подстегивать непроизвольные реакции иповышать зрительский интерес. Уникально не содержание, аформа подачи материала.

Отчасти ориентировочная реакция объясняет следующие замечания зрителей: «если телевизор работает, яне могу оторвать глаз от экрана», «мне не хотелосьбы смотреть телепрограммы по столько часов кряду, но яничего не могу ссобой поделать», «телевизор меня просто гипнотизирует». После того как Ривз иТорсон опубликовали результаты своих изысканий, ученые пошли еще дальше. Исследовательская группа Энни Лэнг (Annie Lang) из Индианского университета показала, что после воздействия внезапного раздражителя сердечная деятельность замедляется на 4–6секунд. Перегруженность рекламных имузыкальных роликов стилистическими приемами оказывает сильное ипостоянное действие на ориентировочную реакцию. Номинальная частота подачи этих приемов равна одной единице всекунду.

Влияютли аудиовизуальные образы на память? То есть, помнятли люди, что они смотрели? Эту проблему также исследовала группа Энни Лэнг. Участники одного из экспериментов смотрели программу, апотом заполняли анкету. Особенности съемки (одновременно несколькими камерами сразных точек) имонтажа положительно влияли на информационную память, приковывая внимание кэкрану. Вопределенном смысле схожий эффект производит частая смена кадров. Но если показатель частоты выше 10единиц в2минуты, эффект узнавания резко ослабевает.

Режиссеры образовательных программ для детей обнаружили, что телевизионные приемы помогают при обучении. Однако слишком быстрая смена кадров перегружает мозг. Основная цель музыкальных клипов ирекламных роликов, вкоторых используется резкая смена не связанных между собой сцен,— удержание внимания зрителя. Люди могут запомнить название продукции или музыкальной группы, адетали рекламы как таковой пропустить мимо ушей. Ориентировочная реакция ослабевает. Зрители по-прежнему прикованы кэкрану, но ощущают усталость, не получая взамен никакого психологического удовлетворения. Применение экспериментального моделирования висследованиях дает теже результаты.