“Семя и ядро” нравственной философии И. Канта, по мнению М.Мамардашвили, “в том, что вина настолько полна, что можно быть свободным, то есть ответственным и вменяемым, что только потому, что мы такие жалкие, мы можем быть высокими, то есть нравственными, и что если мы не стремимся быть богами, тогда в нас родится нравственный свет, и мы окажемся в сфере нравственности” [6, 25]. В отличие от гуманизма Н.Макиавелли и Ф.Ницше, гуманизм И. Канта ограничивает самодеятельность человека, но изнутри самого человека. Вина как осознание долга (“сверхестественного внутреннего воздействия”) является внутренним ограничителем самодеятельности человека, препятствуя его возвращению в состояние “дикости”. На мой взгляд, гуманистичность философии И. Канта состоит в том, что она оставляет за человеком право быть человеком,а не Богом и не Сверхчеловеком, оставляет за человеком право на ошибки и заблуждения, право на “человеческое, слишком человеческое”.
Исходная философско-антропологическая парадигма М.Мамарда-швили– идея “возможного” человека. Предметом философских исследований, на его взгляд, является “не какой-то “определенный” человек, не какой-то “наличный” человек, а “возможный” человек, который может мелькнуть, установиться в пространстве некоторого усилия, совершаемого им и состоящего в способности поставить себя на “предел”, за которым ему в лицо смотрит облик смерти” [8, 353]. Смерть в данной ситуации символизирует способность человека изменить самого себя, расстаться с самим собой, родиться заново в ином измерении реальности как существо, несущее в себе соразмерность космического целого. “Зановорождение” есть рождение себя самим собой через прорыв к Истинной реальности и через ее открытие, узнавание в себе.
Следуя трансцендентально-феноменологическому подходу М.Мамарда-швили, вину и свободу можно рассмотреть и как состояние, и как событие, случающееся в мире. Как трансцендентальное состояние вина есть пребывание в другом измерении реальности. Попадая в него, человек становится не рабом, не марионеткой своих предметных психических состояний, а трансцендирует эти содержания и осознает их как неистинные. Сознание рассматривается М.Мамардашвили как нечто отличное от содержаний психики и представлений об этих содержаниях. Мы можем иметь психические состояния и представления об этих состояниях, но если мы не можем осознать себя в качестве субъектов этих представлений и сами эти представления, то мы оказываемся в мире неистинного и зависимого существования – в ситуации несвободы.
Выход из этой ситуации возможен только как прорыв к Истинной реальности, выход в область откровения – сверхъестественного внутреннего воздействия. Трансцендентальное состояние, вызванное сверхъестественным внутренним воздействием, можно охарактеризовать словами М. Лютера: “Здесь я стою и не могу иначе”. М. Мамардашвили утверждает: “Феномен свободы и достоверности ее в мире означает: вот здесь место , чтобы я поступил определенным образом, повинуясь сверхъестественному внутреннему воздействию” [6, 62].
Истина – есть нечто, что мы берем из опыта трансцендентальных состояний, порожденных сверхъестественным внутренним воздействием. Они фактичны лишь потому, что даны, а не потому, что наглядны и предметны. В этих состояниях мы оказываемся, когда, повинуясь сверхъестественному внутреннему воздействию, принимаем истину, независимую и невыводимую из предметных обстоятельств. Данная истина как трансцендентальное состояние и есть понимание, узнавание, озарение изнутри нравственным светом. Этот особый опыт есть “опыт свободы, опыт сверхчувственного, метафизический опыт”, и одновременно есть событие, случающееся в мире. Но этот опыт является и человеческим опытом, опытом человека как предметного существа, не отказывающегося от своей человеческой природы, но пытающегося “свести к минимуму несчастье быть рожденным” через зановорождение себя как виновного и свободного существа. Когда старого Дантеса спросили, как он относится теперь к дуэли с Пушкиным, он с горечью ответил: “Лукавый попутал”. Символ “лукавого” означает в этой ситуации наихудшее из рабств – зависимость человека от своих предметных психических состояний, отождествленность с ними, невозможность выйти из себя, чтобы увидеть, узнать, каков ты на самом деле, что на самом деле ты делаешь, что на самом деле происходит. Невменяемый не может быть свободным. Несвободный не может быть вменяемым, то есть виновным. Раб никогда не бывает виновным, раб всегда прав. Ведь “только потому, что вина полная, а не частичная, конкретная, – мы свободны, то есть вменяемы и ответственны” [6, 22].
Вина как осознание, как озарение изнутри нравственным светом знания есть узнавание человеком самого себя и мира такими, какими они есть на самом деле. И здесь становится понятной позиция Сократа, утверждающего, что свобода как высшая добродетель есть знание, а рабство как наихудшее из зол есть невежество. Человек, знающий добро и зло, никогда не выберет зло, потому что зло для него в этой ситуации не есть абстракция, а является тем, что ведет к распаду самого человека. Путь к свободе, утверждает Сократ, это путь познания и самопознания. И другого пути нет. Пройти этот путь, чтобы стать Человеком, каждый человек может только сам, на свой страх и риск, опираясь только на самого себя. В отличие от Августина, утверждавшего, что “в себе нет опоры”, в рамках трансцендентально-феноменологической философии прохождение Пути, трансцендирование человека к Истинной реальности может быть только собственным усилием человека. “Здесь никому ничего не положено, – утверждает М. Мамардашвили, – все должны сами проходить путь и совершать собственное движение...В противном случае будет разрушено все производство истины – ее онтологическая основа и природа – и будет господствовать ложь, другими причинами производимая, но уже внечеловеческая и тотальная, занимающая все точки социального пространства, заполняющая их знаками” [7, 118]. Только узнавание и называние вещей своими именами делает человека вменяемым, знающим добро и зло, то есть ответственным и свободным. И, следовательно, вина как трансцендентальное состояние есть такое событие в мире, которое может случиться и может не случиться. Но свято место пусто не бывает. Трансцендентальное состояние вины и свободы как событие в мире угасает в предметных психических состояниях, в натуральном ряде причинно-следственных связей (немецкое Ereignis имеет два значения: и событие, и озарение). Место, где могло случиться, но не случилось событие вины и свободы, становится занятым самодовольным невежеством и рабством. Для невежества и рабства всегда есть причины в предметности. Для вины и свободы в предметном мире причин нет. Они беспричинны, самодостаточны, тавтологичны и имеют основание в сверхестественном внутреннем воздействии, “на вопрос о возникновении которого нет никакой необходимости отвечать” [6, 53].
Рабство и невежество, проявляющееся в позиции “я все делаю правильно, я не виноват, виноваты обстоятельства...” неизбежно ведет к нигилизму – “только не я могу” (другие люди, обстоятельства, Бог...). А нигилизм неизбежно ведет к антропологической катастрофе – “болезни” сознания и распаду самой материи “человеческого”, к превращению человека в “манкурта”, зомби-человека, не знающего ни добра, ни зла, невменяемого и безответственного. Размышляя об антропологической катастрофе, М.Мамардашвили пишет: “И мы все еще живем как дальние наследники этой “лучевой” болезни, для меня более страшной, чем любая Хиросима. Наследники странные, мало пока что понявшие и мало чему научившиеся на своих собственных бедах... И вот бродим по разным странам безъязыкие, с перепутанной памятью, с переписанной историей, не зная порой, что действительно происходило и происходит вокруг нас и в самих нас. Не чувствуя права на знание свободы и ответственности за то, как ею пользоваться. К сожалению, и сегодня еще огромные, обособленные пространства Земли заняты таким “зазеркальным антимиром”, являя дикое зрелище вырожденного лика человека. Зазеркальные “пришельцы”, которых можно себе представить лишь в виде экзотической помеси носорога и саранчи, сцепились в дурном хороводе, сея вокруг себя смерть, ужас и оцепенение непроясненного морока” [7, 120].
Выход из этой ситуации возможен не только через отказ от “человеческого, слишком человеческого”, но и через “зановорождение” человеческого в человеке, через конституирование вины и свободы как оснований человеческого бытия, взаимно необходимых и взаимодополняющих. Ответ на поставленный в начале статьи вопрос может быть следующий: только свободный человек может быть виновным, только виновный может быть свободным.
Список литературы
1. Августин А. Исповедь. М., 1991.
2. Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории // Кант И. Соч. в 4-х т. М., 1993. Т.1.
3. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Кант И. Соч. в 4-х т. М., 1993. Т.1.
4. Лютер М. Свобода христианина // Лютер М. Избранные произведения. М., 1994.
5. Макиавелли Н. Правитель (Государь) // Макиавелли Н. Избранные произведения. М., 1982.
6. Мамардашвили М. Кантианские вариации. М., 1997.
7. Мамардашвили М. Сознание и цивилизация / Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990.
8. Мамардашвили М. Проблема человека в философии // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996.
9. Мерло-Понти М. О Макиавелли // Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996.
10. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству //Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1990. Т.2.
11. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания / Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1990. Т.1.