Попытка определения
В первом приближении можно определить жизнетворчество как расширение мира, расширение жизненных отношений. Оно происходит в процессе естественного развития личности, которое и заключается прежде всего в том, что наш мир расширяется. Оно происходит в процессе религиозного обращения или приобщения, потому что расширяются контексты осмысления мира, человек начинает воспринимать все под углом зрения более глобальных вещей, под углом зрения вечности, под углом зрения некоторых нравственных ценностей, происходит определенное движение в направлении расширения мира.
В результате определенных форм психотерапевтического воздействия тоже происходит расширение мира. Однако жизнетворчество не психотерапия, хотя это процесс, который достаточно тесно с психотерапией связан. Психотерапия выполняет отчасти и жизнетворческие функции, но когда это происходит, она несколько выходит за свои пределы. Жизнетворчество не входит в сущность психотерапии и непосредственно не относится к ее природе, к ее задачам, хотя логически дополняя собственно психотерапевтическую работу оно входит в арсенал инструментов психотерапевта - но отнюдь не только психотерапевта.
Если попытаться сопоставить жизнетворчество и собственно психотерапию как практики (при том, что жизнетворчество - практика, которая пока еще не выработала своих алгоритмов, в отличие от психотерапии), прежде всего необходимо отметить, что жизнетворчество работает не с переживанием, не с формами репрезентации каких-то явлений мира, а с самим миром, то есть она направляет фокус внимания человека не в себя, а наружу. Виктор Франкл (1990) приводил замечательную метафору бумеранга в контексте критики идеи самоактуализации, объясняя, что самоактуализация невозможна, если ее ставить как некую конечную цель. Бумеранг - это инстумент, отнюдь не предназначенный для того, чтобы он возвращался, когда его кидаешь. Это оружие для охоты, предназначенное для того, чтобы поражать цель, попадать в животное. Возвращается тот бумеранг, который не попал в цель. Точно так же, - говорит Франкл, - наша озабоченность самим собой, наш взгляд внутрь и наша зафиксированность на самоактуализации является следствием того, что мы промахнулись мимо нашей цели в мире, мимо того смысла в мире, на который наша деятельность должна быть направлена. Мы промахнулись и вернулись обратно, как бумеранг. Если человек хочет прийти к себе, говорит Франкл, его путь идет через мир. Это и есть путь жизнетворчества.
Психотерапию и жизнетворчество как определенные практики изменения можно поставить в параллель таким двум стратегиям искусства, создания художественных образов как лирика и эпос (см. Леонтьев, 1998). Существует, как известно, два основных эстетических принципа, на которых может строиться создание художественного произведения. Первый из них - теоретический принцип вживания, в наиболее подробной форме развернутый и проработанный К.С.Станиславским, предполагающий отождествление зрителя с персонажем. Зритель как бы воспринимает происходящее с позиций персонажа, отождествляется с ним, входит <внутрь> произведения. Второй, альтернативный ему эстетический принцип - это принцип очуждения или остранения, который теоретически проработан В.Шкловским и Б.Брехтом. Задача ставится прямо противоположная - в максимальной степени дистанцировать зрителя, читателя от того, что происходит. Но задолго до того, как были сформулированы эти два теоретических принципа, существовали два направления искусства, которые им соответствовали, обозначаемые понятиями <лирика>
<эпос>
Лирика - это фиксирование на субъективном взгляде. Когда лирический поэт создает поэтическое произведение, он как бы предлагает читателю стать на его место и, читая его, повторно пережить то, что пережил он. Взгляд вовнутрь, через отождествление, через слияние позиций, слияние чувств. Когда поэт создает эпос, он, наоборот, предлагает читателю дистанцироваться от событий и охватить их единым взглядом с позиции, как мы сейчас говорим, остраненной или очужденной.Создание эпоса - это описание событий, описаний явлений с позиции внешнего наблюдателя, когда человек становится в такое положение, что он видит то, что из другого положения он не видит. Это общая перспектива, схватывание с высоты птичьего полета. Эти две стратегии дополняют друг друга: субъективная стратегия - лирика, и объективная стратегия - эпос. По-разному можно смотреть на мир, по-разному можно строить отношения. Психотерапия действует по модели лирики, то есть фиксируется на взгляде вовнутрь, на внутренних переживаниях. Жизнетворчество, в том идеале, в каком я его описываю, действует, скорее, по пути эпоса, то есть фиксируется на самих отношениях с миром. И в том, и в другом случае есть результат - в ситуации общения с искусством эстетический эффект, в ситуации работы с человеком эффекты изменения.
Жизнетворчество можно определить как личностно-ориентированную практику развития и коррекции отношений с миром. При этом, если мы отказываемся от задачи формирования нового человека по заранее известной мерке, встает задача определить, в каком направлении и как его развивать. Единственный позитивный критерий жизнетворческого эффекта - критерий расширения жизненного мира. Человек сам выберет, как ему лучше, если он будет иметь возможность выбирать, если у него будет достаточно широкая возможность выбора, если у него будет достаточно широкое сознание, если у него будет достаточно полная и многомерная картина мира и достаточно полная и многомерная картина своих отношений с миром. Частным случаем жизнетворчества является смыслотехника (Леонтьев, 1999а). Однако жизнетворческие эффекты могут достигаться не только посредством работы со смысловыми связями, но и, например, через внесение структуры (см. Мамардашвили, 1995). Например, работа с методикой Life Line (Кроник, 1993) или методикой предельных смыслов (Леонтьев, 1999б) позволяет человеку увидеть его жизнь не как систему бессвязных, не связанных между собой событий и сфер жизни, а как некую единую структуру.
Помимо специальной практики, специальных психологических методов, жизнетворческие функции осуществляются в разных сферах жизни в естественных условиях - искусство, общение со значимыми другими, семейное воспитание, учителя и многое другое выполняет жизнетворческие функции естественным образом во многих контекстах. Задача психолога, прежде всего, заключается в том, чтобы обратиться к реальности жизненного мира ипопытаться понять, что ведет к его расширению, что ведет к его сужению.
Один из магистральных путей расширения жизненного мира - это просвещение. Я убежден, что может быть, самая мощная, важная и практически полезная сфера практической работы психолога - это повышение психологической культуры непсихологов (см. Леонтьев, 1991). Это не только психопрофилактика, но и расширение мира. Просвещение, как известно, от слова "свет". Здесь протягивается ниточка к идеям Мамардашвили (1995) - надо вносить тот свет, который позволяет людям <ходить в нем> и удерживать какие-то куски реальной жизни. Жизнетворчество, таким образом, предполагает трансценденцию собственного сознания, его расширение через направление его в мир и раскрытие того, что происходит в мире.
В заключение необходимо упомянуть ограничение, связанное с жизнетворческой практикой. Дж.Бьюдженталь не случайно помещал онтогогику после собственно аналитической фазы терапии, считая, что ее черед приходит после разблокирования сознания. Действительно, со стороны субъекта жизнетворчество предполагает определенные психологические предпосылки, определенный уровень открытости и определенный уровень субъектности - или существующий изначально, или достигаемый путем традиционной психотерапевтической работы. Человек, сознание которого заблокировано, который не в состоянии взять на себя ответственность, который весь в психологических защитах, эффекта из прямой жизнетворческой работы извлечь не может.
В коллекции Б.С.Братуся есть одно любопытное газетное объявление: "Учу жить". Однако учить жить - не значит рассказать, что и как в этой жизни, с тем, чтобы человеку сразу все стало ясно, как и накормить человека - не значит дать ему рыбы, а значит научить его ловить рыбу. В духе этого и следует рассматривать основную направленность жизнетворчества: не дать человеку конкретные жизненные ориентиры, а научить его искать или формировать эти жизненные ориентиры самостоятельно.
Список литературы
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Кроник А.А. (ред.). LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути. М.: Прогресс, 1993.
Леонтьев Д.А. Алиби // Знание - сила, 1991, № 5, с.1-8.
Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.
Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999а.
Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (методическое руководство). М.: Смысл, 1999б.
Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995.
Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р. Ребенок как личность. М.: Смысл, 1995.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
Bugental J.F.T. The Search for Authenticity: An existential-ana-lytic approach to psychotherapy. 2nd ed. enl. New York: Irvingston publs., 1981.