Смекни!
smekni.com

Внутренний мир и внешняя реальность (стр. 2 из 2)

Turguet подчеркивал утрату членами больших групп идентичности и, сопутствующее этому драматическое способности реалистически оценивать эффект от того, что сказано им или ею на собрании членов. Обычная социальная обратная связь при вербальных коммуникациях между членами группы исчезает, возникает ощущение полной невозможности слушать друг друга, все диалоги рушатся прерывистостью коммуникаций и усилия создать маленькую, более тесную подгруппу обычно не удаются. Индивидуум оказывается в одиночестве, даже проективные механизмы не срабатывают, т.к. невозможно реалистически оценить чье-либо поведение. Т.о. проекции делаются множественными и нестабильными и насущной задачей индивидуума оказывается поиск своего рода "шкуры" чтобы каким-то образом отделить себя от соседей.

Turguet описывает немедленные попытки избавится и уйти от этого социального опыта; обратится к своему прошлому, где поискать опыт обращения с такого рода "крупно-групповыми" ситуациями, и парадокс заключается в том, что такого рода бегство или обращение к прошлому может обуздать или ликвидировать тревогу,вызываемую чувством отчуждения, но ценой полной утраты связи с большой группой и, следовательно, нарастания у индивидуума чувства изоляции и беспомощности. Чувство беспомощности может мотивировать его на дальнейшее отдаление от группы или на поиск общего с другими членами большой группы, хотя это и кажется недостижимым. По причинам, которые будут указаны ниже, только мелочи "чувства общего" позволяют создаться в больших группах временным идентификациям, которые могут использоваться для создания у индивидуума чувства единения. Сжато - основным аспектом индивидуального опыта и общей характеристикой феномена бесструктурных больших групп является выраженное изчезновение чувства единства.

Turguet так же описывает страх агрессии, утрату контроля и агрессивное поведение, которые могут возникнуть в большой группе в любой момент. Страх - это двойник провоцирующего поведения между членами группы, поведения выражаемого отчасти случайно и направленного в основном на лидера. Частота взаимных атак, отказов, искажений и обвинений может быть значительной, и тем более значительным может быть накал агрессии. Постепенно выясняется, что те индивидуумы, которые пытаются противопоставить себя этой атмосфере и сохранить подобие индивидуальности, подвергаются атакам больше всех. Как будто бы в большой группе существует общая зависть к людям, которые способны сохранить чистоту и индивидуальность. В то же время господствует тенденция к "усреднению", "гомогенизации" и любое упрощающее обобщение или распространенная идеология могут легко завладеть группой и трансформироваться в исповедание абсолютной правды.

В противоположность простой рационализации насилия, которая пронизывает шайку, в большой группе вульгарная философия "здравого смысла" действует как успокаивающая, разочаровывающая доктрина, сводящая все размышления к обычным "клише". Человек не может избежать впечатления, что в большой группе агрессия в основном имеет форму зависти - к мышлению, к индивидуальности, к рациональности.

Процессы в больших группах: теоретическое обоснование.

Я предполагаю что сильные регрессивные черты в малых, больших группах и в шайках могут быть лучше поняты в свете современных представлений о внутренних (internalised) объектных отношениях, которые определяют объектное постоянство и консолидацию Ego, Super-Ego и Id. Суммируя наблюдения за шайками, большими и малыми группами, я предполагаю что групповые процессы несут базальную угрозу для личностной индивидуальности (идентичности; identity), связанной со склонностью в групповых ситуациях к активации примитивных объектных отношений, примитивных защит и примитивной агрессии с преимущественно догенитальными чертами. Эти процессы, особенно активизация примитивной агрессии, опасны для выживания индивида в группе и для выполнения заданий, которые необходимы в группе. Я думаю, что описанные Turguet процессы, происходящие в больших группах, составляют базисную ситуацию, защитой от которых является идеализация лидера орды, описанная Фрейдом и поцессы, характерные для малых групп, описанные Bion. Слепое следование идеализированному лидеру шайки замещает чувство единения на идентификацию с ним, как описывал Фрейд, давая защиту от внутригрупповой агрессии за счет этой общности и явной проекции агрессивности на внешнего врага и удовлетворяет потребность в зависимости за счет подчинения лидеру.

Парадоксально неотъемлемое ирррациональное качество шайки, а именно: толпа, временно сорганизованная в групповую формацию за счет явной идеализации лидера и сопровождающей идеалогии, создает лучшую защиту против болезненного осознания агрессии, чем то, что дает ситуация большой группы с неопределенным внешним врагом, и малая группа, где трудно избежать подозрения, что враг как раз среди группы.

Изучение процессов в большых группах поднимает вопрос об угрозе для индивидуальной идентичности в социальных условиях, где обычное ролевое функционирование откладывается и различные проек- тивные механизмы не являются больше эффективными (из-за отсутствия личного (глаза-в-глаза) контакта и личной обратной связи).

Очевидно, процессы больших групп могут быть замутнены (obscured) или контролируемы ригидными социальными системами. Бюрокротизация, ритуализация и хорошо организованное выполнение планов являются другими методами с похожим и быстрым эффектом.

Процессы больших групп также поднимают вопрос о тесной связи угрозы сохранению индивидуальности и страхом, что примитивная агрессия или инфильтрированная агрессией сексуальность прорвутся на поверхность. Я думаю, что наблюдения при индивидуальной работе с пациентами, в малых группах и при анализе групповых процессов в официальной жизни, где проходит большая часть активного функционирования взрослых, подтверждают непреодолимый характер человеческой агрессии в ситуациях неструктурированных групп.

Смысл в том, что важная часть неинтегрированной и несублимированной агрессии выражается в замещенном виде в групповых и организационных процессах. Когда относительно хорошо структурированная группа включается организацию (?), ориентированную на выполнение определенной задачи, агрессия канализируется в процессе принятия решения, особенно пробуждая примитивно-лидерские характеристики в лицах, занимающих авторитетные позиции. Похожим образом упражнения во влавствовании в деятельности и официальной жизни представляют собой важный путь выражения агрессии в групповых процессах, которые обычно под контролем двойственных и тройственных отношений. Агрессия проявляется более прямо и много интенсивнее в относительно малоструктурированных группах.

Множественность примитивных субъект-объектных представлений, которые доминируют как интрапсихические структуры до консолидации Ego, Super-Ego и Id - и, следовательно, до консолидации идентичности Ego - и регрессивные черты субъект-объектных отношений, которые проявляются, когда распадается нормальная Ego-идентичность - являются важной параллелью с отношениями между индивидуумами в ситуации большой группы.