На наш взгляд именно стремление к творчеству, как самая фундаментальная потребность человека, как связующая нить с вселенной – порождает потребность в познании, формируется познавательный интерес, который в данном случае выступает критерием свободного развития личности и очень тесно связан с эмоционально-оценочными процессами. Эмоции, чувства являются регуляторами процесса познания, положительные эмоции свидетельствуют о приближении к цели, отрицательные об удалении от нее. Свободу при этом следует понимать так – это процесс творческого саморазвития проходящего под внутренним контролем. Важнейшей функцией внешнего контроля, при таком подходе, является поддержка внутреннего, при условии игнорирования последнего. Есть мнение, что сознание и подсознание не в состоянии регулировать процесс творчества. Направление творческого процесса регулируется сверхсознанием. Возможно, что это действительно так, но нашему мнению это все же спорный вопрос, и, по всей видимости, творческий процесс, а так же его результаты, все же регулируется не только сверхсознанием.
Основным критерием, характеризующим качество творческого процесса, является способность к восприятию красоты. Красота это обязательно открытие, это обязательно новое полезное знание, дающее человеку надежду на повышение эффективности планирования своего развития, вытекающего из оптимального сочетания внутренних и внешних мотивов, в результате получение удовольствия от переживания чувства радости, уверенности и защищенности, цельности и самостоятельности своей личности.
Обладание чувством прекрасного является доказательством творческого начала в человеке. О таком чувстве физик В. Гейзенберг сказал следующее "...проблеск прекрасного в точном естествознании позволяет распознать великую взаимосвязь еще до ее детального понимания, до того, как она может быть рационально доказана". Мечта каждого обладать таким чувством, и многие педагоги с успехом его развивают. Однако существуют не единичные мнения, что этого недостаточно. И высказывается во многом оправданная мысль, что "современная наука и практика мало ориентирована на развитие способностей детей, с радостью и удовольствием усваивать культуру общества" [14, C.171].
Перед учителем всегда ставилась задача активизации познавательной деятельности учащихся, развития их творческого потенциала. Необходимо понимать, что успех выполнения этой задачи во многом зависит от степени сформированности познавательного интереса у учащихся. В. Сухомлинский писал: "Чем больше вес информации рассчитанной на запоминание в том общем объеме материала, который ученик читает из интереса, из потребности познавать, тем труднее ему учиться" [20, C.5].
Потребность в знании имеет сложную природу: социальную, психологическую, психофизиологическую, педагогическую и дидактическую. Есть различные мнения об истоках познавательного интереса. Некоторые считают его природным свойством человека, [18, C.132]. Другие отмечают, что познавательный интерес как свойство личности не дается человеку от природы, потому необходима целенаправленная работа по его формированию [10, C.13]. Мы считаем, что и та и другая точка зрения отражает определенную часть данного феномена и потому не вступает в противоречие. Познавательный интерес это природное свойство, которое необходимо поддерживать, стимулировать и формировать. Но формировать можно по разному: или уводить человека различными "приманками" от выполнения той задачи которая на него возложена природой, или учить решать эту задачу более эффективно, на основе добытых человечеством знаний. Сказано грубо, взяты две крайности. В действительности одно не существует без другого. При наличии динамического баланса можно эффективно организовывать усвоение знаний, в обстановке максимально способствующей творческому саморазвитию.
В науке выделяют три группы стимулов познавательного интереса. К первой относят новизну материала, практическую значимость для жизни, ко второй разнообразие форм и методов обучения, к третьей эмоциональность обучения отношение учителя к предмету и ученикам.
Несмотря на некоторые различия во взглядах все сходятся в том, что познавательный интерес является важнейшим мотивом положительного отношения к учению, а эмоциональность является мощнейшим стимулом его поддержки. Главенствующую роль в данных процессах играет особое средство обучения – слово учителя.
Великий русский поэт А. С. Пушкин говорил, что в геометрии вдохновение нужно как в поэзии. С. Л. Рубинштейн [17], Л. С. Выготский [3], А. Н. Леонтьев [12, 13], П. Я. Гальперин [4], Н. Ф. Талызина [21] и др. своими исследованиями доказали, что психика человека формируется в процессе практической деятельности, и не может протекать без эмоций. Для "нормального" развития психики необходимо, чтобы учащиеся в процессе учебы испытывали положительные эмоции. Однако как показывает практика, очень немногие получают удовольствие от учебы. Причин тому несколько, например отсутствие динамического баланса между способностями и желаниями учащихся и требованиями предъявляемым к ним. При заниженных требованиях ученик скучает ему неинтересно, при повышенных ему тревожно, он испытывает различные страхи, провоцирующие недостойное поведение. К сожалению, вопрос, как сделать учение не только полезным (в смысле овладения знаниями, для зарабатывания денег), но и полезным (в смысле развития личности), и приятным (получение положительных эмоций) занятием мало исследован. "Исследования в этой области педагогической психологии практически отсутствуют" [14, C.171].
Другой немаловажной причиной негармоничного развития психики является противопоставление логического, рационального, эмоционально-образному способу познания действительности. Хотя многие ведущие дидакты указывают на недопустимость такого положения и призывают учителей к такому построению учебного процесса, в котором бы оптимально сочетались "рациональное" и "эмоциональное". Эмоции играют огромную роль в жизни человека и могут, как способствовать, так и препятствовать его деятельности. На сегодняшний день общепризнано, что общение не сводится к речевому контакту. В общении важны цели и мотивы [2]. По данным психолога А. Меграбяна всего лишь 7% – значимой информации передается словом, 38% – интонацией голоса, 55% – выражением лица, жестами, позой. Поскольку эмоции, чувства так важны для человека то с уверенностью можно предположить, что современный учитель должен обладать умением, правильно передавать информацию различными способами, и внимательно наблюдать за процессом ее усвоения, "видеть" психическое состояние учащегося в данный момент, то есть уметь расшифровать получаемую информацию, с целью соответсвующей корректировки проведения урока. Все перечисленные, а также многие другие, необходимые качества "не даются педагогу в готовом виде, они формируются как результат нелегкого процесса профессионального совершенствования" [7, C.313].
Подавляющее большинство ученых отмечает, что эмоциональность обучения всецело зависит от учителя. Необходим учитель, который может поддерживать живой, увлекательный темп урока, формирующий у учащихся положительное отношение к учебе. В современных условиях, в связи с экономией времени, учителя все чаще организуют учебный процесс таким образом, чтобы как можно больше сообщить информации, за короткий промежуток времени. Не противопоставляя учение через открытия учению через усвоение, хотелось бы, тем не менее отметить, что такой подход к обучению не всем интересен, формирует соответствующую психику, с таким же отношением ко всему, к учению в том числе. На то, что учение должно быть не только и не столько усвоением указывали многие ученые и не только педагоги. Например, А. Эйнштейн мечтал о том, что в будущем, учение будет пробуждать в человеке добрые чувства, и в первую очередь показывать, какой красивый и удивительный мир окружает человека, учить его чувствовать. При таком подходе учащиеся не просто усваивают некоторую сумму знаний, а совершают открытия, учатся мыслить. Когда собственная "мысль начинается с вопроса как проявление дефицита понимания мира и заканчивается вдохновляющим озарением понимания, когда на краткий миг, вдруг весь мир становится ясным" [9]. Позже человек понимает, что ничего особенного в открытом знании нет, возможно, он и раньше это знал, но в памяти остаются чувства, радость, "восторг понимания". В этом и заключается отличие познания через собственные мысли, которые открывают новое лично для каждого, объединяя в ясное целое, разрозненные факты. Очень важно то, что эмоциональная окрашенность информации" углубляет ее восприятие, делает это восприятие живым, позволяет ощутить отношение к ней, и, следовательно, выработать ответную реакцию [19]. Далее автор отмечает, что традиция противопоставления рационального, эмоционально-образному до сих пор препятствует их соединению в целях повышения эмоциональности учебников. Это мнение не единично, многие выдающиеся деятели науки и искусства призывает считать науку и искусство равно важными составляющими.