Смекни!
smekni.com

Основные положения теории Эриха Фромма (стр. 2 из 4)

С точки зрения Фромма, продуктивный человек мог бы приспособиться к обществу, только если бы общество было конструктивным и здоровым. А если бы оно таковым не является, продуктивный человек не может приспособиться – на это способен лишь конформист, отклоняющийся от своей человеческой сущности.

Фромм не говорит о базовом противостоянии человека и общества, что соответствует модели самореализации. Он подчеркивает то, что сущность человека достигнет выражения посредством способов, которые эффективны и возможны в той данной социальной и культурной обстановке, в которой он существует. Фромм полагал, что вина за то, что человеческая природа получает искаженное проявление (что выражается в бегстве от свободы, ведущем к конформности и реактивности), лежит на обществе. В авторитарных, директивных, монолитных, карательных обществах повышается вероятность того, что их члены будут испытывать недостаток человечности. Но общество не должно быть принудительным, поэтому, когда оно таково, Фромм охотно называет его патологическим. Персонологи психоаналитических убеждений часто считают Фромма социальным психологом. В действительности Фромм подчеркивал важность общества, признавая его силой, которую нельзя избежать, невозможно изменить и выйти за ее границы. Фромм, как и все сторонники модели самореализации, придает первостепенное значение полному выражению индивидуальности и мало интересуется приспособлением человека к обществу. Единственный аспект, в котором можно рассматривать Фромма в качестве социального психолога, заключается в том, что он постоянно критиковал общества прошлого и настоящего и поставил себе задачу прояснить, каким образом патологические общества искажают человеческую сущность. В этом он сходится с другими сторонниками модели самореализации, хотя, возможно, более систематичен, чем они.

Фромм описал содержание человеческой сущности более конкретно, чем это было представлено другими. Характеристиками ядра, связанными с ядерной тенденцией, являются потребности в установлении связей, преодолении, корнях, идентичности и в системе взглядов. Потребность в установлении связей берет свое начало в той непреклонной истине, что человек, становясь человеком, разрывает первоначальное животное единение с природой. Вместо такого бездумного слияния с природой человек должен использовать рассудок и воображение, чтобы установить свои собственные отношения с природой и другими людьми. Отношения, способные принести наибольшее удовлетворение, это отношения, основанные на продуктивной любви, которая всегда подразумевает взаимность, щедрость и уважение. Потребность в преодолении составляет мотивационную основу для проактивного существования. Это стремление быть продуктивной личностью, а не просто животным. Потребность в корнях, очевидно, очень похожа на потребность в установлении связей. Фромм говорит, что в природе человека заложено стремление искать корни в этом мире и что наибольшее удовлетворение здесь могут принести корни, основанные на ощущении братства с другими мужчинами и женщинами. Потребность человека в личностной идентичности немного похожа на его потребность в преодолении, поскольку обе потребности ведут в направлении индивидуализации. Наиболее эффективный способ реализовать стремление к идентичности – это положиться на свои таланты и продуктивные способности. Если это не удается, можно достичь идентичности менее удовлетворительного характера посредством идентификации с другими людьми или идеями. И наконец, человеку нужно иметь систему взглядов – устойчивый и согласованный способ восприятия и осмысления мира. Поскольку при рассмотрении содержания природы человека мы опустились на такой уровень конкретности, становиться понятно, что ее устремления связаны с повышением напряжения. И снова мы видим Фромма в качестве сторонника модели самореализации.

Потребность в преодолении похожа на проприативное стремление, потребность в корнях – на расширение самости, потребность в личностной идентичности – на самоидентичность и самоуважение, а потребность в системе взглядов напоминает рациональное управление самим собой, на основе которого развивается жизненная философия. Содержательное сходство между характеристиками ядра в этих двух позициях – одна из причин, заставляющих полагать, что концепцию Фромма лучше всего рассматривать как теорию совершенствования. Согласно Фромму, человек стремится к идеальному осмыслению совершенной жизни, а не просто к выражению своих врожденных потенциальных возможностей, что происходит сознательно, но без участия самости. Точнее, совершенство определяется на основе того, что должно быть в природе человека. Но для каждого данного человека его природа – это не просто общая сумма его конкретных сильных и слабых сторон; понятие о человеческой природе более универсально. Фромм полагает, что в человеческих силах совершенствовать себя самого, но путь к такому совершенству не сводится к простому проявлению врожденных сильных качеств. Человек должен тренироваться быть человеком, чтобы научиться делать это хорошо. Это потребует частого преодоления врожденных недостатков.

То, что было сказано о ядре личности, описывает тенденции и характеристики, присущие всем людям во все времена, оказывающие влияние на общее течение жизни. И наоборот, каждый периферический аспект личности присутствует в некоторых, а не во всех людях и оказывает скорее специфическое, нежели общее воздействие на поведение. Периферические концепции личности наиболее четко, ясно и очевидно соотносятся с поведением (или с тем, что требуется объяснить), идеальная теория личности должна включать в себя описания как ядра, так и периферии. Положения, описывающие ядро, нужны для того, чтобы понять общую психологическую природу людей, а периферические положения важны для понимания различий между конкретными представителями человеческого рода.

Существует два вида периферических характеристик – конкретные периферические характеристики и типы.

Конкретная периферическая характеристика – это наименьший наиболее однородный элемент личности, описываемый исследователем. Именно эти характеристики используются для объяснения наблюдаемых закономерностей поведения. Например, исследователь может объяснить особенности поведения человека, проявляющиеся в том, что он часто звонит другим людям по телефону, ходит на многие вечеринки, вступает в клубы, активно разговаривает, проявлением такой личностной черты, как коммуникабельность. Мы можем рассматривать коммуникабельность в качестве периферической характеристики личности, если считать, что эта черта приобретается путем научения и не присутствует в равной мере у всех людей.

Когда же исследователь привлекает понятие «тип», он объединяет совокупности периферических характеристик, формируя тем самым большие менее однородные элементы, наглядно представленные в виде стилей жизни, которые можно наблюдать у людей. Функция понятия о типе заключается в том, чтобы организовать более простые элементы личности в функциональные группировки.

Фромм разработал одну из самых сложных и полных моделей периферии личности в персонологии. Его конкретная периферическая характеристика – черта характера, он описывает и ориентации, или типы характеров. Представляющие собой системы взаимосвязанных черт.

Фромм четко формулирует то, что должно быть справедливо для всех персонологов: периферическая характеристика личности является объяснительным понятием, изобретением ученого, а не простым описанием наблюдаемых явлений.

Его характерологическими типами являются четыре непродуктивные ориентации и одна продуктивная ориентация. В разряде непродуктивных выделяются рецептивная, эксплуатирующая, накапливающая и рыночная ориентации. По словам Фромма, человек с рецептивной ориентацией: «… чувствует, что источник всего хорошего находится вовне, и полагает, что единственный способ достичь того, чего он хочет – будь это нечто материальное, привязанность, любовь, знание, удовольствие, - это получить объект своего желания из внешнего источника. В общем и целом можно сказать, что люди рецептивной ориентации выглядят оптимистичными и дружелюбными, они обладают определенной уверенностью в жизни и ее дарах, но становятся тревожными и обезумевшими от горя, если источник их ресурсов оказывается под угрозой…».

К этому выразительному описанию Фромм добавил конкретный список черт, образующих рецептивную ориентацию. В этих чертах выделяются положительный и отрицательный полюсы. Фромм включает оба полюса, потому что полагает. Что чем больше личность человека соответствует непродуктивному типу, тем большее количество негативных полюсов черт будет в ее поведении. Но если рецептивная ориентация смягчена в какой-то мере более продуктивной ориентацией, более подходящими будут положительные полюсы черт.

Эксплуатирующую ориентацию Фромм описывает следующим образом: «Основой эксплуатирующей ориентации, как и рецептивной, является ощущение того, что источник всего хорошего находится вовне, что все, чего человек хочет, нужно искать там, и что человек сам ничего произвести не может. Но разница между этими двумя типами, однако, в то, что эксплуатирующий тип не ожидает ничего получить от других людей в качестве подарков, он забирает это силой или коварством. Они используют и эксплуатируют все и всех, от чего или от кого они могут чего-нибудь добиться…»