Смекни!
smekni.com

Психология, введение в профессию (стр. 3 из 5)

При этом само понятие “профессия” включает следующие характеристики - это ограниченный, вне разделения труда вид деятельности, общественно-полезнои, требующей специальной подготовки (.в современном развитом производстве — постоянной переподготовки, выполняемой за определенное вознаграждение (на современном этапе развития общества в основном — за деньги), а также дающей человеку определенный социальный, общественный статус и признание.

Самоопределение в конкретной трудовой фу н конкретном трудовом посту, в специальности и в сии можно было бы отнести к трудовому самоопределению. Правда. труд в более широком смысле — это гора: широкое понятие, включающее и непрофессиональную деятельность (например. труд на приусадебном участке, труд по воспитанию своих детей). ! Следующий тип — жизненное самоопределение, куда помимо профессиональной деятельности относятся досуг, вынужденная безработица и др. По сути, речь идет о выборе того или иного образа жизни человека. И хотя профессиональное самоопределение является довольно значимым для многих людей, но и оно реализуется в определен- ном контексте жизни. При этом немало людей вообще видят смысл своей жизни во внепрофессиональной деятельности. Примечательно, что один из ведущих авторитетов в области профессионального консультирования Дж. Сьюпер определяет понятие “карьера” в “.. ее самом полном объемлющем смысле как последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение жизни” (Зирег. 1983), а представляя свою концепцию “жизненных карьер”, он выделяет помимо роли работника, еще и роли ребенка, учащегося, отдыхающего, гражданина, супруга, хозяина дома, родителя... Отсюда следует, что собственно профессиональное самоопределение является составной частью карьеры. Но если рассматривать профессиональное самоопределение в тесной взаи мосвязи с жизненным и личностным самоопределением, то карьера и профессиональное самоопределение оказываются вполне соотносимыми.

Таким образом современное понимание карьеры - это не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни. Естественно, жизненное самоопределение предполагает значительно более высокую степень свободы выбора и диапазон маневра, но при условии, что человек не отказывается от такой свободы Однако человек может просто жить, меняя и осваивая различные социальные роли или даже выполняя несколько ролей параллельно, действуя при этом внутренне пассивно, по определенным образцам ("как все нормальные люди”) . а может выступать и настоящим творцом своей жизни. полноценным субъектом самоопределения. “Кардинальное отличие процесса социализации ролей в ходе онтогенеза от сознательного выбора личностью социальной роли. — пишет А.Г.Асмолов. — состоит в том. что в первом случае роль овладевает личностью, а во втором случае личность овладевает ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях” (Асмолов, 1990, с. 335). Говоря о жизненном самоопределении, можно выделить не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и социальных стереотипов, выбор жизненного стиля и самого образа жизни В этом случае сама профессия или какие-то социальные роли могут выступать как средства для реализации того или иного образа жизни, того или иного жизненного стереотипа.

Следующий, более сложный тип —личностное самоопределение — может рассматриваться как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человеку удается действительно стать хозяином ситуации и всей своей жизни. Человек в этом случае как бы приподнимается и над профессией, и над социальными ролями и стереотипами. Принципиальным отличием личностного самоопределения от самоопределения жизненного является то, что человек не просто “овладевает ролью”, а создает новые роли и в каком-то смысле даже занимается социально-психологическим нормотворчеством. когда окружающие могут сказать о нем не просто как о хорошем “семьянине”, “учителе” или “руководителе”, а как об “уважаемом Иване Ивановиче” или как об “уважаемой Авдотье Петровне”, которых нельзя просто соотнести с какой-то социальной ролью или профессией, так как они уникальны и неповторимы сами по себе, а и жизнь является целым событием в глазах окружающих и людей. Личностное самоопределение — это нахождение самобытного “образа Я”, постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.

Наконец, самый сложный тип — это самоопределение личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения). Рассуждая о самоактуализирующейся личности. А.Г.Асмолов подчеркивает ее обязательную внутреннюю активность, направленную и на “продолжение себя в других людях>> что в каком-то смысле позволяет говорить даже о социальном бессмертии человека как о возможности. Высший тип самоопределения - это тогда, когда вся жизнь человека и его дела (содеянное им) являются значительным вкладом в развитие культуры, понимаемом в широком смысле (производство, искусство, наука, религия, общение . ). когда о человеке можно сказать словами А М.Горького, что он стал "человеком человечества” (Асмолов. 1990. с. 360-363).

Специфика деятельности практического психолога определяет важность и необходимость соблюдения принципов, основой которых являются ответственность и обязательства в профессиональных взаимоотношениях с другими людьми. Во многих странах мира существуют Этические кодексы психолога, регулирующие его профессиональную деятельность. Нарушение стандартов и требований, составляющих данные кодексы, может привести к лишению психолога лицензий, диплома, права на оказание психологических услуг и ведение частной практики.

К сожалению, в нашей стране до сих пор не разработано четко сформулированного свода прав и обязанностей, которые определяли бы меру ответственности психолога-практика при решении профессиональных задач. Этот факт отражает слабость и недееспособность отечественных профессиональных сообществ психологов в отличие, например, от Американской ассоциации психологов, готовой оказать теоретическую, методологическую, методическую помощь, защиту и представление интересов своих членов в госу дарственных, судебных и иных организациях, а также внимательно контролирующей соблюдение принятого ею Этического кодекса. Проблема отечественной практической психологии состоит не только в разобщенности психологов и отсутствии единого формализованного перечня принципов, регулирующих профессиональную деятельность, но и в том, что в нашей стране еще нет детально разработанных процедур выдачи лицензий на осуществление частной психологической практики, а также не определены форма и содержание государственного контроля в этой сфере. Это приводит к тому, что в практической психологии в сфере психологического воздействия и коррекции встречаются не только непрофессионалы и дилетанты, но и просто шарлатаны, занимающиеся псевдопсихологией и практиками, не имеющими научного обоснования. В большинстве случаев деятельность подобных “специалистов” имеет негативные и даже опасные последствия. Изменить сложившуюся в практической психологии ситуацию может Кодекс этических и профессиональных принципов, который должен быть принят всеми специалистами-психологами.

Надо отметить, что попытки сформулировать основные этические и профессиональные принципы работы практического психолога неоднократно осуществлялись в отечественной психологии. Достаточно назвать работы И. В. Дубровиной, В. В. Столина, Ю. Е. Алешиной, Г. В. Бурменской, О. А. Карабановой, А. Г. Лидерса и др. Каждый из авторов указывает на некие специфические функции и принципы деятельности психолога-практика в отдельных областях и направлениях психологической службы.

Так, в работах В. В. Столина были сформулированы наиболее общие принципы деятельности психолога, работающего в сфере семейного консультирования:

1. Принцип анализа подтекста.

2. Принцип стереоскопического диагноза.

3. Принцип отказа от конкретных рекомендаций.

4. Принцип системности.

5. Принцип уважения личности клиента.

6. Принцип профессиональной мотивированности консультанта [Столин, 1987].

В дальнейшем, опираясь на специфику собственного опыта, психологи обобщали и дополняли этот перечень, детализируя некоторые из обозначенных принципов.

Ю. Е. Алешина в работе “Индивидуальное и семейное психологическое консультирование” предлагает перечень основных принципов индивидуального и семейного консультирования. Выделим некоторые этические требования, следование которым является наиболее важным в работе психолога-консультанта:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента.

3. Запрет давать советы.

4. Анонимность.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений.

6. Включенность клиента в процесс консультирования [Алешина, 1994].

Принципы деятельности практического психолога образования наиболее полно сформулированы в концепции членов творческого коллектива под руководством И. В. Дубровиной. По их мнению, психолог обязан соблюдать следующие требования:

“1. Руководствоваться Законом Российской Федерации “Об образовании”, законодательством Российской Федерации, международными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства образования РФ и региональных департаментов образования, Положением о психологической службе образования.

2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.