Смекни!
smekni.com

Путешествие в реальность мифа (стр. 4 из 5)

Ритуал поклонения. Герой все более набирая силу, все более рождаясь в тексте, в виде обратной связи получает о окружающих членов группы (племени) смену критики на признание.

Процесс преодоления мертвой точки

Мертвая точка – термин, устойчиво прижившийся в практике мифопроцессинга. Обозначает жесткую фиксацию героем своего привычного состояния, и героем и со стороны наблюдателей формулируется обычно в терминах "жесткое застревание", "мертвая хватку", "стальные тиски". Например, Герой заявляет что совершенно запутался, что ему больше нечего сказать, что у него больше мыслей нет, что в голове абсолютная пустота, или вовсе замолкает и уходит в себя. В группе резко накапливаются настроения, усталости, безысходности, невыносимости. Поэтому, когда герой САМ находит возможность преодолеть мертвую точку – то в рамках группового пространства происходит маленькое чудо, хотя для самого Героя это великое чудо, и великая победа: ведь только что "ЭТО" считалось им совершенно невозможным, совершенно исключалось как возможное.

Свои преодоления мертвых точек Герой выражает текстом, реализуя прежде всего такие алгоритмы инициации и трансформации и приводя их во взаимное согласие.

Процесс освоения собственной живой речи

Любой человек обладает громадным речевым ресурсом. Помимо словарного запаса, его память содержит множество фразеологических оборотов, примеров различных речевых приемов и образцов текстов. Преодолев ряд мертвых точек человек снимает внутри себя зажимы, связывающие речевой материал. И тогда "речь льется". Это "разогретая" речь, на которой говорят обычно профессиональные ораторы и страстные агитаторы.

Акротекст

Акротекст – это особый текстовый феномен, он возникает, когда каждое слово в тексте обретает во-первых, значение символа, во-вторых, природу парафраза. Благодаря парафразам между символами-словами возникают взаимно обуславливающие смысловые нити, которые пронизывают текст и связывают его в единый перетекающий, вращающийся "кристалл смыслов".

Этап фокусировки текста

Итак тест в основном написан… Основные страсти позади. Теперь есть только тест и все… Надо погружаться в него.

Это финальный этап написания мифа, где пути, по которым он создавался, объединяются. Этап, когда текст из "длинной стенограммы" превращается в компактный текст на одну страницу особенно примечательна. Когда текст разместился уже в рамках одной странице, он считается сфокусированным. То есть не расползается на другие площади, и его можно весь разом охватить глазами, или весь разом воспринять на слух и удержать компактную звуко-буквенную композицию. Далее уже в "пределах рамки" текст истории претерпевает от 2 до 4 этапов изменения.

Основные процессы при фокусировке окончательного текста

Чистка

В перерабатываемый мифологический Текст надо вчитываться и вчитываться, его надо читать и читать - как Ильича, как Мао…

С. Быков

Чистка – это процесс погружения в весь массив текста, чтобы выяснить без каких элементов текста можно обойтись. Чистка идет в последовательности – блок – фраза – слово - иногда отдельное окончание слова и даже отдельные буквы (звукобуквы).

Блоки

Сначала осмысляется весь мифологический текст в целом, осмысляется и ощущается его структура. Прежде всего нужно выделить смысловые единицы текста, которые безусловно фундаментальны. И дальнейшем выявлять, разделения "обязательных" и всего лишь вспомогательных (выполняющих функцию "подпорок") словесно-смысловых блоков, которые легко убрать, свернуть в "гипертекст".

Фразы

Из текста вычленяются отдельные фразы (строчки) и далее выявляются схожие смыслы этой фразы с другими частями текста. Также рассматривается, может ли являться вычлененная фраза (строчка) – гипертекстом для каждой из всех остальных строк.

Слова

Первое, что подвергается критическому осмыслению и чистке - всевозможные обобщенные рекомендации и призывы, например, "почувствуй", "ощути". К призывам и рекомендациям, в которых присутствуют более конкретные, направленные, "векторные" указания, следует отнестись более внимательно и прежде чем избавиться от них, еще более усилить конкретизацию, например "зажги" – "зажгу", "ощути в себе – ощущаю".

В целом, к глаголам в мифологическом тексте всегда особое отношение, так как они прежде всего передают индивидуализм, присущий именно данному Герою, и в глаголах заключена "стратегическая генетика" Истории Героя.

Нэйминг

Поименование всего текста – обязательное условия обретения собственного мифа. Заголовок текста – это имя мифа. Это самая последняя - скрепляющая и завершающая - стадия обретения личного мифа.

Таблица №1. Конкретный пример фокусировки текста личного мифа. В данном случае представлено три этапа (слева на право)

А. Первый вариант текста => Б. Второй вариант текста => С. Третий вариант текста =>
я солнцем рожденая часть того потокас прозрачною водойя часть земли живойздесь тишина и звуки у истокапочувствуй эту страстьи легкость и покойраздвинь пространствосделай вдох свободныйи силу крыльев ощути в себеуходит тяжесть нет уже сомнений с тобой любовьтеперь она в тебе и будет радость легкость и успехочаг зажги и не жалей теплаоно к тебе всегда в стократ вернетсязмея спиралью вкруг огнясвернетсяи сильный мудрый дух тебя тебя обнимет нежноты будешь счастливато что я точно знаю есть неизбежное и этот мир всем сердцем я открыто принимаю я солнцем рожденая часть того потока с прозрачною водойя часть земли живойздесь тишина и звуки у истокастрасть и легкость и покойпространство вдох свободныйи силу крыльев ощущаюуходит тяжесть со мной любовьочаг зажгу теплов стократ вернетсязмея спираль огня свернетсяи сильный мудрый дух со мной сольетсяя счастливамир сердцем принимаю я солнцем рожденая часть того потока с прозрачною водоюя часть земли живойздесь тишина и звуки у истокаи страстьи легкость и покойпространство вдох свободныйя силу крыльев ощущаюсо мной любовьочаг зажгу теплов стократ вернетсязмея спираль огня свернется

Окончательный продукт мифопроцессинга

В окончательном виде текст переписывается Героем от руки. Герой сам определяет и рисует внешнюю структуру теста с ее смысловыми соответствиями. Нам привычнее "центровать" тексты вдоль оси, тогда легче из акросвязей выделять устойчивые смысловые блоки, и еще проступает характерный рисунок своеобразной "частотной модуляции" текста с особой "контурной геометрией".

Радуга

я солнцем рождена

я часть того потока с прозрачною водою

я часть земли живой

здесь тишина

и звуки у истока и страсть и легкость и покой

пространство

вдох свободный

я силу крыльев ощущаю

со мной любовь

очаг зажгу тепло

в стократ вернется

змея спираль огня свернется

и сильный мудрый дух со мной сольется

я счастлива

Информационно-технологические инструменты

Уже разработаны и имеются в продаже специальные компьютерные программы ("Диатон", "ВААЛ"), измеряющие фоносемантические индексы, позволяющие выявлять смысловые нагрузки возникающие при восприятии на слух звукобуквенных сочетаний.

Цветовые ассоциации мифологического текста

Это весьма полезные программы, так как, благодаря им, можно определить устойчивые цветовые и эмоциональные ассоциации, возникающие при восприятии того или иного текста. Например, тексты молитвенного характера имеют исключительно голубой цвет, а тексты мантрического характера – красный. Анализ цветовых ассоциаций не являются прямым и буквальным руководством на использование Героем "высчитанного" цвета. Хотя высчитанная по тексту Героя гамма может служить отличным фоном для героя (визитки, цвета второго плана в одежде, колер в помещении офиса, квартиры).

Сила этих ассоциативных цветов мифологического текста в том, что они для данного Героя естественны, так как напрямую исходят от его текста и в процессе создания имиджа могут служить сильной и весьма естественной поддержкой – как легкий макияж, который лишь подчеркивает, выделяет, оттеняет сильные выразительные стороны, но при этом ничего не подменяет. В целом же цветовая гамма мифологического текста является более глубокой и важной информацией психологического характера. Психология цветовых ассоциаций, вызываемых образами и структурой текста – еще одно дополнительное сообщение о натуре Героя – его своеобразная "цветовая формула", требующая отдельной расшифровки.

Золотое сечение

По математическим формулам расчета золотых пропорций программа выделяет наиболее выразительную и сильную по воздействию часть текста - так называемое "золотое сечение текста". К крупным текстам данная программа неприменима, так как те – неохватны и полицентричны. В данном тексте золотым сечением будет строчка "я силу крыльев ощущаю".

Начало брэнда

Данный инструмент помогает дополнительно выявлять более целевые и направленные ассоциативные смыслы – например, сосредоточить внимание на строчке золотого сечения, соединить ее с заголовком, получится сочетание "радуга и сила крыльев", да действительно: радуга и ее оба края – как крылья. Такие направленные ассоциативы – рабочий материал для создания брэнда. В данном случае старт уже есть. Уже можно работать с версией образа "радуга-крылья": закладывать общую геометрию визуального знака и разрабатывать версии рисунчатых символов.