Смекни!
smekni.com

Экзистенциальная психология (стр. 3 из 3)

Судьба может быть представлена человеку в трех принципиальных формах:

1) как его естественная предрасположенность или природный дар — то, что Тандлер в свое время назвал "телесной неизбежностью" (в исследованиях Ланге у идентичных близнецов, развившихся из единой зародышевой клетки и имевших одну и ту же исходную генетическую предрасположенность, почти одновременно проявилось одно и то же психическое заболевание) . Биологическая судьба представляет собой материал, который приобретает форму под воздействием свободного человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего, с точки зрения человека, он существует. Человек осмысленно вплетает свою биологическую предопределенность в структуру собственной жизни.

2) как ситуация, то есть целостность его внешнего окружения;

3) как взаимодействие предрасположенности и ситуации, которое формирует человеческую позицию. Человек занимает позицию по отношению к чему-либо, что означает, что он формирует к этому свое отношение. Смена позиции в этом смысле включает, к примеру, все, что мы называем образованием, обучением или саморазвитием, а также психотерапию в самом широком смысле этого слова - вплоть до таких грандиозных внутренних переворотов, как обращение в другую веру. В предрасположенности выражена биологическая участь человека, в ситуации - его социальная детерминированность. Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь.

Кроме того, существует "психологическая судьба" - те психологические факторы, которые определяют путь к духовной свободе индивида. Психоанализ сумел отчетливо выделить детерминированный характер психических процессов, их предопределенность, рассматривая все душевные события как неизбежный результат определенных более или менее необходимых "механизмов". Но наши инстинкты лишь "формируют предложения" к поведению, тогда как наше "Я" принимает решение, что в конце концов делать с этими предложениями. Именно наше "Я" способно решать - и совершать свободный выбор; именно "Я" выступает субъектом желания: "Я хочу".

Опасность психоаналитической концепции человеческой инстинктивности состоит в том, что она в конечном итоге приводит к фатализму. Невротические больные прежде всего предрасположены к слепой вере в неизбежность судьбы. На невротических больных-фаталистов сильное впечатление производят идеи "индивидуальной психологии" (причем они эти идеи понимают неверно и, как следствие, неверно их используют), в результате чего они склонны винить условия своего существования в детстве, полученное ими воспитание и образование в том, что все это "сделало" их такими, какие они есть, и, таким образом, предопределило их судьбу.

Франкл говорит о том, что в принципе Геббеля "Жизнь - ничто, это лишь возможность совершать что-то" содержится ответ на вопрос о смысле жизни. Ибо существуют лишь две возможности: работать вместе с судьбой, придавая ей форму, то есть "лепить" судьбу, а не ситуацию, если последняя окажется такой, что изменить ее человек не в состоянии ,- и таким образом реализовывать созидательные ценности; или же, если подобное окажется действительно невозможным, занимать такую позицию по отношению к своей неизбежной участи, когда страдание является достижением, - то есть реализовывать ценности отношения. Человек, испытывающий ужасные страдания, может придать своей жизни смысл тем, как он встречает свою судьбу, принимая на себя страдания, при которых ни активное существование, ни существование креативное не могут придать жизни ценность, а переживаниям - смысл. Правильное отношение к страданию - это его последний шанс. Жизнь, таким образом, вплоть до последнего вздоха имеет свой смысл.

Список литературы

Бердяев Н.А. «О назначении человека» М.: Республика, 1993.

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994

Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995

Борисов Е. «Диалог как судьба. Событие с Другим в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера» - опубликовано в кн. Г.Г.Шпет / Comprehensio. Вторые Шпетовские чтения. Творческое наследие Г.Г.Шпета и современные философские проблемы. Материалы международной научной конференции. 14-17 ноября 1996 года. Томск: Издательство "Водолей", 1997

Вежбицка А. «Судьба и предопределение» Международный философский журнал «Путь», №5, 1994 г.

Леонтьев Д. А. Вступительная статья в книге Франкла В. «Человек в поисках смысла» М., 1990.

Леонтьев Д.А. Лекции по курсу «Экзистенциальная психология», 2002 г.

Лосев А.Ф. «Диалектика мифа». Москва, изд-во «Мысль», 2001 г.

Маслоу А. «Новые рубежи человеческой природы». Москва, «Смысл», 1999 г.

Мень А. «О духовном целительстве». Лекции: Пред. Ж.Ванье; сост. А.А.Андреева. - М.: АО "ВИТА-Центр", 1991. - Вып. 1

Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. — Москва, 1992

Стасюк Ю. «Преодоление судьбы в "Утешении философии" Боэция». Материалы второй научной конференции преподавателей и студентов 4-5 апреля 2001 г. Новосибирск

Франкл В. «Коллективные неврозы наших дней» М.: «Эксмо-пресс», 2000

Франкл «Психотерапия на практике» Санкт-Петербург, Ювента, 1999 г.

Франкл В. Человек в поисках смысла: М., Прогресс», 1990 г.

Шпенглер О. «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории». Москва, «Мысль», 1993 г.

Элиаде Мирча «Космос и история». Москва, «Прогресс», 1987 г.