Ганс Христиан Альтманн
Как правило, гении уже в раннем возрасте заставляют обращать на себя внимание, будь то их необычные способности или поступки. Ганнибалу было всего девять лет, когда он в присутствии своего отца Гальмикара произнес клятву, которая определила смысл всей его дальнейшей жизни. Он поклялся как можно быстрее «проявить себя в борьбе с римлянами».
Страх перед этим «непобедимым» настолько прочно укоренился в крови и памяти римлян, что даже столетия спустя крик ужаса «Hannibal ante portas» («Ганнибал у ворот!») раздавался каждый раз, когда в Италию вторгался очередной враг.
Рим и Карфаген были непримиримыми противниками, так как оба хотели распространить свое влияние на Средиземноморье, оба были заинтересованы в приобретении новых источников сырья, рынков, торговых путей, оба были равны (вначале) по силам и стремились к единоличному господству.
Первый раунд этой борьбы закончился победой Рима, и Карфагену пришлось заплатить немалую цену за мир. Помимо ежегодной дани Рим получил Сицилию, Сардинию и Корсику. Однако уже тогда «голь была хитра на выдумки» и, чтобы как-то восстановить свое положение, Карфаген захватил Южную Испанию с ее богатыми рудными месторождениями и договорился с Римом установить границу сфер влияния по реке Эрбо (Ибер).
Предусмотрительные римляне согласились с этим предложением, однако в свою очередь настояли на том, чтобы один из карфагенских городов — Сагунт — получил статус свободного города.
Ганнибал — самая большая надежда Карфагена
И все же одному человеку в Карфагене это не нравилось больше всех. Этим человеком был Ганнибал.
В 221 г. до н.э. в возрасте 26 лет он был выбран солдатами командующим карфагенскими войсками и утвержден в этой должности народным собранием.
Коротко охарактеризовать главное качество Ганнибала, которое позволяло ему руководить войсками и служило дополнительной мотивацией для солдат, можно как собственный пример. Он никогда не требовал от своих солдат того, чего не мог сделать сам.
Конечно, Ганнибал был выбран командующим еще и потому, что происходил из влиятельного аристократического рода Баркидов. Но среди многих представителей аристократических фамилий Ганнибал более других был известен своими выдающимися достижениями. Именно в этом заключалась самая большая тайна его полководческого таланта: в приобретенном уважении.
Вторжение в Италию
В мае 218 г. до н. э. Ганнибал вместе с 55 000 пехотинцев, 12 000 всадников и 37 слонами отправился в самый впечатляющий поход, который предпринимался когда-либо полководцем и его войском. Основными вехами этого легендарного похода стали переход через Альпы (немыслимое по тем временам предприятие), триумфальная победа при Каннах (это сражение вошло в сокровищницу военного искусства: битва произошла летом 216 г. до н. э.; 45 000 римских пехотинцев и 2 700 всадников остались лежать на поле брани) и, наконец, поражение у реки Зама.
Переход через Альпы был продиктован не бравадой, а простой необходимостью: в войске Ганнибала не было кораблей, а Лигурийская прибрежная дорога была слишком узка для его многочисленной пехоты. Именно этим маршрутом пользовались в дальнейшем Карл Великий во время своего первого итальянского похода в 773 г., а также многие средневековые германские военачальники.
Уже в самом начале похода Ганнибал в полной мере продемонстрировал одно из самых ценных и притягательных своих качеств: заботу о солдатах.
Конкретно это выразилось в отказе от любого ненужного сражения, любого ненужного кровопролития, от любых ненужных стычек ради сохранения жизни и здоровья своих солдат.
В этом смысле полной противоположностью Ганнибала был Наполеон, одной из причин поражения которого было беспощадное использование живой силы, этого, по выражению самого Наполеона, «человеческого материала». С особой силой это проявилось в последние годы правления Наполеона, когда его мечты о мировом господстве могли, по его замыслу, воплотиться в жизнь только при наличии сотен и сотен тысяч солдат. «Мне плевать даже на смерть миллиона людей», — бросил он в лицо пытавшемуся робко возразить Меттерниху.
Совсем другим полководцем был Ганнибал — этот, по свидетельству римских историков, жестокий, коварный и безбожный «варвар».
Ничто не доставляло ему большего удовлетворения, чем реализованная возможность избежать напрасного кровопролития, бессмысленной или безрассудной бойни.
В течение всего похода Ганнибал вновь и вновь использовал шпионов и послов, заключал договоры и посылал подарки — лишь бы избежать ненужных, на его взгляд, сражений. Когда же столкновение становилось неминуемым, Ганнибал пускал в ход весь свой полководческий талант, чтобы переиграть противника и до минимума снизить свои потери.
Представляется, что именно это качество Ганнибала — забота о подчиненных — предопределило безоговорочное послушание, высочайшую боеготовность и безусловную верность его солдат.
1. Солдаты знали и были абсолютно уверены, что их главнокомандующий никогда не бросит свое войско в бессмысленную бойню.
2. Солдаты были также уверены в том, что во время боя Ганнибал сделает все, максимально используя свой полководческий талант, чтобы до минимума снизить свои возможные потери.
3. Солдаты чувствовали, что Ганнибала заботила не только победа в сражении, тем более добытая любой ценой, но и персонально каждый из них: их жизни, благополучие, будущее.
Подобная персональная забота о солдатах позволила Ганнибалу создать очень важные предпосылки для успешной мотивации своих солдат — конкретные, личностные отношения и связи.
Стратегия успеха: мотивация, с помощью словесной драматургии
В чем сила мотивации обоих обращений Ганнибала к своим солдатам?
1. Наглядное представление ситуации обладает большей мотивационной силой, чем слова. Более наглядно продемонстрировать солдатам серьезность их положения, чем на примере «гладиаторских» боев не на жизнь, а на смерть, было невозможно. Ганнибал понимал, что действие обладает большей выразительностью, чем слова. И он знал, что разжечь боевой дух солдат можно, лишь обратившись к их чувствам.
2. Страх — наиболее сильный (по Аристотелю) мотив, толкающий людей на совершение того или иного поступка. Ганнибал укрепляет этот страх в солдатах. Он лишает их всякого шанса на отступление, всякой надежды на снисхождение. Он подводит их к мысли, что единственный путь к спасению — это сражение и победа в нем.
3. Моральное превосходство — основа превосходства духа. Ганнибал наделяет римлян такими отталкивающими чертами характера, как предательство, жестокость, высокомерие, тирания, стремление к экспансии. Это вызывает у его солдат чувство морального превосходства, которое в свою очередь как бы дает им право напасть первыми и наказать «виновных».
4. Большие дела требуют большой награды. Как считает Аристотель, вторым по силе мотивом, толкающим людей на поступки, является стремление к выгоде. Ганнибал обещает божественную награду. Он знает, что без большой награды нет больших надежд, без больших надежд нет больших чувств, а без больших чувств невозможно полное напряжение сил.
5. Ничто так не укрепляет чувство собственного достоинства, как напоминание о прошлых успехах и заслугах! Признание (по Аристотелю) — третий по силе мотив человеческих поступков Поэтому Ганнибал напоминает своим солдатам сначала об их победах в Испании, а затем о беспримерном переходе через Альпы. Он заставляет их еще раз вспомнить о своих подвигах, тем самым укрепляя в них чувство собственного достоинства.
6. Личная ответственность возможна лишь при наличии личностных связей. Ганнибал знает своих солдат, а солдаты хорошо знают его. Он прекрасно осведомлен обо всех их героических поступках. Тем самым он как бы дает им понять, что и в будущем они не должны опускать эту «планку» ниже. Для солдат же это означает помимо прочего, что их полководец знает их всех чуть ли не в лицо и высоко ценит заслуги каждого.
7. Высшая форма убежденности — непоколебимая вера в свое дело. Ганнибал ни разу ни словом, ни мимикой, ни жестом не выразил сомнения в правоте своего дела. Он настолько уверен в успехе, что ему не страшна даже смерть.
8. Наибольшей мотивационной силой материальная заинтересованность обладает непосредственно перед самим действием. Ганнибал говорит о таких конкретных наградах, как земля, деньги, гражданство, свобода, только во второй своей речи, обращенной к солдатам. Сначала должен подействовать страх перед лицом единственного выбора — победить или умереть. Именно эта мысль должна быть главной, а не обещание наград. Их эйфорическое воздействие необходимо Ганнибалу лишь непосредственно перед началом сражения.
9. Мотивационной силой обладают только достоверные обещания. Боевой дух, боевой настрой солдат Ганнибала высоки не потому, что его обращения к ним несут сильный мотивационный заряд. Наоборот, как раз мотивационная сила этих обращений обусловлена самой личностью Ганнибала, его поступками, тем, что он ни разу не изменил своему слову. Доверие солдат Ганнибалу было абсолютным. А его значение для успешной мотивации трудно переоценить.
10. Границы личности — это границы руководящих и мотивационных способностей. Та или иная речь или выступление могут быть плохими или хорошими с точки зрения их мотивационного воздействия на слушателей. Пример плохой речи — это обращение Сципиона к римским солдатам. Однако хорошая мотивационная речь будет обладать наибольшим воздействием только в том случае, если за ней стоит личность. Личность, которую слушатели знают и которой доверяют. Формула «границы личности — это границы руководящих и мотивационных способностей» остается верной всегда.
Управленческие стратегии по Ганнибалу
1. Прежде чем приступить к какому-то большому или трудному делу, дайте своим сотрудникам возможность принять «установочное решение»!