А. А. Блок. Значение идей В. Соловьёва для мировоззрения и творчества молодого Блока. «СтихиоПрекраснойДаме». Героиня первых поэтических книг поэта, своеобразие лирического героя. «Вступление» («Отдыхнапрасен. Дорогакрута. . . »), «Вхожуявтёмныехрамы. . . », «Мывстречалисьстобойназакате. . . », «Предчувствуютебя. . . »*, «Яотрок, зажигаюсвечи. . . », «Девушкапелавцерковномхоре. . . »*. Символизм Блока.
Принципы циклизации поэтических книг Блока. Три тома лирики как путь и судьба лирического героя. «Город», «Снежнаямаска»*, «Страшныймир» и «Возмездие»* («Ночь, улица, фонарь, аптека. . . », «Наостровах»*, «Одоблестях, оподвигах, ославе. . . »).
Блок о поэте и его назначении — «Поэты» («Загородомвыроспустынныйквартал…»), «Незнакомка», «Клеопатра»*, «Соловьиныйсад». Использование литературной традиции в создании поэтических символов.
Россия в творчестве Блока. Основные мотивы, связанные с образом Родины (тайна, сказка, загадка, древность, положение между Востоком и Западом, женский облик) — «Русь», цикл «Родина» («НаполеКуликовом», «Нажелезнойдороге», «Родина», «Россия»). Куликовская битва — “символическое событие русской истории”.
«Двенадцать». Многообразие жанровых истоков поэмы (частушка, марш, романс, песня, заупокойная молитва и другие). Контраст как основной принцип построения поэмы: контраст образов, цвета, стихового ритма, языковых стилей (просторечие — книжный). Контрастная природа революции. Ветер и метель как символы революционной стихии. Символические образы в поэме. Разнообразные толкования образа Двенадцати. Особенности композиции поэмы. Значение финала поэмы, его принципиальная непрояснённость.
А. А. Ахматова. Книги: «Вечер», «Чётки», «Белаястая», «Подорожник», «Anno Domini».
Многоликость лирической героини. Конкретность образов, “дневниковость” и психологизм ранней лирики: цикл «ВЦарскомСеле», «Сжаларукиподтёмнойвуалью. . . ».
Формирование эпического взгляда на мир (от стихотворений 1914 года до стихов начала 1920-х годов) — «Июль 1914», «Нестемия, ктобросилземлю. . . », «Всёрасхищено, предано, продано. . . », «Ягибельнакликаламилым. . . », «Длятогольтебяносила. . . », «АСмоленскаянынчеименинница. . . », «Когдавтоскесамоубийства. . . », «Ты — отступник: заостровзелёный. . . ».
Значение темы памяти в поэзии Ахматовой: «Всороковомгоду», «Мужество», «Реквием», «Северныеэлегии»*, «Поэмабезгероя»*.
Ахматова о поэте и поэзии («Тайныремесла»). Влияние классической традиции русской лирики на творчество поэта.
О. Э. Мандельштам*. Книги: «Камень» и «Tristia».
Сиюминутное — вечное у раннего Мандельштама («Даномнетело»). Трагическое ощущение хрупкости смертного и холодности, безликости вечного («Нет, нелуна, асветлыйциферблат. . . »). Воплощение темы творчества (в том числе и поэтического) в конкретно-осязаемых образах (камня, дерева, ласточки и другом). Значимость архитектурных мотивов («Notre Dame», «Айя-София»), в том числе в связи с темой культурной преемственности («ЯнеслыхалрассказовОссиана», «Silentium», «Золотистогомёдаструяизбутылкитекла…», «Век»). Мотивы Тютчева в поэзии Мандельштама и их переосмысление. Образ Петербурга в стихотворениях Мандельштама. Тема гибели культуры, апокалиптические мотивы («Петербургскиестрофы», «Адмиралтейство», «ВПетрополепрозрачноммыумрём», «Сумеркисвободы», «Нет, никогданичейянебылсовременник. . . », «Загремучуюдоблесть…», «Мыживём, подсобоюнечуястраны…»).
В. В. Маяковский. Предреволюционнаялирика. Своеобразие поэтического языка. Единство противоположностей в характере лирического героя: грубость–нежность, ненависть–любовь. Резкое неприятие буржуазного мира, его представлений о любви, красоте, поэзии. Ощущение себя поэтом улицы. Связь поэзии Маяковского с изобразительным искусством. Яркая метафоричность образов, значение языка, гиперболы. Своеобразие и функция художественных средств. Особенности стихосложения. Ритмическое своеобразие поэзии Маяковского. Новаторство Маяковского — «Авымоглибы?. . », «Любовь» («Девушкапугливокуталасьвболото. . . »), «Послушайте!», «Авсё-таки», «Адищегорода», «Нате!», «Скрипкаинемножконервно», «Вам!», «Облаковштанах». Своеобразие послереволюционного творчества. Работа в Окнах РОСТА. Понятие акцентного стиха*. Маяковский о назначении поэзии. «Разговорсфининспекторомопоэзии», «Необычайноеприключение, бывшеесВладимиромМаяковскимнадаче», «Вовесьголос».
Современность в зеркале сатиры Маяковского («О дряни», «Прозаседавшиеся». Сатирическая драматургия Маяковского* («Баня», «Клоп»).
С. А. Есенин. Блоковские мотивы в ранней поэзии С. Есенина («Запелитёсаныедроги»). Цельность и гармоничность образа Родины, значение фольклорного начала в поэзии Есенина («Гойты, Русьмояродная», «Калики»). Выражение эстетического восприятия деревни и родины в лирике Есенина («Крайтымойзаброшенный», «Какзахожийбогомолецясмотрютвоиполя. . . »*, «Отговориларощазолотая. . . »). Сквозные образы поэзии Есенина, их символическое значение — клён, осина и другие («Япокинулродимыйдом», «По-осеннемукычетсова»). Противопоставление цивилизации и природы («Япоследнийпоэтдеревни», «Песньохлебе»*). Есенин о месте поэта в послереволюционной России («Возвращениенародину», «Русьсоветская», «Спитковыль. Равнинадорогая», «Сторональтымоя, сторона!», «Нежалею, незову, неплачу», «Сорокоуст»*, «Несказанное, синее, нежное», «Русьуходящая»*, «АннаСнегина»). Поздняя любовная лирика (цикл «Персидскиемотивы»).
Трагическое мироощущение поэта в поэме «Чёрныйчеловек»*.
М. И. Цветаева*. Романтическое мироощущение Цветаевой. «СтихиоМоскве». Романтические поэтические портреты современников (цикл «СтихикБлоку»; «СтихикАхматовой»). Мотивы одиночества и их романтического преодоления в лирике Цветаевой (цикл «Провода», «Русскойржиотменяпоклон», «Расстояния: вёрсты, мили»). М. Цветаева о поэте и поэзии — «Поэт» («Поэт — издалеказаводитречь»).
Б. Л. Пастернак. Единство поэзии, жизни и природы в лирике Пастернака («Февраль. Достатьчернилиплакать!», «Марбург»*, «Определениепоэзии», «Проэтистихи»*, «Поэзия» («Поэзия, ябудуклясться»)*, «Вовсёммнехочетсядойти. . . ». Музыкальные темы и мотивы* («Импровизация»*, «ОпятьШопеннеищетвыгод»*, «Годамикогда-нибудьвзалеконцертной. . . »*).
«ДокторЖиваго»*. Многоплановость романа: о революции, о поколении, об истории. Художественное решение проблемы соотношения жизни и смерти. Роль искусства в бессмертии человека. Образ эпохи в романе. Роман Пастернака в контексте традиций русской классики и литературы ХХ века.
Соотношение прозаической и стихотворной части романа. Законы организации цикла стихотворений Юрия Живаго.
Историко- и теоретико-литературные понятия
Развитие представлений о литературном направлении и течении. Возникновение понятий символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм в русской поэзии. Представление о реминисценции. Углубление представлений о поэтическом мотиве, лирическом герое, выразительных средствах поэтического языка, прежде всего метафоре, звукописи, словотворчестве. О лирическом сюжете, традиции и новаторстве в литературе; о психологизме лирики, о влиянии музыки на поэзию.
Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников
Принципы французского символизма и русская поэзия.
Блоковские мотивы в поэзии Юрия Живаго.
Средства создания атмосферы тайны в поэзии Блока.
Вещность и осязаемость поэтического образа у Ахматовой.
Экзотика и традиция в поэзии Н. Гумилёва: особенности темы пути, образ лирического героя.
Языковые эксперименты В. Маяковкого (или В. Хлебникова).
Живописность образов В. Маяковского (или А. Блока).
Поэтический синтаксис Цветаевой.
Детство и отрочество в поэзии и мемуарной прозе Цветаевой.
Принципы поэтического изображения “обстоятельств великолепия” (А. Жолковский) у Б. Пастернака: сверхэмоциональное напряжение в жизни человека, природы, поэзии.
Мифологические образы деревенской Руси в поэзии Н. Клюева и С. Есенина.
ОТРАЖЕНИЕ В ПРОЗЕ 1920–1930-х годов РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ, РЕАЛИЙ НОВОЙ ЭПОХИ (“новыйчеловек”, “новыйбыт”, “новыйязык”)
Е. И. Замятин. «Мы». Образ Единого Государства в романе. Представление современности и её перспектив в образе обезличенного механизированного общества и государства будущего, построенного на принципах “идеологизированной” науки. Элементы сатиры в романе Замятина. Тема творчества в романе. Значение литературных реминисценций*.
НавыбородноилинесколькопроизведенийоГражданскойвойне:
И. Э. Бабель*. «Конармия». Гражданская война в изображении Бабеля. Язык и система ценностей героев «Конармии». Роль интеллигенции в революции. Образ повествователя и главного героя.
А. А. Фадеев*. «Разгром». Своеобразие композиции романа и её художественный смысл (противопоставление путей Морозки и Мечика). Интеллигенты в романе — представители разных политических партий. Социальный состав партизанского отряда. Образ Левинсона как символ военного лидера эпохи Гражданской войны.
М. А. Шолохов*. «ТихийДон». Донское казачество как историческая сила. Мир казачества в романе Шолохова: распад патриархальных семейных связей, разрушение этических представлений как следствие кризиса русского общества накануне революции. Судьба семьи Мелеховых. Жестокость изображённой в романе жизни. Особенности финала романа и его значение. Логическая и историческая неизбежность революции и Гражданской войны в романе.
М. А. Булгаков. «Белаягвардия»*. Изображение истории в романе. Противопоставление дома и города: дом — основа человечности в бесчеловечном мире. Мир культуры в романе: театр, литература, семейные и социальные традиции как основа романа и как условие сохранения возможностей нормальной жизни. Своеобразие пространства и времени в романе. Литературная традиция в романе.
Сатирическое и трагедийное в изображении 1920–1930-х годов
М. А. Булгаков. «Собачьесердце»*. Булгаков об историческом эксперименте. Тема создания нового человека. Литературная традиция как средство создания сатирических образов.