"Как смерть приходит сюда и идет,
совсем как в доме своем, и смерть не наша, чужая.
не смерть, что Бог оплатил…"
Рильке Р.М. "Белая княгиня"
Смерть, "не оплаченная Богом", не оплачена и человеком. Не оплачена испытанным страхом, неизбежным для всякой жизни перед лицом смерти, не оплачена и преодолением этого страха. Самоотчуждение и тревога, – спутники малодушного бегства от смерти, – бегства по дороге, уводящей и от жизни, открытой и целостной. Так собственная, но непринятая и неосознанная, – "чужая" смерть, – делает так, что жизнь человека лишается подлинности.
Вероятно, в отношении экзистенциализма к смерти очень четко проявляется его подлинная сущность – не отвлеченного философского знания и не прикладной психотерапевтической техники, а целостного мировоззрения, которое задает, формирует жизнь человека. Обращаясь к древней мудрости, – memento mori, экзистенциальная трактовка претендует на снятие в ней всякой двусмысленности, присущей любому афоризму, и переводит ее так: "Помни о смерти – для жизни".
Список литературы
Болльнов О. Ф Введение в экзистенциальную философию
Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Михаил Бахтин Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук, – СПб: Азбука, 2000
Мамардашвили М. К. Эстетика мышления, – Москва: Московская школа политических исследований, 2000.
Семенова Н.В. Бытие и время // Статья в Энциклопедии "История философии", – Минск, 2002
Фейфел Г. Смерть – релевантная переменная в психологии // Экзистенциальная психология Под редакцией Ролло Мэя, – Эксмо-Пресс, 2001.