Д.Н.Коростелев, Хабаровск
Персональные компьютеры изменили жизнь всего человечества. Сомневаться в этом не приходится. Многие сейчас буквально не представляют себе жизнь без умных машин и глобальных коммуникационных сетей, а не столь отдаленные "бескомпьютерные" времена воспринимаются чуть ли не доколумбовской эпохой или даже мрачным средневековьем.
Однако для кого-то компьютеры являются чудесными машинами, открывающими путь к массивам информации, а для кого-то – бездушными монстрами. Технологический прогресс для многих людей обернулся проблемой, которую психологи нарекли "компьютерофобией". Страдающие ею люди просто боятся подходить к компьютерам. Те же из них, чья работа так или иначе связана с информационной техникой, часто подвержены стрессам, а эффективность и производительность труда у них гораздо ниже.
Минздрав рекомендует?
Конечно, компьютер определенно не прибавляет здоровья. Равно как телевизор, автомобиль, сотовый телефон и прочие удобные или целесообразные устройства, созданные человеком. Однако страхи, навеваемые компьютером, часто бывают особенно сильны. И корень этой проблемы не только в неверно истолкованной несколько лет назад надписи "Low radiation" на дисплее…
Уже мало кто помнит, какие баталии велись вокруг банального телевизора. Твердо усвоив, что зона безопасности начинается на расстоянии трех диагоналей кинескопа, современный человек преспокойно засыпает в кресле перед телеэкраном. Постепенно проходит и истерика вокруг компьютерных мониторов, все тише становятся крики про излучение, блики и мерцание. Современный монитор, отвечающий всем жестким требованиям стандартов безопасности, значительно менее вреден, чем обычный телевизор. Ну а для успокоения души на рабочий стол можно еще поставить и кактус.
Основные причины возникновения компьютерофобии заключаются не в страхе перед вредным воздействием ПК на здоровье – это лишь следствие и в некотором роде ширма. Так что же за ней скрывается?
Мракобесие
В массе своей люди консервативны, новые веяния часто вызывают отторжение. Еще пятьсот лет назад было как-то "немодно" утверждать, что не Солнце вращается вокруг Земли, а совсем наоборот. В те темные годы сторонников гелиоцентрической теории строения мира нередко сжигали на кострах. Со временем люди становились гуманнее и терпимее. Противники строительства железных дорог уже не убивали инженеров-путейцев, "пророки", вещавшие о крушении культуры, неизбежном, по их словам, с появлением кинематографа, уже редко призывали к насилию. Наверное, у любого великого открытия и начинания противники были, есть и будут.
Электронно-вычислительным машинам тоже пришлось нелегко – путь их создателей не был усыпан одними розами. Достаточно вспомнить, как благодаря недальновидной политике руководства СССР в нашей стране кибернетика долгое время считалась лженаукой. Отечественные персональные компьютеры были созданы уже тогда, когда сопротивляться общемировой тенденции глобальной информатизации было просто немыслимо. Поэтому, невзирая на явные успехи советских инженеров в создании так называемых больших электронно-вычислительных машин (БЭВМ) на несовершенной элементной базе, наша страна по общему уровню компьютеризации и степени развития ИТ-отрасли значительно отстала от ведущих мировых держав.
К сожалению, и современная эпоха не избавлена от подлинного мракобесия. В самом конце XX века один из иерархов англиканской церкви, архиепископ йоркский Дэвид Хоуп, заявил, что в компьютерах и Интернете заложен настоящий потенциал зла. По его словам, "волшебство", заложенное в компьютерных технологиях, способно привести к возникновению "бездушного общества" и, в конце концов, попросту уничтожить человечество.
Это не единичный случай. С близкими по смыслу высказываниями уже не раз выступали и другие архиепископы англиканской церкви. Впрочем, Великобритания только пример. Достаточно вспомнить об отношении к информатизации в ряде исламских государств, где сильны течения радикального толка.
Социологи отмечают, что среди верующих начинает распространяться компьютерофобия, и компьютер буквально рассматривается как жилище "демонов тьмы". Показательна популярность книги "Дьявол в машине", написанной американским пастором Джимом Писборо. Автор полагает, что у современных электронно-вычислительных машин достаточно высокий интеллект, чтобы в них могли вселяться демоны. Более того, пастор уверенно утверждает, будто каждый десятый компьютер уже управляется демоническими силами.
Изобретение, стремительное развитие и самое широкое внедрение компьютеров во все сферы жизнедеятельности человека вызвали не менее масштабные изменения во многих аспектах самой его жизни. Это изменения не только научно-технического характера, а также культурного, этического, идеологического, религиозного… Интеграция материального и духовного, симбиоз ранее казавшегося несовместимым и грандиозная информатизация нередко приводят к зрительному "очеловечиванию" электронно-вычислительных машин. К владению информацией и возможности ее анализа приписывают еще и способность мыслить. Отсюда и проистекает "демонизация" компьютерной техники. Осознанная или бессознательная…
Страх перед неизвестным
Всемирно известный финансист Джордж Сорос, инвестирующий значительные средства в развитие ИТ-инфраструктуры, никогда не садился за компьютер. Конечно, за него это делают многочисленные бухгалтеры, экономисты, юристы. Сорос может себе такое позволить. Однако факт остается фактом: невзирая на достаточно явную целесообразность применения ПК, во всем мире значительная часть представителей "докомпьютерного поколения" старше сорока лет с трудом и неохотой овладевают новой техникой.
Сказать, что причиной этому явление, скрывающееся за уже навязнувшим на зубах термином "консерватизм", – значит, ничего не сказать. Консерватизм обусловлен множеством более "прозрачных" факторов. Это и общая инертность, нежелание что-либо менять в своей устоявшейся жизни, и отсутствие веры в необходимость приобретения новых знаний, возможность их эффективного практического применения. Усугубляет ситуацию "молва", приписывающая играм пропаганду насилия, а Интернет представляется информационной выгребной ямой, содержащей преимущественно порнографию. Понятно, что подобный взгляд на информатизацию представляет компьютер злом, зомбирующим, отупляющим и развращающим. Четвертая же составляющая консерватизма кроется в банальном комплексе неуверенности в себе. Люди боятся оказаться неуспешными в совершенно новой для них области знаний.
Психологи отмечают, что именно последнее нередко и является основной причиной, по которой родители ограничивают своего ребенка в общении с компьютером. Пусть зачастую и неосознанно. Они просто боятся, как бы чадо не оказалось умнее их, вообще не знающих, с какой стороны к компьютеру подходят. Правда, тут сразу надо оговорить случай, когда от неумеренного увлечения компьютерными играми страдают учеба и прочая "социально значимая" деятельность.
Вместо того, чтобы самим осваивать работу на компьютере, некоторым родителям проще ограничить ребенка. Действительно, как можно его контролировать в том, в чем сам не разбираешься? Отсюда и проистекает часть запретов – мол, вредно, и все тут. Впрочем, справедливости ради стоит отметить и противоположную точку зрения, когда родители считают, что лучше пусть уж ребенок сидит дома, чем гуляет неизвестно с кем по криминализированным улицам и дворам.
Однако, невзирая на все исключения из правил, чаще всего компьютерофобией страдают люди старшего поколения. А ведь именно они часто и являются в обществе обладателями основного влияния и средств.
Болезнь и ее осложнения
Говоря научным языком, компьютерофобия – это социально-психологическое явление, выражающееся в отчуждении отдельных людей, а также определенных социальных групп от современной стремительно совершенствующейся компьютерной техники, от растущих и усложняющихся информационных потоков. Витиеватость такого определения, тем не менее, не скрывает главного – компьютерофобия сродни заболеванию. Если отбросить условности, именно им она и является. И, как всякую болезнь, ее можно лечить.
Лечение компьютерофобии уже давно считается на Западе важной задачей. Подоплека незатейлива: каждый человек, обходящий компьютеры стороной, – потерянный потенциальный покупатель разнообразной продукции ИТ-индустрии. А это не только недополученная прибыль коммерсантов, но и уменьшение роста отрасли в целом. Более того, часто информационные технологии позволяют достичь высокого уровня производительности и эффективности труда. Сложно переоценить все выгоды, которые государство получает в прямом или косвенном виде от информатизации и внедрения высоких технологий.
Было бы безумием уподобиться "естественному человеку" Жан-Жака Руссо и, отринув блага цивилизации, удалиться на лоно природы. Гораздо более разумно вступить в союз с техническим прогрессом, располагая объективной информацией об одном из его плодов. Не учить в наши дни ребенка обращаться с компьютером – это почти то же самое, что не отдавать его в школу. Сегодня практически на любом рабочем месте в первую очередь требуется "знание ПК". Отсутствие этих знаний уменьшает возможность получить хорошую работу.
Микстура от компьютерофобии
Если человек не идет к компьютерам, то компьютеры устремляются к человеку. Была придумана концепция дружественного пользователю интерфейса, в целях популяризации компьютеры устанавливали в библиотеках, магазинах, кафе. Понимая значение ИТ-отрасли для государства в целом, на Западе правительства пропагандировали образ цифрового преуспевания.