Второй элемент - это идея о том, что какие-то сущностные характеристики не заложены в человеке изначально, они формируются в процессе реального взаимодействия человека с миром, в процессе жизни. Это положение экзистенциализма близко некоторым другим подходам. Например, основная идея деятельностного подхода заключается в том, что реальная практика определяет формирование конкретных психологических структур, процесс взаимодействия с миром первичен по отношению к структуре (Леонтьев, 1983). Отличие же деятельностного подхода в том, что в традиционном его варианте взаимодействие человека с миром все же завершается некой структурой, то есть структура выступает как результат генетического процесса, и хотя процесс взаимодействия с миром является первичным, его цикл конечен. Во-вторых, экзистенциальная психология делает больший акцент на то, что Выготский(1982) и Франкл (1990) называли "вершинной" психологией личности, то есть на сущностные специфически человеческие свойства, на их развитие, на их проявление в отношениях с миром. А в традиционном варианте деятельностного подхода в рамках генетического анализа акцент больше делался на те психологические и личностные характеристики, которые больше связаны с инструментальным уровнем. Очень близкие взгляды на сущность человека, мнение, что у человека вообще нет никакой предзаданной сущности и сущность человека проявляется в открытости самым различным возможностям, излагал Э.Фромм (Фромм, Хирау, 1990), у которого вообще можно встретить много идей и положений, близких экзистенциалистской позиции. При этом он в гораздо большей мере учитывает и прорабатывает проблему психологических механизмов связей человека с социальной реальностью, социальной данностью его жизни и не только социальной. Это автор, чрезвычайно близкий экзистенциалистской позиции, хотя о приверженности ей он нигде явно не говорит. Еще один момент, принципиально важный для понимания специфики экзистенциалистского подхода - это понятие жизненного мира. Понятие жизненного мира занимает существенное место во многих вариантах экзистенциалистского подхода. Самое главное содержание, которое заключается в данном понятии, состоит в том, что в каждый данный момент времени, в каждой данной ситуации человек противостоит не данной конкретной ситуации и не среде, его окружающей, а миру в целом. Взаимодействие человека с каким-то фрагментом мира в конкретной ситуации - это некоторая "голограмма", в которой отражается мир в целом. И этим отличается человек от животных. Франкл писал о том, почему животное не может быть личностью - потому что у животного нет "мира", которому "противостоит" человек, для животного существует только "Среда" (Frankl, 1982, p. 116). У человека есть мир, для животного существует только среда. Об этом же писал и Р.Мэй (May, 1983). Немножко особая ситуация с теми животными, которые живут в человеческом мире - с кошками и собаками. Они во многом очеловечены и их уже нельзя считать чистыми животными. И если говорить о попытках найти какие-то черты личности у животных, то их надо искать не у приматов, а у тех, кто живет рядом с человеком, у тех, кто живет по законам, во многом установленным человеком, то есть прежде всего у собак. Очевидно, что психика домашних животных сдвинута, потому что они созданы, чтобы жить по одним законам, а реально живут по другим законам. Конечно, частично законы биологического существования в их жизни сохраняются, но в очень значительной мере их реальное существование структурировано человеком, то есть совершенно другими принципами жизни. Я не знаю, насколько верно говорить о том, что домашние животные - немножко люди, но явно, что они уже не совсем животные. Кошки и собаки - это маргинальный случай, который трудно сразу полностью осмыслить. Главное в том, что у человека действия в каждой ситуации регулируются не непосредственными импульсами, а переживанием смысла различных альтернатив, существующих в данной ситуации. А в смысле каждого конкретного действия для человека сходятся все его жизненные отношения, самые разные жизненные контексты и то, к чему данный выбор, данное конкретное действие приведет, не только с точки зрения удовлетворения здесь-и-теперь насущной потребности, а одновременно и с точки зрения всех на первый взгляд и не связанных жизненных контекстов. Для человека в каждый данный момент присутствует, отражается весь мир.
***
Таким образом, экзистенциальная психология представляет собой оригинальное направление в теоретической и прикладной психологии, обладающее четко очерченной спецификой, своей теорией и методологией и отличающееся философской глубиной и ориентированностью на анализ ключевых проблем и ситуаций человеческой жизни. Экзистенциальная психология не противопоставляет себя другим подходам в психологии, а стремится конструктивно взаимодействовать с ними, и хотя приверженцев у нее не слишком много в силу ее глубины и сложности, положение ее как научной школы представляется весьма устойчивым, а влияние, оказываемое ею не только на профессионалов, но и на непсихологов, многократно превышает круг собственно экзистенциальных психологов - недаром В.Франкл, Р.Мэй, И.Ялом относятся к популярным далеко за пределами профессиональной среды авторам. Экзистенциальная психология - это сегодняшний день психологии, ее живой нерв. И она в состоянии дать очень много любым направлениям академической и прикладной психологии, которые не закрывают глаза на сложные и болезненные вопросы человеческого существования.
Список литературы
Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993.
Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Выготский Л.С. Собр.соч. в 6 тт. М.: Педагогика, 1982, т.1.
Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии // Психологический журнал, т.11, N 5, с.135-158.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2 тт. М.: Педагогика, 1983.
Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути // Мир человека: хрестоматия для учащихся. Часть 1. М.: Интерпракс, 1993, с.297-302.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: НФ "Класс", 1994.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989, с.319-344.
Тиллих П. Мужество быть // Символ, 1992, N 28, с. 7-119.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.
Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995.
Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии "Природа человека" // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990, с.146-168.
Bugental J.F.T. The Search for Authenticity. 2 enl. ed. N.Y.: Irvingstone Publishers, 1981.
Frankl V. Der Mensch vor der Frage nach dem Sinn. Muenchen: Piper, 1979.
Frankl V. Der Wille zum Sinn. 2 Aufl. Bern: Huber, 1982.
Greening T. Introduction // T.Greening (ed.) Existential Humanistic Psychology. Belmont: Brooks/Cole, 1971, pp.1-12.
Greening T. Existential challenges and responces // The Humanistic Psychologist, 1992, vol. 20, N 1, pp.111-115.
Mahrer A. The case for fundamentally different existential-humanistic psychologies // J. of Humanistic Psychology, 1989, v.29, N 2, pp.249-262.
Maslow A.H. Toward a Psychology of Being. 2nd.ed. N.Y.: Van Nostrand, 1968.
Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. Harmondsworth: Penguin, 1976.
May R. The Problem of Evil: an open letter to Carl Rogers // J. of Humanistic Psychology, 1982, v.22, N 3, pp.10-21.
May R. Answers to Ken Wilber and John Rowan // J. of Humanistic Psychology, 1989, v.29, N 2, pp.244-248.
May R. The Discovery of Being: Writings in Existential Psychology. N.Y.: Norton, 1983.
Rogers C. The actualizing tendency in relation to "Motives" and to consciousness // M.R.Jones (ed.) Nebraska symposium on motivation, vol. 11. Lincoln, NB: University of Nebraska Press, 1963, pp.1-24.
Rogers C. Notes on Rollo May // J. of Humanistic Psychology, 1982, v.22, N 3, pp.8-9.
Rowan J. Two humanistic psychologies or one? // J. of Humanistic Psychology, 1989, v.29, N 2, pp.224-229.
Yalom I.D. Existential Psychotherapy. N.Y.: Basic Books, 1980.
Yalom I.D. Love's Executioner and Other Tales of Psychotherapy. N.Y.: Harper Collins, 1989.