Ирина Сиполс
школа №1280
Москва
Программа литературного образования МИРОС рассматривает самостоятельную творческую деятельность ученика как определяющий компонент литературного образования.
Особую роль творческие работы играют на начальном этапе, то есть в 5–6-м классах, когда аналитический подход к литературному произведению только формируется и доступен ещё не каждому ученику.
В этом возрасте ребята очень гордятся своими собственными сочинениями, с удовольствием называют себя поэтами и писателями, поэтому задания творческого характера помогают учителю литературы формировать ситуацию успеха на уроках, стимулируют развитие интереса к литературе, помогают постигать мир художественного произведения писателя-классика.
Творческие работы учеников 5–6-х классов условно можно разделить на две группы:
1. Собственно творческие, то есть работы, предполагающие сочинительство, написание произведения определённого жанра с художественным его оформлением и обработкой.
Так, в самом начале 5-го класса при изучении авторской волшебной сказки, в результате постепенного вхождения в мир героев сказок Пушкина, Перро, Андерсена и других, разговоров о мотивах поступков этих героев, по мере постижения законов сюжетостроения и способов выражения авторской воли ребята придумывают героев и выстраивают действие своих будущих сказок. Эта предварительная работа заканчивается “изданием” собственных сочинений и праздником сказки и сказочников.
Последующая работа в блоке «Миф и сказка» заканчивается написанием подражания мифу в духе Р. Киплинга.
Это задание вызывает большой интерес, поскольку дети очень любят всё объяснять: это делает их взрослее, старше в собственных глазах.
Отдельные ученики справляются и с гораздо более сложным жанром былины, которая пишется на злобу дня (на бытовые сюжеты, сюжеты из школьной жизни) и является уже не просто стилизацией, но и порой носит пародийный характер.
По мере прохождения программы 5-го класса учащиеся пробуют себя в роли баснописцев-моралистов, а некоторое время спустя с удовольствием сочиняют “чушь” и “чепуху”, подражая Д. Хармсу.
В 6-м классе подобные творческие работы будут усложняться. Их связь с литературным источником становится более глубокой: уже не жанровая природа произведения является примером для подражания, а темы, проблемы, поднятые автором, эпизоды, ситуации, в которые попадают герои изучаемых произведений, становятся материалом для собственного творчества. И наконец, стиль писателя, стиль произведения (а именно изучение стиля является стержнем программы 6-го класса), объективное (реалистическое), субъективное (романтическое) изображение жизни питает ученическое творчество.
Так, после второго блока («Связь стиля повествования с жизненным материалом и образом автора») ученики пишут: «Монолог раненой птицы», «Рассказ щенка о незаслуженной обиде», «Воспоминания Курочки Рябы о старике и старухе».
После прочтения пушкинской повести «Станционный смотритель» шестиклассники пробуют себя в роли “блудного сына” или “блудной дочери” — «Письмо блудной дочери/сына».
Формирование представления о художественном образе (третий блок), его живописности и многозначности невозможно без соотнесения изобразительно-выразительных средств, которыми располагает литература, с ресурсами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт). Так появляются словесныенатюрморты — описания праздничных обедов, именинных торжеств и скромных домашних ужинов.
Блок «Комическое слово» и рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» дают возможность на современном жизненном материале поработать с деталью и смоделировать ситуацию «Толстый и тонкий — 200. . . ».
Трудным для большинства, но благодатным для литературно одарённых и духовно глубоких детей становится написание лирических этюдов после сложного, но эмоционального обсуждения на уроках философской сказки Экзюпери «Маленький принц», — «Пустыня хороша оттого, что в ней скрываются родники», «Вода бывает нужна и сердцу», «Зорко одно лишь сердце» и так далее.
Эти мудрые изречения, лирические раздумья ребят и в целом размышление над сказкой-притчей готовят почву для работы над одним из самых сложных жанров — притчей, с которой начнётся программа 7-го класса. Тогда ученикам предстоит проверить свои творческие возможности при написании басни-притчи, основываясь на ветхозаветных притчах царя Соломона или на собственном материале.
2. Второй тип творческих работ — работы о себе, о мире, в котором то радостно, то одиноко ощущает себя каждый ребёнок. Это этюды, а порой и просто небольшие зарисовки, реплики, которые носят глубоко личностный характер, а потому, по сложившемуся уговору, ребята в уголке таких работ иногда ставят знак “С. С. ” (совершенно секретно), и учитель становится единственным хранителем детской тайны. Это, несомненно, по-человечески сближает ученика и учителя и в то же время даёт ребёнку ощущение защищённости.
Эти творческие работы также вызываются к жизни литературой, но здесь связь между произведением и читателем другая: судьбы литературных героев, ситуации, положения, в которые они попадают, их чувства, мысли, автор, оценивающий своих героев, помогают ученикам увидеть себя со стороны, открыть что-то новое в себе и мире. И наоборот, осознание своего “я”, своего места в жизни позволяет глубже проникать во внутреннее содержание литературного произведения и в конечном счёте способствует формированию личности читателя и человека, то есть имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Кроме того, такие задания помогают учителю лучше узнать своего ученика, продумать индивидуальный подход к нему на уроках и во внеклассной работе.
Оценки за такие работы выставляются не всегда (всё зависит от конкретного случая), но иногда важнее отметки становится совет или знак понимания — помета, сделанная на полях человеком, которому ребёнок доверяет.
Первым произведением в программе 5-го класса, которое даёт возможность задуматься о себе и о своих поступках, становится сказка А. Погорельского «Чёрная курица». Тут мои ученики пишут и о своих самых сокровенных желаниях («Что бы я попросил на месте Алёши»), и о том, «Когда мне было стыдно».
ОляК. Мневсегдастыдно, когдаякуда-нибудьопаздываю. Иногдаэтоотменясовсеминезависит, потомучточащевсегоменявозитпапа. Папатопроспит, тозабудет, чтоуменязанятия. Заопозданияругаютменя, анеего, имневсегдастыдно. Когдаявырасту, яникуданебудуопаздывать.
ОлегТ. Мнебываетстыдно, когдародителименяотчитываютиругают. Причиндляэтогобываетмного. Например, когдауменявпортфелемногомусора, аяегоневыкинул, иликогдаяполучаюплохуюотметкузадомашнеезадание. Сильнеевсегоявсё-такистыжусьиз-заэтого. Потомвечеромяобычнонемогузаснутьоколочасаиобдумываюто, чтосказаламнемама.
При изучении лирических произведений у пятиклассников постепенно создаётся “словарь настроений”, а параллельно с ним появляются работы «Когда мне было грустно (весело, страшно)».
ЛарисаС. Однаждынамзадалипочтениюпрочитать «ФеюФантасту». Вэтомрассказе-сказкеговорилось, каквосеннийдень (намореиливлесу) можноувидетьфантастическиефигуры.
Когдаавторописываетпозднийвечервлесу, мнеужеотчастистановитсястрашно. Ивотяужесижусногаминастуле, озираюсьпосторонам, атаккакнахожусьоднавкомнате, тоелесдерживаюкрикужаса. Вотчтотамбылонаписано: “Выидётеполесупозднимвечером. Вдругвпередиполяна. Нанейчто-тостранное. Вывсматриваетесь. Внезапноэтотнеизвестныйпредметначинаетшевелиться. Вамкажется, чтоэтоогромное, противное, безобразноечудовище! Онотянетквамсвоиужасныелапы. . . ”
Моёсильноразвитоевоображениерисуетжуткуюкартину. Сотниэтихлапторчатуменяпередглазами. . .
Ябольшедвадцатиминутотходилаотэтойсказки. Развеможнотакоеписатьдлядетей?
Или в связи со снами героев: «Мой самый страшный (весёлый, странный, нелепый. . . ) сон».
ДимаП. Самыйчудесныйсонприснилсямне, когдаязаснул, выполняядомашнеезадание. Мнеприснилось, чтояигроккоманды «МанчестерЮнайтед». Мыигралипротивиспанскогоклуба «РеалМадрид». Явышелназаменунашестидесятойминуте. Счётбылничейный — 3:3. Ивотнадевяностойминутематчамнедалипробитьштрафнойудар. Ябью, и. . . ГОЛ!!! Трибунывзревели, всеигрокипобежалименяпоздравлять.
Тутяпроснулся. Передомнойлежитучебник — «Литература. 5-йкласс».
ДашаО. Восновномясплюбезснов. Ноодинразмнеприснилсяоченьприятныйсон.
Былмойденьрождения. Мнепринеслиподароквкоробочке. Яразвязалакоробочку, авнейкошечка. Какжеяобрадовалась! Япростозамерлаотвосторга. Кошечкасмотреланаменябольшимиумнымизелёнымиглазами. Яхотелавзятьеёнаруки, нотутнаменяупаллучсвета, ияпроснулась.
Большевтуночьяневиделаснов. Акошечкумнетакинеподарили.
После изучения произведений о животных (девятый блок) мои ученики учатся смотреть на себя со стороны: «Что думает обо мне моя собака (кошка, крыса, морская свинка. . . )?»
Но, конечно же, блок произведений, рассказывающих о детстве, и прежде всего повесть Толстого «Детство», даёт особый материал для раздумий о герое и соотнесения его с собой.
Даже маленькие зарисовки бывают по-детски хороши своей откровенностью: «Нравлюсь ли я себе?»
СерёжаС. Вцеломсебеянеоченьнравлюсь. Наружностьмоянеоченькрасива, нодажееслибыонабылагадкой, янеобращалбынаэтовнимания, потомучтояоцениваючеловеканепокрасоте, апоегонравуикачеству. Чтокасаетсянрава, тосебеякажуськроткимитихим, ноприписываюэтомоейтрусости. Снеймневсёвремяприходитсябороться. Нонесмотрянато, чтоятрус, уменяестьисвоиплюсы: ядобриумеюсочувствовать. Иногдаяпроявляюсообразительность.
ЮляХ. Явижусебянеоченькрасивой, ноинестрашной. Характер, намойвзгляд, уменянекапризный, ноинегордый. Хотяуменямалодобротыичутьбольшезла. Япеременчива. Немогудолгодружитьсоднимчеловеком.
Но, есличестно, ясебенравлюсь. Мненравятсямоиглазаигубы, люблюясебязахарактеризахитрость. Иногдаизанаглость.