Смекни!
smekni.com

Уроки по рассказам Андрея Платонова «Корова» и «Июльская гроза» (стр. 2 из 2)

Антоша: “. . . он теперь обнял сестру вокруг шеи и дремал, свесив голову на плечо Наташи”. )

—Каково психологическое состояние Наташи? Как автор объясняет, почему успокоилась Наташа? Охарактеризуйте состояние Антона и сделайте вывод о том, какие отношения существуют между детьми в данный момент.

(Наташа защищает брата от солнца, ведёт себя уверенно, потому что ощущает приметы родного дома. Поэтому для автора и героев становятся однородными предметы неоднородные с точки зрения построения предложения: пахло (чем?) соломой, но (кем?) матерью и отцом. )

—Кого встречают дети по дороге? Зачитаем портрет старичка: “. . . из глубины хлебов вышел худой, бедный старичок с голым, ничем не заросшим незнакомым лицом, ростом он был не больше Наташи, обут в лапти, а одет в старинные холщовые портки, заплатанные латками из военного сукна, и он нёс за спиной плетёную кошёлку”.

—Какие детали в портрете старичка автор делает значимыми и почему? О чём эти детали говорят вам?

(“Голое лицо” — он открыт для общения с детьми и не представляет опасности, “старинные лапти” — старичок принадлежит к другому поколению, он намного старше детей. )

—Посмотрим, как ведут себя дети и старичок при встрече.

(“Нестрашный! — подумала Наташа. — А пусть бы только тронул, я бы сама ему дала изо всех сил, он сразу бы умер. . . ”

Старичок “поглядел на Наташу бледными, добрыми глазами, снял шапку, свалянную из домашней шерсти, поклонился и прошёл мимо”. )

—Покажите с помощью ключевых слов разницу в поведении героев и скажите, с какой целью автор подчёркивает эту разницу.

(Люди старые уважительно относятся к другому, а следовательно, и к себе, а дети — агрессивно, так как им ещё надо объяснять, что так вести себя нехорошо, опыт общения приходит с годами. )

—Как сам автор объясняет существующую разницу в поведении?

(“Когда он видел лица детей, ему хотелось или тотчас умереть, чтобы не тосковать по молодой, по будущей, счастливой жизни, или уже остаться жить на свете постоянно, вечно. Ему казалось, что настоящая охота жить только и приходит в старости, а в молодых годах этого понятия нет, тогда человек живёт без памяти. . . ”, “он чувствовал болящее счастье”, “чувствовал сладость в сердце, вспоминая встреченных детей. . . точно призвавших его к бессмертной, далёкой жизни вместе с собою”. )

—Обратим внимание на отдельные словосочетания — “болящее счастье”, “бессмертная жизнь”, — а также на предложение с противительным союзом а. Как вы понимаете значение этих синтаксических единиц?

(Старик богат жизненным опытом, умеет уважительно, радушно общаться с незнакомыми людьми и рад, что есть ради кого жить, от этого и радость в сердце, “болящее счастье”: то, что нажито, есть кому передать. )

—В рассказ Платонов вводит ещё ряд персонажей старшего поколения. Что мы знаем о них?

(Дед Наташи и Антоши: “Он только и ждёт, только и надеется, что в мире случится что-нибудь: либо солнце потухнет вдруг, либо чужая звезда близко подлетит к земле и осветит её золотым светом на вечное заглядение всем, или на бросовом, неудобном поле вырастет сама по себе сладкая, питательная трава, которая пойдёт на пользу людям, и её не нужно будет сеять, а только жать”. )

—Как вы назовёте человека с такой мечтой? На какого героя он похож?

(Значит, дед — чудак, но мечта его, пусть и чудаковатая, но с глубоким смыслом: он рад, когда всем другим хорошо, и желает он этого всей душой. )

—А бабушка детей? Как она ведёт себя при появлении детей?

(“Ещё с утра, спозаранку она наложила солому в печь, а белое тесто стояло со вчерашнего вечера. . . ”; “оглядела улицу и дорогу, ведущую в ржаное поле, — может, кто-нибудь покажется”. “Ульяна Петровна заметила, что Наташа, чем более подрастает, тем делается лучше и задумчивей с лица и всё более походит на неё, когда бабушка была девушкой. Тронутая такой добротой жизни, которая снова повторила её во внучке, чтобы каждый, посмотрев на Наташу, вспомнил бы Ульяну Петровну после её смерти, утешенная, довольная, бабушка сказала:

—. . . чем же мне жить-то, кроме вас!”)

Далее учащиеся по ролям читают диалог детей и бабушки до слов: “. . . и пошла в выход за припасами, обрадованная, что добра у неё много и есть кого кормить”.

—Давайте подумаем, с какой целью писатель вводит в рассказ о детях несколько представителей старшего поколения.

(Забота о других, о ближних, о детях, в которых повторились эти люди, — главное в жизни пожилых людей. И это понимается лишь в старости, а пока Антоша и Наташа не задумываются об этом. )

—Почему же дети не задерживаются у бабушки надолго несмотря на такую заботу о них?

(“В избе пахло горячей землёй, сытыми печёными блинами и дымом, а за окном светило солнце над незнакомой травою чужой деревни”. “Там было чисто, скучно. . . и заунывная жара светила в окно”. “Наташа подошла к окну. . . ей хотелось увидеть на улице что-нибудь знакомое или родственное, как у них в колхозе были ей знакомы плетни, трава, деревья. Но под окном бабушки рос один только маленький куст, его листья были покрыты пылью, он слабо шевелил ветвями, он истомился от жары и суши и жил точно во сне.

—. . . Я к маме хочу, — попросился Антоша”. )

—Какие детали передают психологическое состояние детей?

(Итак, перед нами дети, им необходимо материнское присутствие, ощущение дома, тепла, уюта возле мамы. Им достаточно видеть те особые приметы, по которым мы узнаём родину. Такие приметы у каждого свои. Не увидев ничего знакомого за окном, дети решают идти обратно. )

—Что происходит в дороге? Понаблюдайте, как ведут себя дети в грозу.

(Наташа: “. . . спешила изо всех сил, ей лишь хотелось бы только донести Антошку домой”; “она сейчас же укрыла Антошку собою, прилегши на него сверху, и спрятала прежде всего его голову в своих объятиях, тесно прижав всего брата к своему телу. Град бил по Наташе, по её голове и по спине, но она молчала, зная, что Антошке теперь не больно и хорошо”; “она пересадила Антошку со спины к себе на руки, чтобы в него меньше попадал дождь и чтобы молния сверху сперва не ударила в него, и снова побежала вперёд”.

Антоша: “. . . боялся того, что с ним будет теперь, но его интересовали туча и молния, и он хотел, чтобы случилось что-нибудь страшное, а он бы посмотрел, но только бы не умер. Приникнув к сестре, Антошка почувствовал, что она пахнет так же, как пахло всё в их избе — и хлеб, и сени, и деревянные ложки, и подол матери”. )

Значит, Наташа ведёт себя как “маленькая женщина”, олицетворяя для Антоши маму. Ею движет одно желание — спасти, уберечь, защитить Антошу от грозы. А маленький брат очень любопытен, ему хочется всё увидеть и ничего не пропустить. Но это до определённого момента.

—Как этот момент обозначен в композиции рассказа? (Кульминация рассказа, где мы наблюдаем единение детей. )

(“Наташа села возле ржи и изо всех сил прижала к себе Антошку. . . закричала криком, как большая женщина, чтоб её услышали и помогли. Но брат её, посидев немного под дождём, сказал сестре:

—Давай копать яму, мы туда спрячемся. . .

Брат и сестра, боясь грома, загодя схватились руками друг за друга и прильнули лицами один к другому. . . и прижимались друг к другу, желая согреться.

—Вы ктой-то? — хрипло спросил их близкий, чужой голос”.

—Поработаем со словом писателя. “Желая согреться”. О каком тепле идёт речь? “Близкий и чужой голос”. У Платонова эти понятия однородны. Как вы понимаете их однородность?

Итак, и Наташа, и Антон во время грозы — только дети. Наташа, оберегая брата, вдруг поддаётся на его детское рассуждение. Но лишь вместе они могут выжить.

—Кто спасает детей? Необходимо провести работу, подобную той, что уже проводилась, когда мы впервые встречались с этим персонажем: портрет, действия.

В портрете старика привлекает повтор (“ничем не заросшим лицом”), подчёркивающий открытость старика.

Действия: “. . . он надел свою шапку на голову Антошки и, согнувшись, касаясь руками земли, велел ребёнку полезать к нему в кошёлку за спиной. . . Ещё раз пригнулся, взял Наташу себе спереди на руки и пошёл под дождём. . . унося на себе двоих детей. У старика надулись жилы на шее, он сгорбился, дождь и пот обливали его тело и лицо, но он шёл привычно и терпеливо.

—Спасибо град не пошёл. Он бывает с голубиное яйцо — побил бы детей”.

Следовательно, несмотря на свою старость, старик терпеливо несёт детей домой, переживая при этом, что град мог побить детей, а не его.

—Давайте подумаем, случайно ли автор акцентирует наше внимание на том, что пожилой человек спасает детей? Как это выражается в разговоре председателя с отцом детей?

Зачитывается эпизод со слов “Егор Ефимович его знал. . . ” до слов “Ребятишки — дело непокупное, и для сердца они больны, как смерть, а бык не то, быка и второй раз за деньги можно купить”.

Значит, заботиться нужно о детях ради будущего, передавая весь свой опыт — и общения, и любви, и жизни — им.

—На фоне чего разворачиваются все описанные события?

(Платонов на протяжении всего рассказа создаёт образ богатой деревни, деревни во ржи, урожайной, многохлебной. В подтверждение этому следующие цитаты: “. . . начиналось общее ржаное поле, и туда, в это поле, уходила дорога, ведущая в колхоз. . . в другие большие поля, заросшие хлебом и лиственными лесами, орошаемые светлыми реками, утекающими в тёплое море”. )

—Следовательно, всё это надо сохранить, чтобы каждый чувствовал и видел эти неяркие приметы своей малой родины. А возможно это лишь соблюдая принцип “возлюби ближнего своего как самого себя”, не нарушая, а сберегая связь времён и поколений.