Смекни!
smekni.com

С. Л. Франк о М. Хайдеггере. К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли (стр. 8 из 8)

[32] Heidegger M., Gesamtausgabe. Bd. 49. Die Metaphysik des deutschen Idealismus. Frankfurt am Main 1991. S. 39. В контексте различения "философии существования" и фундаментальной онтологии Хайдеггер разбирает некоторые критические аргументы против "Бытия и времени", усматривающие в нём "одностороннюю философию страха, смерти, ничто, заботы" (Ibid., S. 30-35). Вопрос о бытии выдвигается в качестве горизонта определения различных "экзистенциалий", таких как забота, страх и т. д., поэтому истолкование "Бытия и времени" с точки зрения этих отдельных феноменов упускает из виду то главное, о чём повествует произведение.

[33] В книге "Душа человека" и в поздней работе "Реальность и человек" Франк мимоходом упоминает Дильтеевское различение "объяснения" и "понимания", сопоставляя понимание с "живым знанием".

[34] Здесь речь идёт не о конфессиональных различиях, каковые также играли определённую роль, но именно о религиозных установках - "новозаветного персонализма" Хайдеггера, родственного религиозному духу ап. Павла (в интерпретации Бультмана) и Лютера, и "христианского платонизма" Франка, ориентированного на опыт божественного всеединства.

[35] То, что религиозная интерпретация философии является у Франка следствием "экзистенциальной заинтересованности" (выражение Г. Флоровского), т. е. подчинена определённой религиозной и моральной цели, свидетельствует его собственное понимание религиозности, находящееся под сильнейшим влиянием платонизма и, в силу этого, исключающее, например, из представления о христианстве всю христологию. Таким образом, то, что Франк утверждает как опытную очевидность - переживание единства с Абсолютными т.д. - есть уже, на самом деле, результат культурной интерпретации переживания, и, следовательно, не может принадлежать к сущности философии.

[36] Ср. письмо Бинсвангера Франку (13 марта 1939): "Меня могу упрекнуть в том, что я смешал "в одном котле" Плотина, Семёна Франка, Гёте и Хайдеггера".

[37] Binswanger, L.: Grundformen und Erkenntnis des menschlichen Daseins. // L. B. Ausgewählte Werke in vier Bänden. Heidelberg 1993, Bd. 2, S.114. Ср. также его письмо Франку (11 ноября 1936): "Я не собираюсь развивать христианскую антропологию с христианской точки зрения, а работаю по возможности чисто антропологически, стремясь, вместе с тем, показать, каким способом религиозная сфера включается в сущность антропологического".

[38] В письме Бинсвангера от 21 января 1935 г. не называется конкретно какую статью Франка о Достоевском он прочитал. К этому времени Франк опубликовал по-немецки пять статей о Достоевском (см. Библиографию в "Сборнике памяти С. Л. Франка"). Из текста письма Бинсвангера можно заключить, что речь идёт о статье: "Die Krise des Humanismus. Eine Betrachtung aus der Sicht Dostojewsky's // Hochland 2 (1931), 289-296. (Русск. текст: Достоевский и кризис гуманизма // Путь № 27 апрель 1931; перепечатано: "О Достоевском". М., 199?. Другие статьи, упоминаемые Бинсвангером: Das Absolute // Idealismus. Jahrbuch für die idealistische Philosophie der Gegenwart. Hrsg. von E. Harms. 1 (1934), 147-161, Erkenntnis und Sein // Logos 17-18 (1928-1929), 165-195, 231-261.

[39] Письмо от 20. VIII. 35. Об этой книге см. рецензию Франка: R. Le Senne. Obstacle et le valeur // Neue Züricher Zeitung 1935 September ??. В письме от 13 ноября 1935 г. Бинсвангер писал Франку, откликаясь на его рецензию: "Нельзя ли сказать об этой книге то же, что и о Хайдеггере, а именно, что в ней отсутствует любовь или не занимает достойного положения, поскольку ведь она не сводится на взаимодействие препятствия и ценности".

[40] Письмо Бинсвангеру от 14 мая 1938.

[41] Франк С. Л., Сочинения. М., 1990, С. 305.

[42] Подтверждением этому является немецкий (сокращённый) текст "Непостижимого", в котором Франк прямо использует эти немецкие понятия.

[43] Эта проблема - невозможности определить принцип различения индивидуального бытия, а вместе с тем, и различения "нормального" и "патологического" - заставила Бинсвангера вернуться от утверждения "мыйности" (Wirheit) человеческого существования к точке зрения трансцендентальной субъективности. Уже в последних главах его основного труда "Основные формы и познание человеческого здесь-бытия" (1942) осуществляется этот переход, "разрушая через 600 страниц исходную точку зрения" (Theunissen M., Der Andere. Grundzüge der Sozialontologie. Berlin, New-York 1965, S. 471). В поздних работах "возвращение от Хайдеггера к Гуссерлю" предсталено наиболее отчётливо. Бинсвангер анализирует структуру мира, коституируемого "трансцендентальным сознанием" и на этой основе вновь стремится поставить проблему интерсубъективности, но уже исходя из гуссерлевских понятий ("жизненный мир", "естественная установка" и т.д.)

[44] В некоторых отношениях эта критика сродни полемике М. Бубера и Э. Левинаса против Хайдеггера, однако у них идёт речь об опыте "Другого", а не единстве в "Мы". Ср. Theunissen M., Ibidem.

[45] Бинсвангер состоял с Хайдеггером в дружественной переписке даже в поздний период своего творчества, когда он в своём "анализе здесь-бытия" отошёл от ориентации на Хайдеггеровскую онтологию, вновь "вернувшись" к Гуссерлю, т. е. к проблемам

[46] Über Martin Heidegger und die Psychiatrie. // Binswanger, L., Der Mensch in der Psychiatrie. Pfullingen 1957, S. 16.

[47] Binswanger, L., Schizophrenie. Pfullingen 1957, S. 94. В ходе семинаров в Цолликоне Хайдеггер обсуждал подход Бинсвангера к исследованию здесь-бытия, признав, что он недостаточно различает "экзистенциальные" (априорные) струкртуры здесь-бытия и их конкретное фактическое наполнение (Heidegger, M., Zollikoner Seminare. Frankfurt/M 1987, S. 239, 256f.). То что с точки зрения философа являлось недостатком, представлялось психиатру как раз достижением по сравнению с фундаментальной онтологией.

[48] Письмо от 21 декабря 1939.

[49] Письмо Е. Бруннеру (31.5.1951). Цит по: Herzog, M., Ibid., S. 116.

[50] Бинсвангер Л., Цит. соч., С. 30.

[51] Binswanger, L.: Grundformen und Erkenntnis des menschlichen Daseins., S. 91.

[52] Письмо Франка Бинсвангеру (28.VI.42).

[53] Франк С., Реальность и человек. Мюнхен 1965, С. 54. Ср. С. 64: критика понимания "Я" как "сферы чистой имманентности".

[54] Там же, С. 152.

[55] Русск. пер. в кн.: "Философия Хайдеггера и современность". М., 1991

[56]Semen Frank papers box 11. Bakhmeteff Archiv, Columbia University Libraries. Текст без названия и без даты. Сверху приписано чужой рукой: О Хайдеггере. б. г. 4 с. Лекция. Оригинал написан по-русски с употреблением немецких понятий из "Бытия и времени". В публикации раскрыты все сокращения без специального обозначения. Зачёркнутые слова заключены в угловые скобки < >. Подчёркивания переданы курсивом. Все особенности написания сохранены.

[57] Heidegger. M. "Sein und Zeit". Halle 1927.

[58] Ю. И. Айхенвальд, внезапная гибель которого произвела неизгладимое впечатление на Франка.

[59] Копия письма была мне любезно предоставлена Василием Семёновичем Франком (Мюнхен). Текст письма отпечатан на машинке и содержит многочисленные пометки от руки, принадлежащие, по-видимости, адресату и родственникам Франка. Отмечены лишь непосредственные вставки в текст, сделанные от руки печатными буквами (возможно самим Франком при отправлении письма).

[60] Вставка справа на полях от руки: "и утончённый".

[61] "Несмотря" зачеркнуто и на полях вставлено: "Хотя".

[62] Вставка на полях: "любовное познание".

[63] "Licht vom Licht". Übers. von K. Kirchhoff. Hellerau 1930.

[64] Вставка на полях: "подлинную".

[65] В письме от 7 июля 1942 Бинсвангер писал: "То, что Вы пишете о моей книге, разумеется очень обрадовало меня. В отношении Хайдеггера Вы, в общем-то, правы. Но поскольку я построил всю книгу отчасти в продолжении, отчасти в противовес к нему, и поскольку лишь этот противовес придаёт моей позиции полновесность, иначе не получилось. Я могу также сказать, что моя книга является противовесом не только к Хайдеггеру, но и к Кьеркегору, о котором ведь тоже можно сказать то, что Вы пишете о Хайдеггере. Я считаю свою книгу "противовесом" ко всякому раздуванию отдельной экзистенции, которое встречается нам в экзистенциальноей философии и теологии. Но всё же при этом не следует забывать, что интерес Хайдеггера является онтологическим, а не антропологическим".

[66] Heidegger. M. Holzwege. Frankfurt am Main 1950. (Gesamtausgabe. Bd. 5)

[67] Имеютсяввидустатьи: Die Zeit des Weltbildes, Nietzsches Wort "Gott ist tot", Der Ursprung des Kunstwerkes. См. Мартин Хайдеггер. Работы и размышления разных лет. Перевод А. В. Михайлова. Москва: "Гнозис", 1994.

Список литературы

Николай Плотников. С. Л. Франк о М. Хайдеггере. К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли