У любого человека всегда есть возможность занять определенную позицию по отношению к обстоятельствам, какими бы сложными они ни были: «Что же такое человек?Это существо, постоянно принимающее решения, что оно такое.Это существо, которое изобрело газовые камеры, но это и существо, которое шло в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и с молитвой на устах» [13] . Человек обладает как свободой, так и ответственностью выбора собственной позиции, поиска и реализации своего смысла жизни.
Смыслоутрата, по мнению Франкла – причина многих психических отклонений, в частности – «ноогенного невроза» как следствия «экзистенциального вакуума». «Мы можем утверждать следующее: если у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он пытается добиться ощущения счастья в обход осуществлению смысла, в частности с помощью химических препаратов» [14] . Залог психического здоровья – в определенном напряжении между человеком и всегда изначально локализованном вовне смыслом. «Общество изобилия порождает и изобилие свободного времени, которое хоть, по идее, и предоставляет возможность для осмысленной организации жизни, в действительности же лишь еще сильнее способствует проявлению экзистенциального вакуума» [15] .
Поскольку, по мнению Франкла, стремление к смыслу есть врожденная мотивационная тенденция, направляющая жизнь каждого отдельного человека, то невозможность найти смысл, или отсутствие осознанного поиска превращают человека из здорового в невротичного. На работу с такими людьми и направлен особый род психотерапии – логотерапия.
В заключении данной работы мне бы хотелось остановиться на представлениях о смысле двух экзистенциально-ориентированных авторов – Сальваторе Мадди и Джеймса Бьюдженталя.
Смысл, по мнению Мадди, есть высшее объединяющее начало личности. Развитие человека происходит (в частности) за счет определенного простраивания своей жизни, выбора приоритетов, ценностей, то есть – за счет придания смысла своему существованию.
Поиск смысла, с точки зрения Мадди, - врожденная способность, осуществляемая за счет трех основных психологических способностей: потребности в символизации, потребности в воображении и потребность в суждении. Развитие этих способностей позволяет увеличивать наполненность жизни смыслом, изменяться, открывать для себя новые перспективы.
Смыслоутрата, по мнению Мадди, возникает в случае не реализации трех основных психологических потребностей, а значит – наполненности жизни в лучшем случае чужим, «продиктованным» смыслом. Смыслоутрата – вершина развивающегося «экзистенциального недуга».
Для Дж. Бьюдженталя понятие смысла также одно из важнейших. Нахождение человеком смысла напрямую зависит от его бытия в мире: «Мы конструируем смыслы событий, исходя из того, кем мы являемся и чем являются объекты, включенные в это событие» [16] . Человек ответственен за созидание своей жизни, а значит ответственен и за поиск смысла. Смысл, по мнению Бьюдженталя, обеспечивает человеку полноту его жизни.
Страх перед неизвестностью и неопределенностью мира и места человека в мире, а, следовательно, перед необходимостью выбора, занятия той или иной позиции, порождает угрозу смыслоутраты и экзистенциальную тревогу.
Безусловно, проблематика смысла и смыслоутраты гораздо более богата и обширна, нежели в предложенный мной конспективный вариант ее рассмотрения. Весьма значимое место занимает представление о смысле в отечественной психологии, абсолютно не затронутое в данной работе. Сама категория «смысл» к настоящему в моменту в психологии уже достаточно разработана, в силу чего возможно детальное рассмотрение различных «содержательных» характеристик самого этого понятия.
Список литературы
[1] Цит. по Д.А. Леонтьев Психология смысла.М., Смысл, 1999, стр. 13
[2] Цит. по Д.А. Леонтьев Психология смысла.М., Смысл, 1999, стр. 15
[3] Цит. по Д.А. Леонтьев Психология смысла.М., Смысл, 1999, стр. 16
[4] Цит. по Д.А. Леонтьев Психология смысла.М., Смысл, 1999, стр. 19
[5] Цит. по Д.А. Леонтьев Психология смысла.М., Смысл, 1999, стр. 16
[6] В. Франкл Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1990, стр.37
[7] В. Франкл Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1990, стр.165
[8] В. Франкл Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1990, стр.57
[9] Цит. по Д.А. Леонтьев Психология смысла.М., Смысл, 1999, стр. 38
[10] В. Франкл Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1990, стр. 173-174
[11] Там же
[12] В. Франкл Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1990, стр.38
[13] В. Франкл Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1990, стр.155
[14] В. Франкл Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1990, стр.30
[15] В. Франкл Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1990, стр.41
[16] Цит по Д.А. Леонтьев Психология смысла.М., Смысл, 1999, стр. 49