Смекни!
smekni.com

Опыт работы подростковых психоаналитических групп (стр. 2 из 3)

В связи с отсутствием в культуре ритуалов инициации, легализирующих сексуальность, помогающих утвердиться в мужественности и обрести индивидуальность детскому Эго, усилия психического пытаются компенсировать подобное явление. В наших группах на этой стадии появляется игра, которую подростки называли "Куча мала". Участники группы выбирают инициируемого и с разбегу садятся на него друг за другом, образуя "пирамиду" с определенной иерархией, испытывая при этом сильное удовольствие. Тот, кто отказывается участвовать, этим самым дает сигнал о том, что он не готов к этому. Группа или уговаривает его, или подвергает его этой же процедуре без согласия. Это необходимо группе в целом для снижения тревоги, связанной с проявлением женственности внутри группы. Пытаясь бороться с олицетворением женственности в группе, подростки тем самым боролись с женственностью внутри себя. Для тех, кто продолжает проявлять черты женственности в поведении, ритуал повторяется неоднократно, иногда модифицируясь. С помощью этого ритуала детское Эго освобождается от гнета родительских ожиданий и становится индивидуальным. Эго не нуждается больше в одолении "теневой стороны личности". Это путь к интеграции. На этой стадии из групповой фантазии исчезают родительские фигуры, группа становится своего рода вторым родителем, которому подросток приносится в символическую жертву, знаменующую возрождение к новой жизни. Этот ритуал заставляет подростка пережить символическую смерть, в которой его индивидуальность временно распадается, растворяясь в коллективном бессознательном группы. Это переход от детства к отрочеству через уничтожение женственности и возрождение мужественности.

Техники в групповой терапии подростков

В групповой работе с подростками мы использовали техники присоединения, отзеркаливания, рекомендации проявлять сопротивление, техника "наведения мостов" (Л.Ормонт), объект-ориентированные вопросы. Выбор техник определялся стремлением уменьшить внутренний конфликт подростка между одновременным стремлением соответствовать бессознательным желаниям родителей и их сознательным требованиям. Поэтому мы исходили из следующего положения: "когда защиты поддерживаются, а не подвергаются нападению, подросток отказывается от них как от сопротивлений и "перерастает" их, Эго испытывает меньшую тревогу и вырабатывает больше адаптивных защит". (5). "Когда терапевт находит возможность придать ценность защите-сопротивлению, устанавливается нарциссический перенос (зеркальный перенос в терминах Когута), подросток обнаруживает, что он и терапевт в чем-то одинаковы. Это способствует возможности проецировать и экстернализовать ту часть себя, с которой он в себе борется, на терапевта. Нападая на терапевта, подросток прекращает нападать на собственное Эго. Если терапевт сохраняет позитивное отношение к вытолкнутому интроекту, то это способствует укреплению Эго и снижает необходимость патологических защит."(5).

Исходя из особенностей подростков, мы стараемся избегать интерпретации регрессивных компонентов переноса на аналитика. Это даёт возможность избежать оживления в переносе на ведущих реальных родительских фигур, что способствует уменьшению вероятности того, что аналитик будет препятствовать сепарации.

Формы сопротивления в группе подростков

Основные формы сопротивления в подростковых группах: приход всей группы раньше назначенного времени, попытки общаться с терапевтом вне терапевтических сессий, нежелание уходить после окончания сессии, попытки участия в работе другой группы, непосещение сессий всей группой, приглашение на группу друзей, разделение на подгруппы, выполнение учебных заданий во время сессии. Существуют определенные виды сопротивления, которые проявляются в малых группах, но являются острыми сопротивлениями требованиям школы как большой группы. Это курение, игра в карты и т.д. При проработке этого сопротивления в одной группе, оно в этом же виде появляется в другой.

Существуют определенные формы поведения, проявляемые при терапии. Они появляются в периоды возрастания тревоги, когда группа не может справиться с ней. Желая сохранить собственные границы, подростки требуют от терапевтов структурирования группового процесса, Эти формы поведения могут отражать крупные характерологические защиты и сопротивления, но могут также представлять собой временные стадии в терапии. Как сопротивления они имеют защитный аспект регулирования беспокойства и ухода от преждевременного предъявления конфликтов. Они необходимы, чтобы справиться с сильной тревогой, возникающей в группе при переходе на следующую стадию. Они также защищают подростков от опасности потери идентичности, когда члены группы достаточно сближаются друг с другом. Когда тревога возрастает, появляется опасность развала группы, ухода отдельных членов, опасность нанесения физического ущерба членам группы. Внесение структурирования в группу помогало подросткам справиться с тревогой и косвенно вербализовать возникающие чувства.

В качестве структурирования мы использовали известные ранее подросткам виды игровой деятельности. Предложенные на выбор терапевтами игры подростки затем использовали в подобные периоды сами в зависимости от стадии развития группы и от степени тревоги, которую вызывает актуализируемая на группе тема. На безобъектной стадии - это фантастические сказки, персонажами которых являются вымышленные животные и космическая символика. В эти периоды отмечается очень низкий уровень вербализации и часто происходит отреагирование в действии с использованием различных предметов для символического выражения. По мере увеличения дифференциации объектов в сказках персонажи очеловечиваются и переходят в истории с элементами вымысла, героями которых становятся члены группы. В них начинают проигрываться актуальные отношения в группе, вербализуются те чувства, о которых не могут сказать без структуры. По мере уменьшения тревоги, связанной с близкой к осознанию темой, уровень символизации уменьшается.

Еще одним из способов структурирования аналитического процесса являются игры:

а) Мифологический уровень - сказки.

б) Социальный уровень - проигрывание социальных ролей, формальных отношений. Игра "Мафия".

в) Личностный уровень. Игра "Ассоциации" как переходный этап к самораскрытию.

г) Индивидуальный уровень. Игра "Горячий стул". Самораскрытие.

д) Вербализация без структурирования.

Особая необходимость в сочинении вымышленных историй возникала на стадии триадных отношений при актуализации сексуальных тем. В зависимости от стадии развития группы суть игр претерпевает изменения. Игра "Мафия" часто не достигает своей цели, потому что члены группы не закрывают глаза, не желая выключаться из невербальной коммуникации "переглядывания" или не желая терять контроль над ситуацией. Игра "Ассоциации" используется как возможность выражения агрессии друг к другу и к терапевтам. "Горячий стул" чаще требуется не для того, чтобы узнать о другом, а выстраивается очередь, для того, чтобы рассказать о себе вне зависимости от того, слушают тебя или нет; во время игры подростки требуют задавать себе вопросы личностные, а другим задают более формальные.

На определенных стадиях эти формы сопротивления защищают подростков от конфликтов связанных с сепарацией или связаны с избежанием агрессии в группе или связаны с избежанием эдипального соперничества. Они выступают как этапы процесса сепарации-индивидуации.

Контрпереносные чувства.

Контрпереносные чувства при работе с такими подростками намного тяжелее, чем при работе со взрослыми. Интенсивность зависимости ребенка от его позитивного и негативного переноса, примитивная природа его фантазий обычно вызывают бессознательные тревоги у самого аналитика. Бурные и конкретные проекции ребенка на аналитика может быть трудно контейнировать. Кроме того, страдания ребенка, как правило, вызывают у аналитика родительские чувства, которые необходимо контролировать так, чтобы можно было поддерживать правильную аналитическую роль. Из-за этих чувств возрастает тревога и вина аналитика по поводу своей работы. Болезненность чужих подростковых реакций может модифицировать бессознательные аспекты собственных реакций и становиться заменой неразрешенных аспектов этой фазы развития. Мощные защиты выстраиваются против деструктивных мыслей, импульсов и чувств по отношению к подросткам.(5).

Основные контрпереносные чувства при работе с такими детьми: желание заботиться, сильные материнские чувства, желание слияния, чувство отвержения и отвергнутости, бессилие, беспомощность, обида, скука, желание контролировать, сильные чувства по отношению к родителям. Неразделенность терапевтической и учебной ситуации часто порождает озабоченность тем, чтобы изменить поведение в соответствии с желаниями школы.