Смекни!
smekni.com

Фантазии глубокого проникновения (стр. 4 из 4)

Может возникнуть вопрос, почему я свел всё к фрикционным ритмам коитуса - ведь существует множество иных ритмов, созвучных поэзии. Вознесенский, например, утверждал: «я пишу стихи ногами»,[17] выводя ритмику стиха из ритмичности шагов. Но это лишь образное выражение; в ногах нет души - по той же самой причине она не может уйти в пятки. Я не столь категоричен, и не хочу никого убедить, что поэты пишут именно той частью тела, символом которой является как раз нога. Но для меня очевидно, что шаги по лестнице отнюдь не первоисточник поэтического ритма - в сновиденьях они сами есть символ ритмических фрикций. При желании любой ритм можно свести к созвучному, природа очень гармонична. И на первый взгляд все ритмы равноценны; а социальные табу склоняют поэта к поиску источников поэзии в несексуальных ритмах. Но вопрос здесь вовсе не в том, какой из ритмов «ритмичнее». Суть в том, что именно в коитусе человек так безмерно жаждет получить полное, соответствующее силе желания наслаждение, и именно в коитусе он его не получает. Все виды сублимационной деятельности призваны снимать напряжение именно сексуального недонаслаждения, сексуальной неудовлетворенности, ибо никакое другое желание не оставляет столь жгучего, невыносимого недонаслаждения.

Среди ритмов, претендующих на поэтическое первородство, особо выделяются ранние ритмы сосания. Тем более, что и сам Фрейд писал: «Необходимость связывать поездку по железной дороге с сексуальностью исходит, очевидно, из сосательного характера двигательных ощущений».[18] Такой подход также правомерен, но, рассмотрев его, мы придем к аналогичному (в ритмическом смысле) результату. Любая прегенитальная эрогенная зона не может дать простого удовлетворения типа «почеши - пройдет». Отделение сексуальной деятельности сосания от функции питания и породило первый глобальный раскол между желанием и наслаждением. С точки зрения либидной энергетики сосание - пример принципиально неудовлетворяемой сексуальной деятельности, некоей «дурной бесконечности». Оно как соленая вода - «чем больше пьешь, тем больше хочется»; и прекращается оно не от удовлетворения, а от усталости. Я могу проиллюстрировать это следующей притчей.

Один психоаналитически ориентированный муравей, адепт инстинкт-теории, решил как-то просветить своего друга - слона.

- Ты знаешь, что такое кайф? Кайф - это особое раздражение орально-анальной зоны.

- Как это? - не понял слон.

- Давай я залезу тебе в хобот, а вылезу через анус - вот это и будет кайф.

- Давай, - согласился слон.

Муравей пролез сквозь слона и спрашивает:

- Ну как?

- О-о-о... кайф... А еще раз можешь?

- Могу, - сказал муравей и опять залез в хобот. А слон тут же засунул хобот себе в анус:

- О-о-о... вечный кайф...

Наша сексуальная организация сложилась так, что мы все прегенитальные удовольствия свели к vorlust, к предварительному наслаждению. А его, в отличие от конечного наслаждения, можно удовлетворить разве что в бесконечности. Но рассмотрим все же типичного орала, каковым является алкоголик. Трудно представить его, сосущего бутылку водки и причмокивающего, как младенец. Это мы пьем, ритмически сглатывая. А он вливает в себя водку винтом - т.е. одним глотком, залпом. Таков его ритм глубокого проникновения. Эта попытка менее достойна - но так же нерезультативна, как и наша. Мы объединили инфантильные влечения под приматом генитальности; мы прорвались к оргазму - высшему наслаждению в жизни. Но как-то язык не поворачивается назвать это наслаждение «конечным». Потому что мы безнадежно расщеплены - нас раскололи еще до того, как мы стали осознавать себя. И наша регрессирующая способность наслаждаться совершенно неадекватна нашей здоровой способности желать.


[1] З. Фрейд «Очерки по психологии сексуальности», Минск, «Попурри», 1997, стр.74, 75.

[2] Там же, стр.62.

[3] В.Тредиаковский «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», 1735 г.

[4] М.Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворчества», 1739 г.

[5] Ю.Мориц «Дайте мне вашу скуку!» в кн. Ю.Мориц «Синий огонь», Москва, «Советский писатель», 1985, стр.37-39.

[6] В.Маяковский «Хорошо», с./с. в 2 т., т.2, Москва, «Правда», 1988, стр.375, 376.

[7] Р.Киплинг «Пыль (Пехотные колонны)», в кн. Р.Киплинг «Рассказы. Стихотворения», Л., «Художественная литература», 1989, стр.322.

[8] Там же.

[9] Н.Асеев, «Северное сияние», в кн. Н.Асеев, «Библиотека поэта», Ленинград, «Советский писатель», 1967, стр.123.

[10] Н.Асеев «Черный принц», там же, стр.414.

[11] Н.Асеев «Звенчаль», там же, стр.79.

[12] В.Маяковский «Кем быть?», с./с. в 2 т., т.1, Москва, «Правда», 1988, стр.646-648.

[13] А.Вознесенский «Лёд-69», в кн. А.Вознесенский «Иверский свет», Тбилиси, «Мерани», 1984, стр.531.

[14] М.Цветаева «Крысолов», в кн. М.Цветаева «Стихи и поэмы», Вильнюс, 1988, стр.431.

[15] Может быть «сочиняют» - слишком сильно сказано. Но если ребенок забывает считалку, он легко, на ходу заменяет забытый фрагмент своими словами.

[16] См. К.Г.Юнг «Перемещение либидо как источник творчества», стр.253, в кн. «Между Эдипом и Осирисом», Львов, 1998. И далее Юнг пишет: «В этом описании сексуальная символика добывания огня не вызывает сомнений. Отмеченная здесь ритмика напоминает сексуальный ритм, сравнимый со звуковым ритмом кликов в период течки у животных».

[17] А.Вознесенский «Путеводитель к сборнику «Дубовый лист виолончельный» в кн. «Ров», М., 1987, стр.605.

[18] З.Фрейд «Очерки по психологии сексуальности», Минск, «Попурри», 1997, стр.75.