Смекни!
smekni.com

Эдипов конфликт и регрессия (стр. 2 из 3)

Я ранее отмечал, что с группаналитической точки зрения, возникает повторение очень ранних интимных ситуаций в психоаналитической терапевтической ситуации, которая сама является регрессивным шагом. Я чувствую потребность сказать, что само это не снимает сомнений, будет ли этот шаг негативным, типа повреждающего или ошибочного, или же очень полезным и желательным. Это полностью зависит от того, что мы делаем с ситуацией и как пациент выходит из неё.

Я должен дать один более клинический пример, как квинтэссенцию эдипального характера. Мужчина, который не мог говорить в группе, демонстрировал внутренний конфликт в типично эдипальных ситуациях. Его невеста была соблазнённой американцем. Он тогда уехал в Ирак в надежде жениться там и стать мусульманином. Однако, он обнаружил у себя сверхпривязанность к невесте, вернулся домой и женился на ней. Не было неожиданностью, что он оказался в конфликте, т.к. она была проявлением его образа матери. Подобно самому Эдипу, этот мужчина хотел бежать из страны, сменить религию и жениться необычным образом. И подобно Эдипу он вернулся.

Групповые ситуации как прогрессивные и регрессивные ситуации с особенными ссылками к эдипову конфликту.

Относительно группы как целого.

Прогрессивные черты.

В нашей культуре сложно говорить, делает ли группа шаги в сторону развития [прогресса] или это возвращение к прежнему уровню [retrogressive] в терминах индивидуального развития. Кажется в социальной психологии существуют общие сообщения, что групповые феномены занимают первое место в периоды школьного и дошкольного возраста, которые, как мы можем отметить, приблизительно относятся к эдипальному возрасту но я подозреваю, что групповые реакции начинают влиять очень рано. Конечно, социальные реакции начинают отмечаются рано, с девяти до одинадцати месяцев. Поэтому они сильно находятся в тени семейных отношений, каждый посторонний рассматривается как враждебный, чуждый и опасный, если не очевидна его желаемость и санкционированность родителями. Остаётся открытым вопрос, когда к групповым отношениям приходят сиблинги. В некоторых отношениях это первый и наиболее ранний опыт групповой ситуации, с другой стороны они принадлежат к семейному комплексу. Мы можем, однако, сказать, что члены группаналитической группы регрессируют по крайней мере к групповой стадии яслей. Но мы можем также сказать, что это намётки развития сверх эдипальной стадии, т.к. это реплицирует жизнь семьи и ставится в отношениях как бы со сверстниками [with peers]. Это сошлось бы с тем, что мы говорили выше об эдипальной ситуации и группе. (В том смысле, что групповая ситуация может быть рассмотрена как развивающая [прогрессивная] и требующая от индивидуумов преодоления эдипальной ситуации.) Мы можем подозревать, что возможны случаи договорённостей между родителями и ребёнком в понимании эдипова конфликта, которые соответствовали бы интерпретациям терапевтической группы как оборонительному учреждению.

Регрессивные черты.

Аналитическая группа - это примитивная ситуация, которая не одинакова с опытом десткой жизни в первобытных [племенных; tribal] сообществах. Тем не менее, существуют доказательства того, что некоторые черты современного общества лучше понимать в терминах первобытного общества. Что мы в этом отношении видим, это то, что индивидуум постепенно возникает из общего группового матрикса, который более заметен в группаналитической группе, состоящей, по определению, из незнакомцев. Прегенитальная регрессия легко наблюдается в рамках группы как целого. Специально назовём оральный уровень и соответсвенно раннее интеллектуальное развитие - зависящее как от желаний и страхов, так и защит против них - ранние тревоги, рождение, сепарацию, ненасытные требования, гнев, ярость и фрустрацию, цепляние, магическую уверенность, архаические образы, первичный мыслительный процесс, первичную идентификацию и т.д. Нога в ногу с этим терапевту приписывается всемогущество и существует желание во всём ему подчиняться и одновременно восставать против этого желания. В этом отношении ведущий соответсвует ранней преэдипальной фаллической матери, подобной Сфинксу. Группа через обмен мнениями может быть более устойчивой и менее испуганной этими процессами, чем пациент в индивидуальной терапии. Группа находит силу в своей целостности [cohesion]. Она может поддерживать рост интеграции перед лицом этих реакций и всё чаще признаёт их как приемлимые, находя это более лёгким, чем существование в качестве изолированных индивидуумов, сохраняющих способность ко взрослому поведению и мышлению, реальность мысленно сдерживается, и в тоже время принимается, и конечно помогает предъявлять эти иррациональные манифестации. Т.о. группа может приближаться к тому, чем индивидуумы являются или должны быть: к взрослой, зрелой личности.

Регрессия в индивидуумах.

Это возникает в группах как варианты отдельных тем. Такие индивидуальные регрессии имеют особое значение в том, что они меньше провоцируются в группе, чем в индивидуальном психоанализе. Т.к. это происходит в- и между участниками [ровестниками; peers], это доступно для обсуждения, сопоставлений и взаимодействий.

Индивидуальные коммуникации можно рассматривать как бессознательные ассоциации на разделяемую тему, реакции против разделяемой темы или интерпретации темы других. Бессознательные ассоциации представляют регрессивные уровни всех видов одновременно. Они возникают, согласно с групповой теорией, в коммуникативной матрице и групповой общности, и опираются на фундамент бессознательного мышления и резонанса. Далее имелись в виду специфические реакции каждого индивида на стимулы, имеющие отношение к его особенному внутреннему содержанию. Дирижёр может ориентироваться через эти бессознательные коммуникативные процессы в степени регрессии, которая разделяется на определённое время группой.

С чем мы реально работаем - это инфантильная сексуальность в интеракциях. В этом отношении я сослался бы на идею в "Трёх очерках по теории сексуальности" Freud (1905b) [Three essays on the theory of sexuality], а именно, что инфантильная сексуальность повторяется в нежных чувствах и интеракциях более поздней жизни; дословно:

"Только психоаналитическое исследование может показать, что стоит за этой привязанностью, восхищением и почтением, этой скрытой ложью старой сексуальной тоски по инфантильным компонентам инстинкта, которые теперь стали непрочными." (с. 200).

Freud возвращается к этим мыслям в своём пост-скриптуме к "Психологии групп" [Group psychology] (1921c):

"... это даёт нам смелость утверждать, что куда бы мы не пришли через нежные чувства, это всегда будет преемник объекта, полностью "чувственно" связанного с данным лицом более, чем с личностью-прототипом (или с образом)." (с. 138).

Т.о., мы лечим, так же как и до некоторой степени в индивидуальном анализе, инфантильную сексуальность в непрерывно продолжающемся процессе, здесь и теперь, который включает, но не ограничивается, трансферентными манифестациями.

Как пример этих соображений, мне хочется привести случай одного из моих пациентов, который на группе избавился от своей длительной импотенции. Его эдипальный конфликт был мне хорошо понятен в части его идентификации со своей матерью, которая была артисткой, и его амбивалентного отношения к отцу, основанном на этом фундаменте. Однако, спрашивая себя, как потенция для него может оказаться реально возможной, я обнаружил, что он повторяет тревогу в отношении женщин в своих отношениях с другими участниками и с группой в целом, т.о., шагами и этапами, преодолевая свою скованность и становясь полностью включённым членом группы. Эти шаги и этапы полностью соответствовали тем, которые сковывались им, входящим в женщину, и были потентными. В этом направлении он динамично продвигался по процессу, который был необходим для лечения его импотенции.

Другой пример, представленный моим коллегой, который однажды со мной обсуждал подход к терапевтической проблеме; у него была пациентка, которая выросла из продолжавшихся всю жизнь симбиотических отношений со своей матерью и у которой попытки встретиться с мужской сексуальностью оказывались полностью бесплодными. Она не могла позволить коснуться своих чувств, но однажды она косвенно, хотя и отчётливо, продемонстрировала ревность другого члена группы в отношении терапевта. С этой точки зрения терапевт привлёк её внимание к ревности сиблингов. Я прокоментировал, что это была не очень полезная историческая интерпретация, поскольку, говоря о динамике, предмет всё время был перед её глазами.

Лучшее описание, которое приходилось читать в оригинале, пришло от Bernard Berliner (1966). Он описал депрессивный характер с совершенно отчётливыми преэдипальными корнями депрессии, на ощутимой оральной основе, и это раскрашивалось эдиповым комплексом. Я упоминул этот вклад не только потому что мы довольно часто работаем с депрессиями и скрытыми депрессиями в наших группах, но и потому что Berliner в то время занимался направлением семейных групп и объяснял, что генезис депрессии связан с фрустрацией любви ненавистью к части родителей. Это одно из растущего числа заявлений психоаналитиков, которые определяют этиологию невротических манифестаций как результат интеракций, установленных в первичной группе.