Отвечая на это замечание, исследователи эффекта Махариши (Orme-JonsonD.W., AlexanderC.N., DeviesJ.H.) вводят понятие «границы КС» и обращают внимание на то, что во всех 40 работах по эффекту Махариши подсчет населения проводился по политическому принципу. Хотя специально внимание на этом и не акцентировалось. При этом отмечается необходимость привлечения большего количества участников для оказания влияния на более удаленные политико-административные единицы.
По мнению авторов работы (Orme-JonsonD.W., AlexanderC.N., DeviesJ.H.), представление о границах КС оправдано потому, что, во-первых, внутри некоторой политико-административной единицы имеет место большая гомогенность КС в силу более тесных личных связей, частоты контактов между людьми, культурных, экономических и эмоциональных связей и, во-вторых, из физики известно, что, например, локальные особенности местности, в частности, наличие ЛЭП, оказывают влияние на распространение электромагнитных волн.
Е.Фалес и Б.Марковски (FalesE., MarkovskyB.), направляют свою критику, как против теории, лежащей в основе эффекта Махариши (HagelinJ.; Orme-JonsonD.W., AlexanderC.N., DeviesJ.H.; Orme-JonsonD.W., AlexanderC.N., DeviesJ.H. et al.), так и против интерпретации динамики показателей качества жизни на основе воздействия коллективной медитации. В своей критике теории эффекта Махариши они отмечают, что ей недостает ясности и согласованности, кроме этого она не согласуется с общепринятыми социологическими и психологическими теориями, и поэтому противоречит той эмпирии, которая лежит в основе этих теорий. «Она часто туманна и загадочна и хранит молчание в о ключевых механизмах, связывающих причины и следствия». Они повторяют аргумент П.Шродта о несоответствии положениям теории политического принципа подсчета населения.
Е.Фалес и Б.Марковски также обращают внимание на то, что если бы эффект Махариши существовал, то тогда в штате Айова, где уже в течение многих лет на постоянной основе регулярно практикует техники ТМ и ТМ-сидхи группа, достаточная для оказания влияния на США, преступность была бы на очень низком уровне, что не соответствует действительности. Основная же их критика направлена против результатов ближневосточного эксперимента. Е.Фалес и Б.Марковски выдвинули альтернативное объяснение полученным исследователями эффекта Махариши колебаниям напряженности конфликта, не связанное с практикой медитации, и обратили внимание на следующие моменты: а) снижение количества пожаров и ДТП в Израиле во время трех иудейских религиозных праздников объясняется тем, что ортодоксальные иудеи в эти дни не готовят пищу и не ездят на автомобилях, в эти дни также общественное настроение повышено; кроме этого в жару вообще меньше готовят; б) большая часть эффекта приходится на август – период отпусков в Израиле, когда многие израильтяне покидают страну; в) не было проведено анализа влияния широко публикуемых действий правительства Израиля и США в экспериментальный период на снижение напряженности конфликта и активности участия медитирующих в коллективных практиках. Е.Фалес и Б.Марковски, обобщая свою критику, отмечают, что «даже без количественного подтверждения такая защита нормальной науки достаточна для того, чтобы поставить под сомнение правдоподобие неортодоксальных теорий, претендующих на количественное подтверждение».
Заключение
Известно, что паранормальные явления, как правило, подразделяются на информационные(телепатия и др.) и силовые(телекинез и др.) Наряду с этим можно различать индивидуальные и коллективные, преднамеренные и непреднамеренные паранормальные явления. Представляется, что эффект Махариши – это единственное достаточно хорошо описанное в научной периодике непреднамеренное коллективное паранормальное явление. О других паранормальных явлениях такого типа существуют лишь отдельные упоминания. Так, например, А.В.Московский и И.В.Мирзалис приводят мнение экологов сознания, полагающих, что межнациональные конфликты могут оказывать влияние на сейсмическую активность (МосковскийА.В., МирзалисИ.В.). Б.С.Добронец считает, что «потоки энергии (психической – Ю.К.) приводят в движение внутренние психические силы людей и оказывают влияние на сейсмическую активность. Достаточное подтверждение получила гипотеза о связи землетрясений и психической активности людей» (ДобронецБ.С., с.41).
Список литературы
ВандерхиллЭ. Мистики ХХ века. Энциклопедия. – М., 1997.
ДобронецБ.С. Пространственно-временные феномены и гиперпространство. // Сознание и физическая реальность. – М., 2001, т.6, №1, с.31...41.
КарпенкоЮ.П. Проблема состояний сознания в ведической психологии Махариши и эффект Махариши (обзор). // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3, Философские науки. – М., ИНИОН РАН, 1993, №3/4, c.130...150.
МалербМ. Религии человечества. М.-СПб, 1997; Paris, 1990.
МосковскийА.В., МирзалисИ.В. Сознание и физическая реальность. // Сознание и физическая реальность. – М.: МНТЦ ВЕНТ, 1995, вып.1.
Borland C., Landrith G. III. Improved quality of city life through the TM program: decreased crime rate. // Scientific research on Maharishi's TM and TM-sidhi program. (Далее: SRMTM) – Fiarfeald, 1977 – v.1. – p.639...648.
BurgmansW.H.P., Burg van den A.T., LangenkampF.P. et al. Sociological effects of the group dynamics of consciousness: decreased of crime and traffic accidents in Holland. // SRMTM – 1989. – v.4. – p.2566...2582.
Cavanaugh K.L., Kurleigh D.K., Birney D.T. Improving the national economy alliance with Nature's Goverment: effects of the group practice of Maharishi's TM and TM-sidhi program. // Modern science and Vedic science. – Fairfield, 1990. – v.4, №1. – p.2...41.
Devies I.H., AlexanderC.N. The Maharishi technology of the unified field and improved quality of life in the United States: a study of the First Peace Assembly, Amherst (Mass.), 1979. // SRMTM – v.4. – p.2549...2563.
Dillbeck M.C., Banus C.B., Polanzi C., Landrith G.III. Test of a field model of consciuosness and social change: the transcendental meditation and TM-sidhi program and decreased urban crime. // The journal of mind and behavior, 1988, v.9, pp.457...485.
Dillbeck M.C., Cavanaugh K.L., Glenn T., Orme-Johnson D.W., Mitlefehldt V. Consciuosness as a field: the transcendental meditation and TM-sidhi program and changes in social indicators. // The journal of mind and behavior, 1987, v.8, pp.67...104.
Dillbeck M.C., Landrith G. III, Orme-Johnson D.W. The transcendental meditation program and crime change in a sample of forty-eight cities. // Journal of conflict resolution, 1981, v.4, pp.25...45.
Dillbeck M.C., Larimore W.E., Wallace R.C. A time series analysis of the effects of the Maharishi technology of the unified field: reduction of traffic fatalities in the United States. // SRMTM – v.4. – p.2589...2599.
Dillbeck M.C., Mittlefehldt V., Luckebach A.P. et al. A time series analysis of the relationship between the group practice of the TM and TM-sidhi program and the crime rate change in Puerto Rico. // SRMTM – v.4. – p.2679...2686.
Druhl K.J., Kleinschnitz K.W. Superradiance as a model for the collective dynamics of human consciousness. MIU preprint MIU-THP-91/001, 1991.
Hagelin J.S. Is consciousness the unified field? A field theorist's perspective. // Modern science and vedic science, 1987, v.1, №1, pp.29...88.
Hagelin J.S. Restructuring Physics From its Foundation in Light of Maharishi Vedic Science. // Modern science and vedic science, 1989, v.3, №1, pp.3...72.
Fales E., Markovsky B. Evaluating heterodox theories // Social forces, 1997, v.76, №2, pp.511...525.
Maharishi Mahesh Yogi. Science of Being and art of living. N.Y., 1968.
Maharishi Mahesh Yogi. Maharishi's absolute theory of goverment: automatition in administration. – Vlodrop, 1993. – 352p.
The Maharishi effect: creating coherence in World consciousness: promoting positive and evolutionary trends through out of the World! Results of scientific research, 1974...1990. – Fairfield, 1991. – 34p.
PughN.C., WaltonK.G., CavanaughK.L. Can time series analysis of serotonin turnover test the theory that consciousness is a field? // Society for neuroscience abctracts, 1988, v.14, p.372.
Orme-JonsonD.W., AlexanderC.N., DeviesJ.H. The effects of the Maharishi technology of the unified field: reply to a methodological critique. // Journal of conflict resolution. – 1990. – v.34, №4. – p.756...768.
Orme-JonsonD.W., AlexanderC.N., DeviesJ.H. et al. International peace project in the Meadle East: the effects of the Maharishi technology of the unified field. / Journal of conflict resolution, 1988, v.32, pp.776...812.
Orme-Johnson D.W., Dillbeck M.C., Wallace R.K., Landrith G.S. III. Intersubject EEG coherence: is consciousness a field? // International journal of neuroscience, 1982, v.16, pp.203...209.
Rabinoff R.A., Dillbeck M.C., Deissler R. Effect of coherent collective consciousness on the weather. // SRMTM – v.4 – p.2564...2565.
Royer-Bounouar, P. A. The Transcendental Meditation Technique: a New Direction for Smoking Cessation Programs. Ph.D. thesis: D, MIU, 1989, T735,494, in the MIU library (источникинформации: http://www.trancenet.org).
Schrodt P.A. A methodological critique of a test of the effects of the Maharishi technology of the unified field. // Journal of conflict resolution. – Ann Arbor, 1990. – v.34, №4. – p.745...755.
Scientific research on Maharishi's transcedental meditation and TM-sidhi program. Сollected papers. Vlodrop, 1977...1989, v.1...5.
Travies F.T. An empirical test of Maharishi's junction point model of states of consciousness. // Modern science and vedic science. – 1990, v.4, №1. – p.42...56.
Travis F.T., Orme-Johnson D.W. Field model of consciousness: EEG coherence changes as indicators of field effects// International journal of neouroscience. – N.Y., 1989. – v.49, №2, р.203...211.
Wallace R.K. The Maharishi technology of the unified field: the neurophysiology of enlightenment. – Fierfield, 1987. – 367p.
Walton K.G. Are there neurochemical tests of consciousness-as-a-field? // Modern science and vedic science, 1987, v.1, pp.488...498.