Здесь уместно вспомнить еще одно понятие, введенное М.К.Мамардашвили (1995) — понятие усилия. За этим понятием лежит то, что многие антропологические феномены, как можно их назвать, характеризующие собственно человеческий способ жизни, причинно не детерминированы в том смысле, в каком детерминированы психологические реакции, проявления и т.п. Например, анализируя какой–то криминальный сюжет, мы можем изучить набор «факторов» или «условий», приведших человека к неблаговидному поступку. Но когда человек делает добро, мы не можем назвать систему причин, по которым он это совершает. Добро причинно не обусловлено, это усилие человека. Вызов современной психологии, заключенный в идеях Мамардашвили, требует ввести в сферу конкретно–психологического анализа явления, которые причинно объяснить невозможно. Рискну предположить, что усилие, создающее человеческую реальность, раскрывается через механизмы активности и регуляции, то есть свободы и ответственности, развивающейся согласно механизмам, описанным Л.С.Выготским: расширение активности, во-первых, интериоризация регуляции, во-вторых, и, в-третьих, опосредствование этих механизмов регуляции, на чем стоит остановиться отдельно.
Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете преодоление личностью самой себя. Сошлюсь на общую антропологическую модель Э.Фромма (1995), которая представляется мне весьма точным и полным образом человека. Фромм констатирует фундаментальную двойственность человека. С одной стороны, человек вышел из мира природы и его тянет по начертанному природой пути наименьшего сопротивления. Это путь возвращения в лоно матери–природы, путь слияния с родом, кланом и так далее, путь отказа от самостоятельности, от собственного принятия решения, в конечном счете, от сознания, и бегства от свободы. Но поскольку человек не может вернуться в это лоно, он изгнан из рая, он должен искать свой, уже человеческий путь, в чем ему никто не может помочь; он должен идти по краю и создавать основания для своей жизни, поскольку он лишен тех оснований, которые есть у всех прочих живых существ. Собственно говоря, в том, в какой мере человек самоопределяется по отношению к этой дихотомии, также находит свое проявление личностное в личности, личностный потенциал. По сути, личностный потенциал отражает, в какой степени данный индивид произошел от обезьяны, ведь одна из самых больших иллюзий — считать, что мы уже от обезьяны произошли. Каждый человек на протяжении всей своей жизни продолжает решать эту задачу, и результатом разнообразия ответов на этот эволюционный вызов является очень большой спектр индивидуальных вариаций степени человечности. К сожалению, этот образ не такой уж метафорический, каким он кажется на первый взгляд.
Вернемся теперь к идее опосредствования. На протяжении истории развития любого теоретического или методологического подхода на первый план выступают разные его аспекты. На сегодняшний день ключевыми в культурно–историческом, деятельностном подходе выступают понятия «регуляция» и «опосредствование», что впервые четко сформулировала Б.В.Зейгарник (1981). Понятие «опосредствование» всегда было в этом подходе в центре внимания, однако сейчас в новом для него контексте регуляции жизнедеятельности оно обнаруживает новые объяснительные возможности.
Можно говорить по крайней мере о двух видах опосредствания. Первый – это традиционно изучавшийся, но еще недостаточно раскрытый механизм опосредствования нашей деятельности тем, что мы заимствуем из мира культуры, мира человека — опосредствование ценностями, образцами, орудиями. Л.С.Выготский начинал именно с орудий, но сейчас можно говорить про медиаторы самого разного рода, к которым относятся и мифы, и исторические личности с их деяниями, и Бог (Зинченко, 1997; Соколова, 1999). Второй вариант – то, что можно условно назвать внутреннее опосредствование в противоположность первому, внешнему. Любая иерархия — иерархия мотивов, иерархия ценностей — есть опосредствование одних ценностей, мотивов, жизненных отношений другими. Если мотив А стоит выше, чем мотив В, это означает что мотив В не будет действовать автоматически, а лишь в зависимости от того, как перспектива данного поступка соотносится с мотивом А. Другими словами, один мотив опосредствует действие другого.
В свете вышеизложенных представлений о личностном в личности встают проблемы конкретных теоретических и экспериментальных исследований. Первая из них — проблема психологической структуры и диагностики личностного потенциала, проблема операционализации этой идеи. Во–вторых, это проблема формирования личностного потенциала и условий, способствующих и, наоборот, препятствующих его формированию. В русле теории автономии и внутренней мотивации Э.Деси и Р.Райана (см. Дергачева, 2002) было, в частности, экспериментально показано, что разнообразная информация, получаемая человеком в виде обратной связи, в разной степени способствует формированию тех или иных мотивационных структур и каузальных ориентацией. Информация одного рода укрепляет в человеке внутреннюю мотивацию, убежденность в том, что он в состоянии добиться результатов своими усилиями, информация другого рода убеждает в обратном. Третья проблема — собственно функционирование личностного потенциала, который в этом контексте выступает как базовая независимая переменная, отвечающая за достаточно много эффектов в плане реального поведения. Например, можно представить себе двух людей с одинаковыми нравственными убеждениями и одинаково пропагандирующими эти убеждения. Но дефицит личностного потенциала у одного из них может привести к тому, что в какой–то сложной ситуации он окажется не в состоянии повести себя в соответствии с ними. Эту ситуацию описывал М.К.Мамардашвили (1995), говоривший, что когда какие–то нравственные ценности и убеждения не опираются на сформировавшиеся личностные структуры, то это не убеждения, а кисель, потому что в реальной экзистенциальной ситуации они не воплощаются в реальный выбор. Для нравственного поступка недостаточно одних убеждений, а требуются специальные нравственные «мускулы». В методическом плане поэтому следует использовать поведенческие и биографические переменные, а не данные самоотчетов и даже не выявленные проективными методами бессознательные тенденции, потому что наличие таких тенденций не означает, что они обязательно будут проявляться в реальных решениях и действиях субъекта.
Одна из специфических форм проявления ЛП — это проблематика преодоления личностью неблагоприятных условий ее развития. Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть и преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала.
Список литературы
Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности у лиц с нарушениями социальной регуляции поведения: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1995.
Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психол. журн., № 2. 1997. Т. 18. С. 58—78.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 тт. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.
Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика // Работы разных лет: В 2 тт. М.: Мысль, 1971. Т.2. С. 5—209.
Дергачева О.Е. Позитивная психология самодетерминации: теория каузальных ориентаций Э.Деси и Р.Райана // Современная психология мотивации / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002, с.
Зейгарник Б.В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, № 2. 1981. С. 9—15.
Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М.: Новая школа, 1997.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.