По его мнению и в случае истерии и в случае тотемизма совершаются одна и та же ментальная операция, а именно, - проекция вовне того, что могло бы представлять опасность в случае признания своим. Не совершаем ли мы сейчас такую же ментальную операцию по отношению к террористам? Нет ли в нас самих этих пугающих качеств, которые мы предпочитаем наблюдать на экране или приписать другим? И что же это за качества?
Прежде всего это хаотичная, подавленная, незнакомая самому себе, а потому неуправляемая в случае прорыва агрессия, не прирученная так называемыми вторичными процессами, привлекающая пристальное внимание современного индивида в форме произведений искусства и новостных репортажей..
Если в случае тотемизма потребовалось спроецировать вовне идеи непрерывности между человеком и природой, то возможно сейчас речь идет о том, что принципиально важно для выживания современной западной цивилизации спроецировать вовне идею о неотделимости агрессивных побуждений от человеческой психики. Возможно принципиально важно для выживания западного мироустройства представить западного индивидуума как лишенного агрессивных драйвов и преписать кому-то другому бессильное бешенство. Для чего и подходит мусульманский мир с его абслютно чуждой и непонятной западному человеку ментальностью. Тот, кто затыкает эту прореху в западной душе и награждается ярлыком террориста является и лекарем и буйным помешанным в одном лице. Так же как Эль Греко был обьявлен сумасшедшим ради сохранения академической школы.
Выстраивая цивилизацию на принципах отделения от природы и ее использования, на логике науке и рациональности было жизненно важно навесить на архаичное мышление ярлык дикарства и тотемизма. Похоже настало время отката назад. СМИ и индустрия развлечений построенная в первую очередь на визуальности снижает значимость вторичных процессов делает их не нужными так как Другой уже декатектирован, аффект уже в значительной степени изьят из межличностных отношений и переключен на виртуальную реальность экрана. На первый план снова выходят процессы первичные, а здесь от агрессии никуда не денешься. Сейчас же когда любовь к собственному телу и собственной жизни стала фундаментом цивилизации потребления жизненно важно спроецировать на поддающуюся идентификации группу ощущения отсутствия ценности жизни и изначально биологически обусловленную агрессивность.
Не является ли терроризм неотьемлемой, но спроецированной вовне частью современной западной ментальности? Не говорит ли в пользу этого проективного симбиоза тот факт чо одной из важнейших доходных статей террористических организаций является торговля наркотиками? По сути терроризм финансируется в том числе и за счет зияющей психологической дыры в душе западного индивидуума, за счет его серьезнейших психологический и экзистенциальных проблем. Всегда находится кто то затыкающий дыру в нас как садист заполняет дыру мазохиста. Терроризм неизбежен при современной западной ментальности и продуцируется ею. Борьба западной цивилизации с терроризмом – ее борьба с собственой тенью.
* * *
Некоторое время существовала идея о том, что можно разумно установить некий мировой порядок, некий договор при котором все заживут счастливо. Собственно 20 й век можно считать началом заката этой идеи. Снижение значимости вторичных процессов подрывает самые основы договора – важнейшего структурирующего инструмента современного общества.
Любой договор это создание совместной реальности посредством логики слов и прочих категорий из мира рациональности. Договор подразумевает способность ко вторичным процессам. Ведь никто не пытается договариваться с психотиком просто напросто потому что у него своя реальность, с которой невозможно найти общий язык привычными средствами – словами рассуждениями логикой и прочим.
Если желание не окружено более вторичными процессами, то исчезает пространство в котором возникает чувство вины. Возможен ли договор с тем, кто неспособен испытывать чувство вины?
Особенность нынешнего этапа заключается в том, что главная опасность будет исходить не от армий и баллистических ракет, не от сознательного нарушения договора, а от отсутствия способности к Договору вообще, от неуравновешенных, но внешне вполне благополучных мозгов. Главная опасность исходит от рядового гражданина, который внешне абсолютно нормален, но у которого в какой-то момент непредсказуемо, по одному ему известным причинам может вдруг поехать крыша. Системы ПВО в таком случае бессильны.
То что акт агрессии весьма часто не вызывает никакого чувства вины может говорить о том, что общество теряет управляемость привычными средствами и следовательно будет нуждаться весьма скоро в других механизмах контроля. Мы уже наблюдаем принципиально новый механизм совладания с влечениями, угрожающими стабильности общественной структуры – а именно изьятие аффекта вообще из межличностных отношений, переключение его на виртуальную область. Как мы видим такой способ не только не защищает от хаотических прорывов от которых похоже и будет исходить главная опасность но и провоцирует их готовит почву.
Если к Супер-Эго бесполезно апеллировать, то управлять можно только прямым действием - своевременным прямым вмешательством
В таком случае не обойтись без Большого Брата и тотального контроля за содержанием мозгов буквально всех и каждого.
1.Леви-Строс К. Первобытное мышление / Пер., вступ. ст., примеч. А.Островского. – М.: ТЕРРА- Книжный клуб; Республика, 1999. – 392 с.:
Мировой порядок должен устанавливаться в каждом индивиде индивидуально и кропотливо если не будет порядка и мира душах то любой придурок может нарушить мирное течение технологического общества где все на всех завязаны одним нажатием кнопки
Нужна кропотливая работа каждого над самим собой или сождание условий для этого нужно плодить хдолровых индивидуумов психически здоровых, а не потенциальных наркоманов. Как ни банально это звучит.
В отношении агрессии ключевая мысль - существует разница между трансформацией отношений при их сохранении и уничтожением отношений уничтожением обьекта. При этом также имеет значение наличие либо отсутствие аффекта.
Зритель и читатель теперь идентифицируется не с участниками флирта или погони, а с убийцами или жертвами. Разрядка мощных архаические аффектов с одной стороны находится в фокусе всеобщего внимания, с другой стороны аффект оторван от истории своего развития и не подвергается обработкевторичными процессами . Таким путем не приобретается эмоциональный опыт, а просто сбрасывается излишнее напряжение как мешки с песком с воздушного шара.Поэтому корни аафектов остаются в тени. Аффект оказывается бепризорным и может быть направлен на что угодно или на все и всех сразу. Он болтается бесхозный.
Отчасти это можно свалить на девальвацию желания. удобство удовлетворения желания стало считаться почти априори ценностью. Удовлетворение желания уже почти не привязано к поту и крови. Что не может не отражаться на ценнсоти самого желания и приводит к его девальвации либо к поиску смысла в самой его начинке в препарации самого желания. Если удовлетворение желания не связано не требует никаких затрат психической энергии представляет ли оно ценность не перестает ли оно быть желанием не исчезает ли? Представляют ли ценность всегда доступные конфеты? Все это не замедлило отразиться в кинематоргрфе причем как и следует кинематогафу в кристаллизованных формах.
Структурирование агрессии важно – видно напримере например самоубийц – не сумевшие этого погибают то же самое относится и к обществам – не сумевшие структурировать агрессию – жертвы междусобиц. Для адаптации важно структурирование аффектов вообще как агрессивных так и либидинозных. В принципе и то и другое структурируется социумом. Структурируется в процессе установления и развития эмоциональных связей с другими личностями. агрессия как мне кажется всегда сопровождает ощущение собственной слабости и непоноценности особенно если речь идет об агресси спонтанной не имеющей утилитарной цели типа ограбления а именно такая спонтанная импульсивная неконтролируемая агрессия превалирует в сводках проишествий и чаще всего это семейнок бытовое насилие то есть агрессия направляется на самых близких людей то есть на тех с кем присутствует довольно сильная эмоциональная связь позитивная или негативная именно это на мой взгляд говорит о том что истинная перичина – отсутствие навыков контроля агрессия отсутствие навыков эмоциональных отношений вообще с присущей им амбивалентностью. психрологических навыков контроля над агрессией вернее это некий ущерб в структуре личности в структуре характера некий изьян широко распространенный отсутствие навыка эмоциональной коммуникации и адаптивного выражения агрессии.
Сейчас же общение все более становится прагматично-информационным. Либидинозные влечения структурируются институтом семьи агрессивные – моралью в принципе и те и другие моралью
Ведь еще одна характерная черта современных шедевров отмеченных вниманием жюри кинофестивалей – отсутствие разделение на плохих и хороших вот например в Королевской битве первых нет и отстающих. В трахни меня жертвы становтяс убийцами. А их жертвами становятся случайные люди которые по сути просто попали под руку в данный момент времени. Насилие в трахни меня безадресно хаотично не имеет обьекта привязанного причинноследственной связью вернее обьект распылен так как и присутссссствует почти в каждом другом. Обьект определяется не предысторией не причинной связью а нахождением рядом в момент аффективной вспышки. Вернее он всегда сидит внутри и может быть спроецирован на кого угодно.
ИК короче говоря явился этот пассионарный другой изнутри из недр современной цивилизации если воспользоваться лсовами Славоя Жижека новый мировой порядок вызывает монстров фигура монстра укоренена в самих усттоях современного мира.