Леонид Горинча
Цель этой статьи – дать ответ на вопрос: может ли человек быть полным хозяином всех своих эмоций? Или – может ли человек во всех ситуациях полностью управлять своими эмоциями при помощи определённых мыслительных установок?
Для начала — что такое эмоция? Эмоция — это психическое состояние, отражающее отношение человека к себе и к происходящему вокруг него. Каждая эмоция имеет свой определённый биологический маркер.
То есть при переживании человеком определённой эмоции, в кровь начинают выделятся определённые гормоны, этой эмоции соответствующие. Человек почти постоянно испытывает какие-нибудь эмоции, хоть и не всегда эти эмоции достаточно выражены, для того, чтобы он их замечал. Человек — это своеобразный минихимзавод, на котором беспрерывно происходят химические реакции. Только на химзаводе эти реакции запланированы производственным процессом и находятся под контролем. А у человека реакции происходят непроизвольно, хотя, в той или иной степени тоже могут контролироваться и регулироваться.
А есть ли на этот счёт другие мнения? Может, эмоции всегда могут контролироваться и регламентироваться? Да, есть и такая точка зрения. Вот тезис Н.Козлова, взятый мной из его `Формулы личности`:
`Любая эмоция проходит через наше воспитание и раскручивается только при идеологическом обосновании: `Я прав, моё переживание — правомерно`. Если же вы понимаете, что возмущаться оснований (или целесообразности) нет, то, пошипев, эмоция сворачивается и гаснет. Если эмоцию разрешили — она выходит на волю. Но она пока ещё бледная и неживая. Чтобы разозлиться, как следует, нужно время — время на её раскрутку`.
Уважаемый читатель, что Вы думаете о вышеприведённой цитате?
Любая ли эмоция, проходит через наше воспитание и раскручивается только при идеологическом обосновании: `Я прав, моё переживание — правомерно`?
Есть ли эмоции у животных? Безусловно, есть, кроме разве что эмоций стыда и вины, которая предполагает наличие самосознания.
Нужно ли животным для `раскрутки` эмоций идеологическое обоснование: `Я прав, моё переживание — правомерно`?
• Без комментариев.
Предположим, что у человека все эмоции активизируются принципиально по-другому, нежели это происходит у животных.
• А некоторые эмоции у человека действительно активизируются по-другому.
Давайте сперва перечислим все эмоции, которые считаются базовыми (или чистыми) и посмотрим — нужны ли им для `раскрутки` идеологические обоснования или нет?
1. Интерес-возбуждение
2. Удовлетворение-радость-торжество
3. Удивление-изумление
4. Печаль-горе-страдание
5. Раздражение-возмущение-гнев-ярость
6. Отвращение-омерзение
7. Презрение-пренебрежение
8. Стыд-застенчивость
9. Вина-раскаяние
10. Страх-ужас
• Помимо базовых есть и паттерны эмоций. Как это понять? Есть базовые цвета – белый, чёрный, красный, синий, жёлтый. А есть цвета – серый, оранжевый, розовый, которые получаются если смешивать белый с чёрным, красный с жёлтым и красный с белым, соответственно. Также и паттерны эмоций являются совокупностью базовых эмоций. Например, любовь складывается из таких эмоций, как интерес-возбуждение и радость. А депрессия образуется вследствие действия таких эмоций, как горе, вина, стыд и гнев, который не вылился в агрессию. Но, в отличие от красок, есть базовые эмоции, которые несовместимы друг с другом. Например – радость и горе, или презрение и интерес.
1. Итак, раскручивается ли эмоция интерес-возбуждение только при идеологическом обосновании: `Я прав, моё переживание (интереса) — правомерно`?
Весьма странная постановка вопроса. Если что-то у Вас, уважаемый читатель, вызывает искренний интерес, то при чём тут идеологическое обоснование?
Впрочем, если интерес вызывает не что-то, а кто-то, то можно задать вопрос: `А стоит ли этот человек того, чтобы вызывать у меня интерес?`. Однако отрицательный ответ на этот вопрос не гарантирует, что интерес тут же пропадёт. А положительный ответ не гарантирует, что интерес усилится.
2. Только ли при идеологическом обосновании: `Я прав, моё переживание (радости) — правомерно` раскручивается эмоция радости?
Ответ — нет. Если для радости есть повод и основание (способность в этот момент радоваться), то она, возникнув естественным образом, дальше искусственно не раскручивается.
А спонтанная (необоснованная) радость, скорее всего, улетучится, если вместо того, чтобы просто радоваться человек станет `загружаться` вопросом: `А чему я, собственно, так рад?`.
4. Печаль-горе-страдание.
Горе и страдание вызваны каким-то объективно неприятным событием, и поэтому уже обоснованы. Идеологическое обоснование: `Я прав, моё переживание (горя-страдания) — правомерно` вряд ли будет способствовать дальнейшему раскручиванию эмоции горя.
Если человек находится в печали и хандре, то вовсе не обязательно, что он эту печаль-хандру для себя обосновал. Он может считать эту эмоцию необоснованной и неправомочной, но от этого она не исчезнет. Иначе не было бы людей, страдающих депрессией.
Уважаемый читатель, а Вы случайно не пробовали воспользоваться оригинальным советом от Н.Козлова — как лучше всего избавится от эмоции горя-страдания? Каким советом? — Энергично пожевать сладкую жвачку и душевного страдания, как ни бывало.
• Надо же — как всё оказывается просто и гениально! Непонятно только — зачем до сих пор фармацевты изобретают и выпускают всё новые антидепрессанты? В США депрессии населения обходятся экономике в 47.5 млрд. долларов в год. И поэтому совершенно непонятно — почему автора столь оригинального и универсального изобретения избавления от горя и страданий до сих пор не удостоили хоть какой-нибудь награды!?
5. Раздражение-возмущение-гнев-ярость.
По-сути, это одна эмоция. Раздражение, гнев и ярость различаются по степени эмоциональной выраженности.
1. Гнев может активизироваться какими-нибудь событиями или стрессовыми ситуациями.
Физиологами установлено, что эмоция гнева может возникать непосредственно, лишь с помощью раздражающей стимуляции. И тут от человека совершенно не зависит — желает он иметь эту реакцию или нет.
Л. Берковиц после многих лет исследования проблемы гнева и агрессии, пришёл к выводу, что неприятные события, например, погружение в холодную воду, продолжительное воздействие высокой температуры, скверные запахи и т.п., вызывают у человека неприятные ощущения, которые являются непосредственным активатором гнева. Даже умеренное чувство дискомфорта, если оно длительно, может сделать человека раздражительным или, выражаясь языком психологии, снизить его порог гнева. Хотя интенсивность эмоции гнева зависит и от того, какой у человека `эмоциональный порог`. Человек с низким порогом эмоции гнева более вспыльчив.
Первой и непосредственной причиной гнева выступает боль. Исследования К. Изарда доказали, что гнев является естественной реакцией на неожиданную боль от укола у маленьких детей. То есть, младенцы, которые ещё не умеют мыслить и не понимают, что с ними происходит, тем не менее, отвечают на боль эмоцией гнева. Грудные дети проявляли реакцию гнева на ограничение физической свободы — когда им держали руки и не давали шевелиться.
Вывод: процессы мышления, памяти, интерпретации, оценки не выступают в качестве необходимых причин для возникновения и развития эмоции гнева.
2. Гнев может активизироваться чувствами.
Эмоция гнева может развиться из эмоциональных состояний печали, стыда, неудачи, разочарования.
3. Гнев может активизироваться мыслями.
Например, причиной возникновения и развития эмоции гнева могут послужить глупые необдуманные, причиняющие вред другим действия какого-нибудь человека. Тут имеется в виду оценка этих действий.
Среди мыслей, которые могут спровоцировать у человека гнев, в первую очередь, можно выделить мысли о допущенной несправедливости, обмане. Гнев бывает вызван оскорблением — то есть мыслью-оценкой, что тебя оскорбили. Такой гнев называют праведным.
Теперь, уважаемый читатель, давайте проанализируем цитату Н.Козлова:
`Если же вы понимаете, что возмущаться оснований (или целесообразности) нет, то, пошипев, эмоция сворачивается и гаснет`.
Как Вы наверно заметили, уважаемый читатель, здесь у автора цитаты имеет место непонимание различия между `основанием` и `целесообразностью`. Если бы он разницу понимал, то о никакой целесообразности не упоминал бы. Ведь, как известно, можно испытывать полноценный приступ гнева вопреки всякой целесообразности. Было бы только основание! А если нет оснований, то и настоящих эмоций тоже нет. Их можно только разыграть.
• И целесообразность (без оснований) в возникновении и раскручивании настоящих эмоций – не причём.
Н.Козлов пишет: `Если эмоцию разрешили — она выходит на волю`.
В принципе, она может выйти и без разрешения — вопреки воле человека. Это называется `человек потерял контроль над своими чувствами`. Такое тоже бывает — не хотел, но не смог сдержаться.
Продолжаем анализ идей Н.Козлова:
`Но она пока ещё бледная и неживая. Чтобы разозлиться, как следует, нужно время — время на её раскрутку`.
А здесь всё правильно. Вначале, как правило, но не всегда, появляется чувство раздражения, которое переходит в возмущение, потом в гнев, и, наконец, в ярость. Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него чувство уверенности и силы, подавляет страх. Гнев создаёт готовность к действию. Возможно, ни в каком другом состоянии человек не ощущает себя таким сильным и храбрым, как в состоянии гнева. В гневе человек чувствует, что у него `вскипает кровь`, горит лицо, мышцы напряжены. Ощущение собственной силы побуждает его бросится вперёд, напасть на обидчика. И чем сильнее его гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек. В ярости мобилизация энергии столь велика, что человеку кажется, будто он взорвётся, если каким-то образом не даст выхода своему гневу. И если выход дан, то: