Рисунок. Механизм антиципированной тревоги по Франклу
В данной схеме мы имеем слабую, первично необоснованную тревогу, которая ведет к легкому, практически незаметному покраснению. Данный симптом (покраснение) сравнивается с обычным состоянием, результат сравнения ведет к усилению тревоги, что усиливает симптом и т.д. по кругу. Так бы описали данную ситуацию мы. Теперь процитирую Франкла. «Пациент, страдающий эритрофобией, который боится покраснеть, например, когда входит в помещение и встречает группу людей, действительно покраснеет именно в этот момент. Симптом вызывает психическую реакцию, соответствующую антиципированной тревоге, которая провоцирует повторное появление симптома. Повторное появление симптома в свою очередь усиливает антиципированную тревогу, и таким образом замыкается порочный круг».[21] Практически Франкл описывает ни что иное, как ПОС, только другими словами. Легкое незаметное покраснение, сбой в речи, мимолетный испуг, сомнение - все это в норме (т.е. в случае ООС) неосознанно компенсируется в аналитическом блоке А. Но в случае ПОС антиципированная тревога усиливается и круг становится порочным. К этой схеме относятся логоневроз, часть фобий и неврозов навязчивых состояний, нарушения, называемые Франклом сексуальными неврозами,[22] и другие расстройства, в генезисе которых лежит механизм антиципированной тревоги.
Франкл, как и Хорни, не сознавая того, действовал строго в рамках теории ОС. В своей формулировке он четко выделил антиципированную тревогу, как регулирующее воздействие ОС Z(Y,Yэ), как то, что можно и необходимо регулировать для изменения качества ОС. Таким образом, сделать ОС отрицательной, т.е. приводящей к уменьшению антиципированной тревоги и, следовательно, к снятию симптома, можно двумя способами. Во-первых, забыть о тревоге, сосредоточившись на объекте прямого интенционального акта, т.е. используя метод дерефлексии. «Забыть» здесь означает не вытеснить, а снять внимание, лишить энергии. Подходя к людям надо думать не о своем покраснении, а об этих людях, или о предмете совместных обсуждений и действий. И, во-вторых, можно уменьшить тревогу, лишая ее сверхзначимости, т.е. используя метод парадоксальной интенции. Надо не бояться покраснения, а наоборот, стараться покраснеть как можно сильнее, удивить всех своей уникальной способностью краснеть (дрожать, заикаться и т.д.). И в том и в другом случае это функции анализирующей системы А. В теории Франкла ее роль выполняет, по сути, философская установка пациента, установка на отречение от рефлексии, самокопания, ради интенции к миру и людям.
Рассмотрим теперь, можно ли отнести к порочным кругам симптомы навязчивых повторений, когда больной по много раз возвращается домой, чтобы в очередной раз убедиться, что он все-таки запер дверь. Франкл трактует невроз навязчивых состояний следующим образом. У здорового человека, по Франклу, всегда имеются и иррациональное сомнение (по поводу той же двери), и здоровое доверие к правильности своих привычных действий. У невротика же просто нарушены пропорции - доверие его к себе мизерно, а сомнение в себе огромно. Действия его вполне правильны и, возвращаясь к двери, он неизменно находит ее запертой, но это никак не меняет его отношения к себе. Здесь напрашивается аналогия со спинной сухоткой, когда больному недостает бессознательных ощущений, и он пытается сознательно контролировать ситуацию.
Чтобы не плодить без нужды параметры, можно уверенность описать просто как низкий уровень сомнения. Тогда иррациональное сомнение, тревога невротика усиливается согласно описанному механизму ПОС до определенного предела, после чего он возвращается проверить дверь и, таким образом, «снимает» свои сомнения. Это похоже на паровой котел, давление в котором растет, а предохранительные клапаны не могут с этим справиться. Тогда можно просто открыть крышку котла и «скинуть» весь пар, а потом закрыть ее и начать все сначала.
Аналогичным образом можно было бы рассматривать и фобию, как некий мимолетный иррациональный страх здорового человека, непомерно усиленный механизмом ПОС. Но мы знаем, что это не так, что осознаваемый манифестный страх есть лишь рационализация, маскировка для сильнейшей латентной тревоги, связанной со смертью, сексуальностью, волей к власти и т.д. (на ваш выбор). И сами невротики, кстати, часто осознают абсолютную иррациональность своих фобий и компульсий. Но Франкл принципиально рассматривает проблему совсем с другой стороны - со стороны сознательных восприятий. Именно осознаваемая антиципированная тревога, связанная с соответствующим симптомом, усиливается механизмом ПОС. Тогда все латентные механизмы, о которых мы так много говорим, можно считать «встроенными» в аналитический блок А - ведь именно там происходит усиление тревоги. А латентные механизмы мы должны вскрывать известными нам методами глубинной психологии. Таким образом, все сказанное здесь имеет ценность лишь при условии существования нарушений, не связанных с устойчивыми глубинными конфликтами. Я считаю, что покраснение на людях, дрожание рук в ответственных ситуациях, часть логоневрозов и другие подобные расстройства часто относятся именно к таким нарушениям и являются следствием неправильного реагирования, которое можно скорректировать.
Франкл бесследно снимал незапущенные симптомы за 5-10 сеансов. Мы знаем, что так не бывает, что снятие внешнего симптома без глубинной проработки вызвавших его внутренних конфликтов неминуемо приведет к образованию замещающего симптома. Но на практике этого не происходит. Последователи Франкла изобрели множество теорий, которые в рамках классического психоанализа объясняют этот парадокс. Много было сказано об отыгрывании запретных импульсов при парадоксальной интенции, об играх Эго и Супер-Эго, и т.д. Мне кажется, если рассматривать порочный круг как ПОС, то все становится гораздо проще. Действительно, нельзя не опасаясь последствий снять симптом, адекватный по силе вызвавшей его глубинной причине. Но в рассматриваемой схеме причина L мизерна, не патологична. Симптом вызван не соответствующей ему по силе причиной, а усиленной величиной первичной причины, причем роль усилителя здесь играет механизм ПОС. Изменив функционирование этого механизма, т.е. сделав ОС отрицательной, мы можем не беспокоиться по поводу незатронутой анализом внутренней причины, т.к. она, как мы говорили, мизерна и не патологична. У пациента при этом остается предрасположенность к разрегулированию ОС, но терапия Франкла как раз и направлена на то, чтобы научить больного пользоваться осознаваемыми регулировками ОС. Все это, повторяю, относится к нарушениям ОС, связанным с неправильным реагированием. Если ОС нарушена глубинной причиной, «встроенной» в аналитический блок А, то теория ОС может лишь описывать нарастание осознаваемой тревоги, и не более.
Хочется добавить к этому следующее. Мне кажется, при обосновании метода дерефлексии Франкл смешал принципиально разные понятия. Одно дело рефлекторные акты ходьбы, дыхания, сглатывания, которые и должны выполняться бессознательно, и совсем другое - мышление и речь, которые являются вторичными психическими актами. Одно дело ежик, который забыл, как надо дышать и умер, и совсем другое - стихи, т.е. речь, для которой весьма важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Человек, начавший думать о смысле слов, непременно испытывает глубокое удивление, и в итоге становится поэтом. А если он при этом задумается о смысле используемых и подразумеваемых модальных глаголов, он становится философом. Но для Франкла это скорее симптомы, ведь как мы помним, по его теории «преувеличенное самонаблюдение вызывает расщепление самоосознания "эго"».
Здесь стоит вспомнить экзистенциальное понятие раскрытости, разомкнутости, просвета. Просвет по Хайдеггеру - это система взаимоотношений человека с бытием, которая позволяет бытийствующему проявиться, встретиться, т.е. стать воспринимаемым. Основной упрек Хайдеггера метафизике состоит в том, что она занимается воспринимаемым бытийствующим, и даже не замечет существования просвета, условий его существования, его исторических трансформаций. Так, рассмотренная в начале данной работы вера в детерминизм является ни чем иным, как рудиментом мировоззрения, предшествовавшего нашему; того мировоззрения, которое считало все физические законы непогрешимым (т.е. абсолютно точным) творением единого бога.
В отношении речи, как и во всем остальном, теоретические убеждения Франкла вступают в противоречие с его практикой парадоксальной интенции. Этот метод учит логоневротика концентрироваться именно на том, как он говорит, а не на том, что он говорит. Иными словами, метод парадоксальной интенции снимает внимание и с прямого интенционального акта (который у невротика все равно не получается), и с рефлексивного страха неудачи - и переносит его на осознание самого способа говорения. Это совсем иной взгляд логоневротика на проблему, своего рода осознание локального просвета речи. Здоровый юмор, представлющий способ говорения (и связанную с ним тревожную ситуацию), как забавную игру, гасит антиципированную тревогу и делает ОС отрицательной. Таким образом, на практике логотерапия Франкла действительно является экзистенциальным психоанализом, хотя и не в том смысле, которое вкладывал в это слово автор.
[1] Хотя бы потому, что измерение не может быть пассивным - это всегда активный процесс, изменяющий измеряемую величину.
[2] «Митьки никого не хотят!», «RUSSIANIMAGO 2000». В работе говорится, в частности, что этнология, которая всего лишь на полвека младше психоанализа, родилась уже в лоне совсем иного мировоззрения - и, соответственно, использовала статистические методы сбора и обработки информации.