Смекни!
smekni.com

Психология, введение в профессию (стр. 1 из 5)

Новое осмысление содержания профконсультационной помощи вызвано резко изменившейся (и постоянно меняющейся) ситуацией в психологии, образовании, экономике и в стране в целом. Просто “проводить” с клиентами те или иные методики на сегодняшний день уже явно недостаточно. Поэтому можно выделить два основных направления (подхода) в развитии профконсультации: 1 - с преимущественным акцентом на создание новых методик (это остается актуальным и в сегодняшних условиях); 2 — с преимущественным акцентом на разработку теоретико-методологических основ профконсультационной работы (предшествующие теоретические наработки хотя и можно использовать в качестве исходных, но они уже часто не отвечают потребностям сегодняшнего дня). Конечно, проще всего было бы чисто механически объединить оба этих направления (и в определенной мере, без взаимодополнения этих направлений не обойтись!), но если все-таки выделять приоритеты, то сейчас несколько важнее теоретико-методологическое направление, в котором пока еще царит настоящая путаница. Объясняется это тем, что психологическая практика постоянно расширяется, но вопрос, что именно делают многие психологи (в чем смысл их деятельности), чем их усилия принципиально отличаются от обычной помощи людей друг другу по-прежнему остается открытым и далеко не все психологи-профессионалы, особенно психологи-профконсультанты внятно смогли бы на этот вопрос ответить.

Особенность (и даже парадоксальность) современной ситуации, сложившейся в профессиональном самоопределении, заключается в том, что нередко для новых теоретических осмыслений необходимо сначала разработать и использовать в практике конкретные методики (хотя по логике вещей еще перед созданием методик разработчику необходимо было бы осознать цель и смысл такой методики). Собственно методическая деятельность, по мнению Г.П.Щедровицкого, начинается тогда, когда психолог-практик самостоятельно готов построить систему средств для достижения уже осознанной (“увиденной”) им цели своей деятельности (Щедровицкий Г., 1992, с. 48-49). На усложнившиеся отношения между теорией и практикой указывает Ф.Е.Василюк, отмечая, что “с появлением психологических служб собственно психологической практики привычный лозунг о внедрении психологии в практику должен быть перевернут, наоборот, практику надо внедрять в психологию...” (Василюк. 1992, с. 19) И все-таки лучше, когда перед непосредственной профконсультационной практикой специалист будет хотя бы стремиться получше осознать для себя смысл оказываемой подростку (или взрослому клиенту) помощи.

В самом теоретическом подходе можно было бы выделить такой приоритет, как методологическое обеспечение формирования у клиентов ценностно-нравственной основы выбора. В целом, актуальность поиска новых теоретико-методологических оснований профессионального самоопределения обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, существенными изменениями в образовательных системах не только отечественных, но и зарубежных, что связано с общей демократизацией и гуманизацией общественной жизни. Отсюда проблема свободы самоопределения и самореализации в изменившемся обществе становится одной из важнейших не только для педагогики и .психологии, но и для всех гуманитарных направлений.

Во-вторых, особенностями переживаемого Россией периода, когда прежние ценностно-нравственные и профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы. Все это приводит к растерянности не только многих выпускников школ и их родителей, но и к растерянности самих педагогов, психологов и профконсультантов, пытающихся оказывать учащимся профориентационную помощь.

В-третьих, явно недостаточной проработанностью теории и практики профессионального самоопределения, часто страдающей узкой направленностью на конкретные аспекты самоопределения и не учитывающей его сложного, комплексного характера, а также связью с жизненным и личностным самоопределением

В-четвертых, до сих пор ощущается острый недостаток собственных специфических профконсультационных методик, отвечающих новым тенденциям в педагогике, психологии и профессиональном самоопределении.

Кроме того, расширение практики профессионального самоопределения нередко приводит к тому, что профконсультанты, пройдя лишь небольшой курс подготовки, приступают к обслуживанию больших масс учащихся, пытаясь за короткие сроки и без должного организационного, теоретического и методического обеспечения решать сложнейшие вопросы, связанные с планированием дальнейшей жизни учащихся.

Исходя из приведенных выше рассуждений, общая структура пособия включает две основные части. Первая, несколько меньшая по объему часть, посвящена теоретико-методологическому и культурологическому анализу оснований активизации профессионального и личностного самоопределения. Во второй части представлено описание конкретных активизирующих методик профессионального и личностного самоопределения, где особое внимание также уделяется раскрытию смысла и содержания их использования.

Определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор нерешенной задачей и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и философов, методологов, писателей, представителей различных направлений науки и искусства.

Как уже отмечалось, важнейшим критерием развития профессиональной ориентации явилось появление перед значительным числом людей реальной проблемы свободы выбора. Сказанное не означает, что проблемы свободы выбора не существовало ранее, например, в фольклорных источниках, в философской, педагогической и художественной литературе эта проблема занимала видное место. Например, И.С.Кон, отмечая связь образа человека и типа культуры, пишет: “Неслучайно в классово антагонистических обществах самостоятельность и инициатива угнетенных проявлялась не только в труде, но и в умении уклониться от него. В фольклоре разных народов наряду с героем-тружеником, терпеливым и искусным Мастером, действует герой-трикстер, лукавый обманщик, который ловко водит за нос своих хозяев, вплоть до самого господа бога” (Кон, 1984, с. 52).

В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования Е.А.Климова (1976; 1983; 1988: 1990 и др."), А.Е.Голомшток (1979), Л.А.Йовайши (1983), В.В.Назимова (1972), Б.А.Федоришина (1979), С.Н.Чистяковой (1989; 1993) и др. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. Примечательно, что один из последних вариантов концепции профессионального самоопределения, созданный в Институте профессионального самоопределения молодежи при РАО (1993) основан на разработанной Р.Бернсом “Я-концепции” развития личности (1986).

Очень интересны для развития теории профессионального самоопределения идеи “событийного подхода” при планировании и рассмотрении жизненного пути человека, разрабатываемые Е.И.Головахой и А.А.Кроником (1984: 1988; 1993), а также близкие к ним по духу рассуждения В.М.Розина о построении судьбы как “художественного творчества”, характерного для людей искусства (1992). Примечательно, что еще в 20-х годах идеи, близкие к событийному подходу высказывались представителями философских направлений, в частности С.А.Аскольдов говорил о проблемах взаимосвязи времени онтологического, психологического и физического (1990).

Для теоретического анализа и обобщения представляются особо интересными работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределении, психологии труда и роли профконсультанта, чьи взгляды достаточно разнообразны и могут служить материалом для более детального анализа. Например, Дж.Крумбольц и Р. Киннер рассматривают роль профконсультанта как “менторскую”, воспитывающую, как "поставщика информации" клиенту.

Е.Герр (Негг, 1984) считает, что современный проф-консультант — это прикладной ученый-бихевиорист, задача которого с помощью различных игр, трудовых проб, тренингов и т.п. тренировать действия клиента, планировать и прогнозировать их.

Н.Гисберс и И.Мур рассматривают процесс профконсультации как помощь, прежде всего, в жизненном самоопределении: “Пожизненное самоопределение — как саморазвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека” .

Маслоу, предложил концепцию профессионального зазвития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию — как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя зеле .

Лж.Холланд выделяет шесть личностных типов позволяющих определить “личностный код” и соотнести его с требованиями той или иной профессиональной среды .

Японский исследователь Фукуяма разработал и внедрил целую систему постепенной подготовки школьников к сознательному профессиональному выбору, важным элементом которой являются специально организованные в 16-ти видах деятельности “трудовые пробы”. Примечательно, что в России во второй половине 80-х годов пытались внедрить систему профессора Фукуямы , эти попытки сразу же столкнулись с недостатком материальной базы и финансирования столь сложной программы. Все это еще раз свидетельствует в пользу того, что лучше разрабатывать собственные подходы и методы в столь сложном деле как профессиональное самоопределение, которое в каждой стране имеет свои особенности и ограничения...

Одной из наиболее интересных и прогрессивных считается за рубежом концепция “профессиональной зрелости”, которую, начиная с конца 50-х годов, разрабатывает Л.Сьюпер (см. Михайлов. 1975: Укке. 1972). Выбор профессии Д.Сьюпер рассматривает как событие, но сам процесс профессионального самоопределение построения карьеры) —это постоянно чередующиеся выборы. В основе всего этого лежит “Я-концепция” личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека.