Психиатрия – лечение психики. Лечение психики представляет собой процесс ее преобразования различными способами от патологии к норме. Научно-конкретное изучение сознания, личности и организма человека в его жизнедеятельности, психосоматических функций в норме и патологии является для психиатрии с самого начала ее существования не познавательной целью, а лишь средством более эффективного преобразования психики, неотделимой от человека и его жизненного пути, социальных и природных условий бытия. Эффективность такого преобразования зависит не только от специальных знаний психиатра, но и его интуиции, профессионального и жизненного опыта, общей культуры. Поэтому психиатрия – это не только наука, но и искусство.
В связи с этим мы можем рассматривать психиатрию как науку и искусство преобразования психики от патологии к норме. Другими словами, психиатрия – это разновидность преобразовательной психологии, основным вопросом которой является вопрос о психической норме и патологии. Для психиатрии, рефлексирующей самое себя, – а только такая психиатрия является зрелой, достаточно развитой, – решение этого вопроса имеет принципиальное значение.
Для полноты рассмотрения истории вопроса необходимо иметь виду, что психиатрия и понятие психической нормы и патологии не всегда существовали под своим именем. До возникновения психиатрии как таковой психиатрическую функцию выполняли шаманы, жрецы, священнослужители, подвижники, а инициаторами психиатрических предписаний и понимания психической нормы и патологии выступали мудрецы и основатели религий.
Анализ истории вопроса и современной ситуации дает основания для вывода об относительности понятия психической нормы и патологии. Это означает, во-первых, что понятие психической нормы и патологии различно в различные исторические периоды, в разных географических регионах, в разных социально-психологических группах, во-вторых, что в современной ситуации не существует интегральной концепции психической нормы и патологии.
Современная концептуальная психиатрия представляет собой эклектический набор концепций психической нормы и патологии, разработанных на различных основаниях и понятийных языках. По принципу подхода к психической норме и патологии в этом наборе выделяется структура, состоящая из трех групп: панэтической, клинической и антипсихиатрической.
Основной тезис панэтической группы концепций заключается в том, что все люди психически ненормальны и страдают различными психопатическими состояниями. В качестве доказательства своего тезиса панэтическая психиатрия приводит наличную ситуацию человеческого бытия. Отчуждение, конфликтность, эксплуатация, преступность, войны, угроза глобального уничтожения и тому подобные явления, составляющие характерную и существенную черту наличной ситуации, представляют собой феномен психопатологии. В этой ситуации даже сам психиатр, включенный во всеобщую сеть патологической коммуникации, не может остаться незатронутым психопатологией. Единственным выходом, по мнению панэтистов, является этический стоицизм.
Антитезисом звучит основная идея антипсихиатрической группы концепций, состоящая в отрицании правомерности постановки вопроса о психической норме и патологии. По мнению антипсихиатристов, все люди психически нормальны, патологии вообще не существует. Негативные отношения между людьми нормальны – такова природа людей. Любые формы сознания и поведения, даже те, которые интерпретируются как патологические, нормальны, – это проявления свободы воли. Психиатрия, следовательно, – лженаука, средство подавления нестандартных личностей.
Своеобразным синтезом этих двух крайних точек зрения на психическую норму и патологию выступает клиническая группа концепций, дифференцирующая психическую норму и патологию на основе эмпирически сложившихся нозологий психических заболеваний и различных методик функционального диагноза. При этом неспецифическим, сквозным признаком психопатологии считается отклонение от общепринятых стереотипов жизненного, социального и ситуативного поведения. Неспецифическим признаком психической нормы, наоборот, считается общепринятый, приспособительный тип поведения. Клиническая группа концепций психической нормы и патологии является доминирующей в современной концептуальной психиатрии.
Чтобы лучше понять концептуальную психиатрию, необходимо рассмотреть ее в более широком историческом и логическом масштабе, на фоне преобразовательной психологии в целом. В преобразовательной психологии существуют два конструктивных направления: эзотерическая и житейская психологии.
Житейская психология – это психология человека как индивидуального существа, взаимодействующего с миром. Другими словами, это психология взаимодействия человека с миром и прежде всего человека с человеком. Целью этой психологии является ОПТИМАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ человека в структурах и процессах природно-социального мира. Для реализации такого функционирования необходимо достижение определенного, социально-нормативного уровня психического развития человека. Эта задача выполняется всей предметной, организационной и идеологической структурой житейской психологии, обеспечивающей процесс социализации человека. В житейской психологии развитие человека носит выраженный социализированный характер и является средством достижения оптимального функционирования.
Житейскую психологию можно назвать тривиальной, общеизвестной преобразовательной психологией. Высшим уровнем житейской психологии является этическая психология, предписывающая принципы оптимальных антропологических отношений. Реализация этической психологии означает освоение общечеловеческих ценностей на поведенческом уровне. Поскольку реализация этического поведения есть превосхождение существующего социально-нормативного уровня развития психики и означает своего рода избыток психической организации человека, то перед этическими людьми встает задача перманентного решения противоречий между общечеловеческими и локальными историческими, региональными, национальными и другими ценностями. Этическая психология является переходной ступенью (так называемая мезотерическая психология) от житейской к эзотерической психологии.
Эзотерическая психология – это психология человека, реализующего переживание целостности себя и мира, "я" и "не-я". Другими словами, это психология становления человека как интегрального существа. Содержание эзотерической психологии составляют принципы и методы ИНТЕГРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ человека. Поскольку общество развивается не иначе как посредством развития индивидов, такой процесс может быть назван гуманизацией социума. В отличие от житейской психологии, которая навязывается человеку всей доминирующей обстановкой существования, эзотерическая психология ненавязчива по своей сути, – интегральное развитие может быть только добровольным, поскольку к его реализации никто не принуждает. Эзотерическая психология открывает уровень психического развития, намного превосходящий существующий социально-нормативный уровень.
По отношению к житейской психологии эзотерическую можно назвать нетривиальной, необщеизвестной преобразовательной психологией. Для реализации цели этой психологии функционирование человека должно быть подчинено интегральному развитию и обслуживать последнее. Для этого необходимо совершить личный переход от отчужденной деятельности к самодеятельности, не нарушая общечеловеческих этических принципов. Эффективность решения этой проблемы является показателем правильности пути развития конкретного человека.
В соответствии с двумя упомянутыми конструктивными направлениями преобразовательной психологии существуют две концепции психической нормы и патологии: эзотерическая и житейская.
В эзотерической психологии психически нормальным считается человек, достигший переживания целостности, обладающий интегрированным самосознанием, включающем как целостный, так и индивидуальный аспекты, и проявляющемся в творческом жизненном пути. В соответствии с этим пониманием подавляющая часть человечества пребывает в ненормальном, психопатологическом состоянии отчуждения от целого и механического существования.
В житейской психологии психически нормальным считается преобладающий среднестатистический человек со свойственным ему индивидуальным самосознанием, живущий в соответствии с общепринятыми стереотипами. В связи с этим пониманием человек, отклоняющийся от общепринятых стереотипов, считается психически ненормальным.
Современная концептуальная психиатрия в своей основе является специализированной разновидностью житейской психологии. Поэтому доминирующие в психиатрии клинические концепции с их установкой на социальную адаптацию отклоняющихся людей вытекают из житейского понимания психической нормы и патологии. Панэтические концепции психической нормы и патологии являются житейскими редукциями эзотерического понимания этого вопроса. Наконец, антипсихиатрические концепции являются чрезмерными и поэтому деструктивными реакциями методологов психиатрии на ее житейскую ограниченность.
Действительно, реальная психиатрия ограничена житейской концепцией психической нормы и патологии. Вследствие этого психическая норма связывается прежде всего с приспособительным, а не творческим поведением человека. Это приводит к тому, что критерии различия между творчеством и патологией оказываются недостаточно четкими, реалистичными и перспективными. В связи с этим практическая психиатрия нередко бывает малоэффективной, а в ряде случаев – и деструктивной, как на это указывают антипсихиатристы. Имеющиеся в психиатрии попытки выйти за пределы житейской концепции психической нормы и патологии принимают редуцированные и мифотворческие формы. Между тем конструктивное решение задачи дальнейшего развития психиатрии состоит в интеграции эзотерического и житейского понимания психической нормы и патологии. Обладая эзотерическим и житейским пониманием психической нормы и патологии, мы можем интегрировать эти понимания и сформировать метапсихиатрическую концепцию, представляющую собой предельно широкое понимание этого вопроса, спроецированное на наличную ситуацию.