Описывая формы невинности, Ролло Мэй выделяет два основных ее типа:
1. Подлинная невинность; или сохранившаяся детская ясность восприятия, которая ведет к духовности, это так сказать состояние не-опыта, которое еще лишено запаха страха, оно, скорее, связано с силой, нежели с отсутствием ее.
2. Псевдоневинность; паразитирование на наивности, фиксация на прошлом, связь с бессилием и даже с насилием.
Изначальная сопричастность человека злу (А. Миллер) в большинстве случаев не дает ему возможности сохранять подлинную невинность, человек часто просто пытается избежать ответственности. Но, как отмечает Р. Мэй, человек заблуждается в том, что он может возвратиться к состоянию зарождения сознания, пытаясь построить новый Эдем, повернув тем самым историю вспять. Вернуться в начальную точку истории нельзя – об этом знал уже первобытный человек. «Вина есть лишь другая сторона нравственного сознания, – пишет Р. Мэй, – которое мы «вкусили со древа познания».
Выбор прошлого (или неизменности), как отмечает другой представитель американской ветви экзистенциальной психологии С. Мадди, влечет за собой вину или утрату возможности за несовершившееся, это попытка уйти от тревоги, отсутствие которой является ненормальным. Выбор прошлого соответствует конформному типу личности, по Мадди.
Таким образом, вина, как видно из общих представлений, данных выше, несет на себе неизменный отпечаток негативизма и почти у всех авторов имеет связь чисто с нравственным аспектом жизни человека.
М. Хайдеггер же указывает на всеобщий характер вины, как причинности, на ее экзистенциальную сущность, возвращая понятию «вины» ее первоначальный смысл. Вина – это то, что дает возможность экзистенции (existence от корня ex-sistere, означавшего буквально «выделяться, появляться»), дает возможность потаенному обнаружиться в событии про-из-ведения. Другими словами, вина – это переход от внутреннего к внешнему, экстероризация внутреннего состояния. «Произведение выводит из потаенности в открытость». Лучше всего это наблюдается в природе (fusis): цветок берет начало в себе самом, про-из-ведение подобно распусканию цветов при цветении.
Возвращаясь к человеку и 4-м родам причин, можно сказать, что человек сам для себя является материалом, из которого он посредством собственной активности через установление целей вылепливает ту или иную форму или способ своего существования.
И. Ялом выделяет 3 типа вины:
1. Подлинная вина, которая обусловлена реальным преступлением по отношению к другому человеку. Эта вина должна быть актуально или символически эквивалентно искуплена.
2. Невротическая вина, которая происходит от воображаемых «преступлений» против других или нарушений каких-либо табу и имеет непропорционально сильную реакцию.
3. Экзистенциальная вина.
«Чувство вины это всегда темная тень ответственности», принятие на себя вины расширяет ее границы и уменьшает возможность бегства («от себя не убежишь»). Система «я тут – невинный, реальность там – виновата» не срабатывает. Быть виновным – это значит «быть ответственным за».
И. Ялом описывает сходство некоторых своих клиентов с персонажами Кафки, которые заявляли о своей невиновности, но были вызваны на суд в своих сновидениях. Это, по И. Ялому, зов экзистенциальной вины, который происходит от упущения. Герои и клиенты виновны вследствие «не сделанного ими в их жизни». «Экзистенциальная вина – это нечто большее, чем дисфорическое аффективное состояние, чем симптом, который должен быть проработан и устранен», она может быть проводником к личностной самореализации, тому, что Кьеркегор называл «воля быть собой».