Смекни!
smekni.com

Упражнения на понимание и построение текста (стр. 5 из 6)

Задания к этим упражнениям разнообразны; почти все они встречались в предыдущих разделах данного пособия, и каждое поможет ученикам в выработке каких-либо навыков, необходимых для того, чтобы создать текст рассуждения на литературную тему — сочинение.

Образцы упражнений

Попробуйте представить себе страшную картину. Во всем мире вдруг исчезли все издания сочинений Пушкина. И собрания сочинений, и отдельные издания, и давние, и недавние — все до одного. Что было бы тогда? Так и осталось бы человечество без Пушкина?

На первый взгляд — да. А если подумать — нет.

В учебнике русского языка к каждому правилу даны примеры и упражнения; по большей части это фразы из сочинений русских классиков. Там много фраз Пушкина. Если пересмотреть и все учебники прошлых лет, все существующие книги по языкознанию, все словари и извлечь оттуда все цитаты из Пушкина, это будет еще больше. В учебниках литературы много написано о Пушкине. Там много цитат. Там есть пересказы многих произведений. Это не пушкинские слова. Они помогают понять Пушкина и догадаться, какие цитаты взяты из каких произведений.

Филолог соберет этот пестрый материал. Он будет долго и бережно его сортировать и группировать. После этого он издаст его отдельной книгой. На книге будет написано: “А.С. Пушкин. Отрывки”.

Кроме учебников, о Пушкине написано великое множество книг. Из них можно извлечь очень много материала. Хрестоматии и сборники по нашему условию не погибли. Они дадут нам в общей сложности несколько десятков законченных стихотворений и отрывков из поэм. Кроме русских хрестоматий, есть и иностранные; большинство стихов в них те же самые. В них может найтись английский или испанский перевод какого-нибудь стихотворения, нам еще незнакомого.

Получить общее представление о Пушкине по такой книге будет возможно.

Вот так, без всякого “если бы”, приходится ученым составлять издания очень многих древнегреческих писателей. Целые произведения их не дошли до нас, а цитаты из них дошли. Из девяти великих древнегреческих лириков законченные произведения — и то далеко не все! — сохранились лишь от великого Пиндара да от веселого Анакреонта. Всех остальных мы смогли представить себе лишь тогда, когда были собраны их отрывки, — лет двести-триста назад.

Задание.

Восстановите правильный порядок частей.

Стиль — живой разговор с читателем — сохранен лишь в первом и последнем абзацах. Попробуйте восстановить интонации подлинника с помощью глаголов повелительного наклонения, слов, передающих последовательность действий, вводных слов, частиц.

Найдите предложения с явно нарушенной смысловой связью. Восстановите ее.

Исправьте текст, устранив повторы и однообразие синтаксических конструкций.

Сформулируйте основную мысль отрывка.

Ответ.

Попробуйте представить себе страшную картину: во всем мире вдруг исчезли все издания сочинений Пушкина. И собрания сочинений, и отдельные издания, и давние, и недавние — все до одного. Что было бы тогда? Так и осталось бы человечество без Пушкина?

На первый взгляд — да. А если подумать — нет. Загляните в ваш учебник русского языка. Там к каждому правилу даны примеры и упражнения; по большей части это фразы из сочинений русских классиков. Выберите оттуда все фразы Пушкина — вы сами удивитесь, как их много. А теперь представьте себе, что точно так же вы пересмотрели и все учебники прошлых лет, все существующие книги по языкознанию, все словари и извлекли оттуда все цитаты из Пушкина. Это будет еще больше. Теперь перейдем к учебникам литературы: как много в них написано о Пушкине, как много там цитат; а кроме того, там есть пересказы многих произведений — это, конечно, не пушкинские слова, но они тоже помогают понять Пушкина и, что важнее, догадаться, какие цитаты взяты из каких произведений. А ведь, кроме учебников, о Пушкине написано великое множество книг, из которых можно извлечь очень много материала. Потом возьмемся за хрестоматии и сборники: ведь, по нашему условию, они не погибли. Они наверняка дадут нам в общей сложности несколько десятков законченных стихотворений и отрывков из поэм. Наконец, кроме русских хрестоматий, есть и иностранные; большинство стихов в них, конечно, те же самые, но вдруг в них найдется английский или испанский перевод какого-нибудь стихотворения, нам еще незнакомого. А потом, собрав этот пестрый материал, филолог будет долго и бережно его сортировать и группировать и после этого издаст отдельной книгой, на которой будет написано: “А.С. Пушкин. Отрывки”. Уверяю вас, что получить общее представление о Пушкине по такой книге все же будет возможно.

Вот так, без всякого “если бы”, приходится ученым составлять издания очень многих древнегреческих писателей. Целые произведения их не дошли до нас, а цитаты из них дошли. Из девяти великих древнегреческих лириков законченные произведения — и то далеко не все! — сохранились лишь от великого Пиндара да от веселого Анакреонта. Всех остальных мы смогли представить себе лишь тогда, когда были собраны их отрывки, — лет двести-триста тому назад. (М.Гаспаров)

1. Легенда о Дон Жуане и даже пьесы о нем были хорошо известны французам и до Мольера. Публика толпами шли на эти представления. Каждый театр играл по-разному, а иногда и пьесы были разные.

2. Драматические обработки легенды о Дон Жуане <— испанская пьеса “Севильский соблазнитель” (нач. XVII в.), автор — Тирсо де Молина <— средневековые испанские народные предания.

3. Сам по себе сюжет комедии “Дон Жуан” Мольера был не нов. Пьеса никак не укладывалась в привычные правила классицизма. Три единства!

Пьеса настолько богата событиями, что ...

Дворец в Сицилии, берег моря, лес, жилище Дон Жуана, поле вблизи города.

Жанр: Фарсовые сцены (любезный прием, оказанный г.Диманшу), сцены, достойные “высокой комедии” (упреки отца), драматические монологи (донья Эльвира).

Язык: Изящная правильная речь аристократа, грубоватое крестьянское наречие.

Характер: Мужество, честь. Соблазнитель, нечестивец. Спешит на помощь слабейшему. Стремится унизить человека.

Задание.

Представьте себе, что перед вами торопливая запись лекции. Ее надо развернуть в связный правильный текст.

Для этого:

исправьте речевую и грамматическую ошибки в п.1;

восстановите предложение — п.2;

восстановите предложения, свяжите их между собой, продолжите оборванные

мысли; добавьте формулировки мыслей к приведенным примерам — п. 3

Запишите основную мысль текста.

Ответ.

1. Легенда о Дон Жуане и даже пьесы о нем были хорошо известны французам и до Мольера. Публика толпами шла на эти представления. Каждый театр играл по-своему, а иногда и пьесы были разные.

2. В основе всех драматических обработок легенды о Дон Жуане лежала испанская пьеса “Севильский соблазнитель”, написанная в начале XVII века Тирсо до Молиной; ее сюжет восходит к средневековым испанским народным преданиям.

3. Итак, сам по себе сюжет комедии “Дон Жуан” Мольера был не нов, но пьеса никак не укладывалась в привычные правила классицизма, требовавшие соблюдения трех единств: времени, места и действия. Пьеса настолько богата событиями, что они не могут уместиться в двадцать четыре часа. Единство места нарушено совершенно откровенно: действие происходит во дворце в Сицилии и на берегу моря, в лесу, в жилище Дон Жуана, в поле вблизи города. Нет и чистоты жанра, фарсовые сцены, например любезный прием, оказанный господину Диманшу, перемешиваются со сценами, достойными “высокой комедии” (упреки отца) и подлинно драматическими монологами доньи Эльвиры. Неоднороден язык пьесы: то это изящная правильная речь аристократа, то грубоватое крестьянское наречие.

Характер главного героя очень сложен и противоречив: Дон Жуан наделен чувством чести, мужеством, а вместе с тем он соблазнитель, нечестивец; стремится унизить человека — и спешит на помощь слабейшему.

Сюжет комедии Мольера “Дон Жуан” не нов, но это новаторская пьеса: в ней нарушены все правила классицизма, а главное — очень сложен характер главного героя. Дон Жуан и порочен, и благороден, и обаятелен одновременно.

I. Осенью 1730 г. двадцатисемилетний Василий Тредиаковский, только что вернувшийся из Парижа, издал свой перевод романа третьестепенного французского писателя XYII в. Поля Тальмана “Езда в остров любви”.

В переводе, как и в оригинале, стихи перемежаются прозой. “Езда” имела огромный успех. Образованные люди впервые читали любовные стихи на русском языке. Помимо переводов, в книгу вошли оригинальные стихотворения Тредиаковского на русском и французском языках. Преодолевая традицию назидательности, Тредиаковский положил начало русской любовной лирике, поэзии в современном понимании этого слова вообще. Стихи выражают разные чувства и разную степень чувств: смущение, грусть, робкую мечту, надежду, счастье любовника, отчаяние отвергнутого после измены возлюбленной и скорое его утешение.

Столь счастливо начавшееся, творчество Тредиаковского продолжалось и за пределами “Езды в остров любви”. Им введен жанр идиллии, широко распространенный в поэзии европейских народов, начиная с древних греков и римлян. Обжитой дом посреди чуждого мира, своя семья, чадородие, чадолюбие, природа, которая дает человеку все необходимое для жизни, — вот некоторые из идиллических тем. Первую русскую идиллию написал Тредиаковский, дав вольное подражание Горацию. У него все видимо, слышимо, осязаемо, конкретно.

Он нашел слова и интонации, чтобы выразить любовь к родине.