Смекни!
smekni.com

Работа со сновидениями (стр. 2 из 2)

Когда индивидуальный смысл всех образов (различные взаимодействия между объектами сновидения - это тоже образы; с ними надо проделывать ту же работу) более-менее ясен, можно посмотреть на них с точки зрения коллективной символики. Отличие здесь в том, что смысл коллективных символов не зависит от опыта отдельного человека. Многие образы могут иметь общечеловеческий смысл. Подробно об этом надо читать К. Г. Юнга - это его область исследований. Таких символов не очень много. Юнг группировал их по соответствию тому или иному архетипу (суть этого понятия тоже смотрите в работах Юнга). Возьмем еще раз наш пример. В нем можно увидеть два ярких образа, созвучных по смыслу - это центр большого города, в котором происходит действие и волшебный дворец. Подробно расписывать символику этих образов не буду - по этому вопросу можно книгу написать целую книгу. Ну, а вкратце, эти образы указывают на центр психики (Самость, по Юнгу) - самую глубинную сердцевину человеческой души. То, что девушка оказалась в центре города и стала свидетельницей волшебного зрелища, возможно, указывает на то, ей удалось наладить какую-то связь со своей Самостью (в христианстве это назвали бы связью с Богом), но в силу совершаемой ей ошибки, она постоянно эту связь обрывает.

Обычно, анализ коллективного символизма сновидения приводит к проблемам более глобальным, к каким-то экзистенциальным вопросам, которые стоят перед человеком (об тоже разговор отдельный и долгий). А поиск индивидуального смысла выводит на поверхность актуальные (текущие) психологические проблемы человека.

Примерно таким вот образом происходит моя работа со сновидениями. Осталось упомянуть только несколько деталей, которые надо учитывать.

Часто одно и то же сновидение повторяется несколько раз в течение жизни - это надо расценивать, как указание на особую важность того сообщения, которое оно пытается передать.

Кошмары - это более жесткое предупреждение, которая психика делает сновидцу. А если кошмар заканчивается тем, что человек просыпается от страха - это говорит о том, что психика начинает терять терпение. Здесь уже можно начинать волноваться за свое душевное благополучие.

Многие сновидения на столько мимолетны, что не оставляют следа после просыпания или запоминаются отрывочно, или в них нет сюжета а только отдельные пустые образы. Такие сновидения можно считать не важными, но только в том случае, если они не вызывают тревожного состояния у сновидца.

Отсутствовать вообще сны могут по одной причине - душевная тупость или, если угодно, черствость. Если вам не снятся сны, значит, вы их слишком долго учились игнорировать. Короче, это плохо.

По идее, у человека постоянно должен идти диалог со своей душой с помощью сновидений. Конечно, есть люди, которые со временем находят более эффективные средства для ведения такого диалога, но это люди редкие. В этом смысле, важно такой диалог налаживать и поддерживать. Сновидец и его душа - это, как два собеседника.

Если один не внимателен к другому, то беседа быстро заходит в тупик. Кому от этого хуже, догадайтесь сами.

Вариантов и техник налаживания продуктивного сотрудничества со своей душой тоже много. Например, можно сны зарисовывать или, хотя бы, просто записывать. В принципе, подобные техники можно использовать и в тех случаях, когда человеку "не снятся" сны или их сюжет слишком запутан и не ясен. Когда общение налажено, язык сновидения становится простым и понятным. Сложность и навороченность сюжета - признак того, что слишком много накопилось такого, что душа хочет сказать человеку.

Все. Хватит. Есть масса других тонкостей и важностей, но расписывать их все - лень. И без того масса книг по этому вопросу уже написана. А для тех, кто еще только хочет попробовать анализировать свои сны, намек - оно того стоит! Приз велик.