Историко- и теоретико-литературные понятия
Углубление представлений о стиле, гротеске, комическом, сатирическом и публицистическом пафосе, о фантастическом и его функциях, о жанрах романа-путешествия, авантюрного романа, поэмы.
Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников
Сны в русской литературе первой и второй половины XIX века. Сходства и различия функций. Черты преемственности.
Влияние изображения стихии и истории у Пушкина на литературу XX века.
Традиция Лермонтова в изображении психологии героя в романах Достоевского (рекомендуется обратить внимание учеников не только на программные произведения Достоевского).
Гоголь и Гофман.
Соединение в произведениях Гоголя социальной сатиры, эсхатологии и “беззаботного” смеха.
Многоаспектность и многозначность образов и произведений Гоголя.
Особенности русской литературы второй половины XIX века
Общая характеристика периода. Общественно-политическая, философская проблематика в литературе этого времени (художественное воплощение жизненной, религиозной и исторической философии в творчестве Гончарова, Тургенева, Достоевского, Л. Толстого, Чехова). Споры о злободневном в поэзии. Развитие и становление русского романа. Поэзия как форма публицистики (Н. А. Некрасов и его школа). Становление театра как полноценного поля для обсуждения больных вопросов современности и глобальных вопросов мироустройства (А. Н. Островский и его школа).
В. Г. Белинский. Интерпретация Пушкина и Гоголя и становление русской прозы 1840-х годов («Орусскойповестииповестяхг. Гоголя»).
И. А. Гончаров. «Обломов». История создания романа. Система персонажей в “романе одного героя”. Роман «Обломов» как социально-бытовой и психологический роман. Сон Обломова в композиции романа. Черты полемики с романтической литературой в изображении природы, любовных переживаний, народных поверий фольклора, отношений Востока и Запада (халат Обломова, Обломов и Штольц и другие). Судьба России и национальный тип в изображении Гончарова. Проблема счастья в романе, проблема воспитания в романе («Обломов» как российский роман воспитания). Традиция “натуральной школы” в первой главе романа. Традиция Пушкина и Гоголя (прежде всего «Капитанской дочки» и «Мёртвых душ») в романе Гончарова. Значение детали и своеобразие художественного пространства (сон, сказка, Петербург) в романе.
И. С. Тургенев. «Отцыидети». Раскол в «Современнике» как одна из причин формирования особенностей героя романа. Проблема временного и вечного в романе. Тема гармонии и конфликта в человеческих отношениях (либералов и нигилистов, мужчин и женщин, поколений одной семьи, современников, принадлежащих к разным поколениям). Место природы, искусства (в особенности музыки и поэзии), семейных связей, стремления к взаимопониманию в гармоническом устройстве мира. Система персонажей в романе. Мастерство Тургенева в смысловой нагруженности деталей внешности, речи, одежды, интерьера. Композиция романа и её художественная функция. Значение последней главы романа. Особенности выражения авторской позиции в романе.
Полемика в русской критике вокруг романа Тургенева (критики об авторской позиции).
Историко- и теоретико-литературные понятия
Понятие “натуральной школы” («Физиология Петербурга»). Черты “натуральной школы” в «Запискахохотника» Тургенева, «Бедныхлюдях» Достоевского, в изображении сатирических персонажей романа Гончарова «Обломов». Углубление представлений о литературной полемике средствами художественной литературы. Социальная и историософская проблематика, выражаемая литературными средствами.
Ф. И. Тютчев. Человеческая и литературная судьба Тютчева: поэт пушкинского поколения в эпоху превращения литературы в поле выяснения, в том числе и публицистических вопросов, в эпоху становления русского психологического и философского романа; самоощущение поэта-“дилетанта” в эпоху профессионализации литературного труда. Натурфилософский характер лирики Тютчева («Весенняягроза», «Весенниеводы», «Видение», «Певучестьестьвморскихволнах. . . », «Нето, чтомнитевы, природа. . . », «Когдапробьётпоследнийчасприроды. . . », «Деньиночь»). Единство личности и вселенной как одна из центральных тем Тютчева* («Фонтан», «Какокеанобъемлетшарземной. . . », «Тенисизыесмесились. . . », «Очёмтывоешь, ветрночной?»). Поэт о человеческой истории и жизни вселенной («Цицерон», «Отжизнитой, чтобушевалаздесь. . . »). Тютчев о России («Этибедныеселенья. . . », «Слёзылюдские, ослёзылюдские. . . », «УмомРоссиюнепонять. . . »). Соотношение мысли и драматизма переживания лирического героя Тютчева («Silentium!», «Душамоя — Элизиумтеней. . . »). Любовная лирика поэта: любовь как трагический конфликт, изображение психологии женщины в любовной лирике Тютчева («Япомнювремязолотое. . . », «О, какубийственномылюбим. . . », «Неразтыслушалапризнанье. . . », «Предопределение», «Неговори: меняон, какипрежде, любит. . . », «Естьивмоёмстрадальческомзастое. . . », «Чемумолиласьтыслюбовью. . . », «Последняялюбовь», «Любовь, любовь, — гласитпреданье…»).
А. А. Фет*. Лирический герой поэзии А. Фета, его погружённость в природу. Чувственность, вещественность мира, изображённого в поэзии Фета. Образ одухотворённой природы, в том числе в безглагольных стихах поэта («Печальнаяберёза», «Япришёлктебесприветом. . . » (повторение), «Ещёвесна — какбудтонеземной. . . », «Шёпот, робкоедыханье. . . », «Осень»). Представление Фета о творчестве («Однимтолчкомсогнатьладьюживую. . . »). Медитативная лирика* («Настогесенаночьююжной. . . », «Измученяжизнью, коварствомнадежды. . . »). “Невыразимость” и “непостижимость” как темы поэзии Фета («Учисьуних — удуба, уберёзы. . . »).
Н. А. Некрасов. Журнал «Современник» в биографии Некрасова. Круг авторов журнала «Современник». Формирование общественного мнения вокруг журнала. Некрасов-журналист и поэт. Публицистичность, повествовательность, “сюжетность”, прозаизмы. “Непоэтические” темы и образы. “Антиэстетизм” как поэтическая программа Некрасова в сочетании с изысканностью и мастерством поэтической техники (перебои ритма, многообразие размеров, игра с фонетической благозвучностью и неблагозвучностью. Цикл «Вдороге», «Едулиночью. . . ». Некрасов о поэте и поэзии («Праздникжизни — молодостигоды», «Блаженнезлобивыйпоэт. . . », «Поэтигражданин»). Петербург Пушкина и Гоголя в цикле стихотворений «Опогоде»; связь этого цикла с творчеством Достоевского (бедный Макар Некрасова и сон Раскольникова о лошади у Достоевского). Антиромантизм в некрасовском изображении русской деревни, Петербурга и человеческих, в том числе любовных, отношений («Секрет», «Мыстобойбестолковыелюди. . . »).
«КомунаРусижитьхорошо». Послереформенная Россия глазами крестьян — стилистика и сюжетные черты фольклорных жанров в поэме (песня, сказка, пословица, примета и другие).
Эмоциональный накал как характерная черта лирики и поэм Некрасова. Влияние поэзии Некрасова на русскую поэзию XX века.
Историко- и теоретико-литературные понятия
Противопоставление гражданской лирики и поэзии “чистого искусства”. Психологизм в лирике. Углубление представлений о философской лирике, о значении и характерности пейзажа в лирике. Понятие поэтического цикла. Дальнейшее формирование представлений о реалистическом стиле, народности, национальном своеобразии, значение традиции и новаторства в литературе.
Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников
Понятие о композиции пейзажа в лирическом стихотворении.
Философские основы лирики Ф. Тютчева.
Тютчев и Мандельштам.
Некрасовский город в прозе Достоевского (или лирике А. Блока; или в поэзии В. Маяковского).
Героини любовной лирики Тютчева и Некрасова в сопоставлении с героинями Достоевского.
Ф. М. Достоевский. Биография и литературный путь.
«Преступлениеинаказание». Связь понятий — “преступление”, “грех”, “наказание”, “искупление” — в романе Достоевского. Духовный путь и эволюция внутреннего мира Раскольникова как центр содержания романа. Психологический портрет Раскольникова и средства его создания. Система персонажей романа. Двойники и антиподы Раскольникова (от Афросиньюшки и Миколки до Свидригайлова, Лужина и Порфирия Петровича) как параллели к духовному пути и психологии главного героя. Сны Раскольникова как средство создания психологического портрета героя. Средства создания противоречивости внутреннего мира персонажа. Своеобразие образа и место Петербурга в романе. Психологические, социальные и идейные причины преступления Раскольникова.
Полемическое начало романа Достоевского. Высмеивание примитивных социалистических идей (Лебезятников). Разоблачение идеи исключительной личности (наполеоновское начало). Категорическое отрицание принципа “цель оправдывает средства”. Идея всеобщего братства (“сестринства”): Алёна Ивановна, Лизавета, Соня, Раскольников. Символика романа, в том числе евангельские образы (воскрешение Лазаря). Полемика с романтическим представлением о противостоянии “толпы” и “нестандартной личности”.
«Идиот»*. Сквозные темы романов Достоевского: тема денег, Петербург, болезнь и выздоровление, влюблённость и красота, Россия и Запад.
«РечьоПушкине»*. Своеобразие прочтения Пушкина Достоевским. Стремление к достижению общего счастья всех людей как определяющее движение русской литературы в целом.
Историко- и теоретико-литературные понятия
Углубление представлений о сказе. Понятие “двойник”. Психологизм Достоевского в сопоставлении с психологизмом в лирике Некрасова и Тютчева.
А. Н. Островский. Творческий путь Островского. Жанровое многообразие драматургического наследия Островского.
«Гроза». Художественное пространство, система персонажей, своеобразие конфликта драмы. Русская критика о пьесе Островского. Перспектива изображённого Островским мира русской провинции и купечества (от «Грозы» к «Бесприданнице»). Смена власти традиции властью денег.