Если бы меня два года назад спросили, какого психотерапевтического направления я придерживаюсь в своей работе, я бы с гордостью ответил: «Конечно — гуманистического, потому что оно самое лучшее и самое правильное». Если бы меня спросили об этом сейчас, я бы не стал так восторженно обобщать, а скромно бы сообщил, что в своей работе я предпочитаю придерживаться гуманистических принципов. Сейчас, после пережитой эйфории, я четче представляю место «своего клиента» среди всего спектра обращающихся в социально-психологическую службу людей.
А люди приходят разные и у каждого имеется свое мировоззрение, свое представление о жизни, свое понимание того, что с ними происходит, и что должны с ними делать в нашей службе. В то же время в «житейской психологии» наших клиентов есть нечто общее, позволяющее с некоторой долей допущения представить портрет некоего «массового клиента», который имеет общую для большинства людей «массовую идеологию».
С другой («нашей») стороны тоже существует много специалистов, у каждого из которых имеется своя идеология, свое видение человека и возникающих у него проблем. Специалисты выбирают для себя «любимые» психотерапевтические направления (психоанализ, гештальттерапию, рациональную психотерапию, НЛП и др.), которые соответствуют их мировоззренческим запросам и которые в дальнейшем структурируют их мировоззрение.
Так называемое «экзистенциально-гуманистическое направление» в психотерапии — это одно из таких мировоззрений, имеющее определенный взгляд на мир и природу человеческих проблем . На первый взгляд это направление (в дальнейшем я буду называть его «гуманистическая психология») провозглашает хорошо знакомые всем «общепринятые» идеалы: изначальная позитивность человека, свобода выбора, ответственность и т.д. Казалось бы, это — одобряемые обществом истины. Тем не менее я думаю, что работа гуманистического психотерапевта менее всего (по сравнению с коллегами из других направлений) понятна «массовому клиенту». Нередко возникает ситуация, когда гуманистический психотерапевт (или психолог), встречаясь с обратившимся к нему за помощью другим человеком, чувствует непонимание со стороны клиента, его недоумение по поводу своей работы или даже протест. Психотерапевт осознает, что провозглашаемые им ценности и взгляд на мир далеки от таковых у клиента, что они не вписываются в его житейскую психологию. Другими словами, психотерапевт встречается с другим мировоззрением — иной раз совершенно противоположным.
Основная цель моей статьи — сравнить два таких взгляда на мир и психологические проблемы: точку зрения гуманистической психологии и точку зрения, которую я условно назвал «массовым сознанием». «Массовым» потому, что оно, на мой взгляд, составляет мировоззрение большинства и является естественным следствием образования и развития любого общества (сообщества, массы и т.п.).
Массовое сознание воплощено в наборе гласных и негласных, официальных и неофициальных норм и правил, которые направлены на объединение людей, на поддержание целостности общества как единого организма, на защиту его от распада. Массовая идеология предписывает, как надо вести себя, что бы жить в обществе, и способствует развитию человека как члена общества.
Жизнь людей в обществе предполагает огромное количество межличностных контактов, поэтому возникает необходимость в нормах, регламентирующих эти контакты и уберегающих членов общества друг от друга, от неприятных ситуаций, которые могут возникнуть в результате межличностного общения. Эти правила зафиксированы в нашем языке (например, в пословицах и «крылатых фразах»), проявляются в нашем ежедневном поведении, и все мы, находясь в обществе, хотя бы в общих чертах представляем, как «правильно» поступать в какой-либо ситуации, а как — «неправильно». Эти нормы предписывают не только то, как себя вести человеку в каких-либо ситуациях, но и как ему думать, как чувствовать себя, как относиться к той или иной проблеме. В этом смысле термины «массовое сознание», «массовая идеология», «общественное сознание», «житейская психология» я буду употреблять как синонимы.
Я не ставлю задачу критиковать ту или иную идеологию. Это не благодарное занятие хотя бы потому, что в основе разных идеологий лежат разные цели, и в своем праве на существование они, вероятно, равны между собой. Моя задача — не оценочное сравнение (лучше — хуже, истинно — ложно), а сопоставление. Я хочу рассказать о некоторых ценностях и категориях, принимаемых гуманистической психологией, и описать как относится к ним массовое сознание. Я хочу сопоставить эти два мировоззрения и показать, насколько далеки они друг от друга.
Итак, если в жизни человека происходит неприятная ситуация, он в любом случае хотя бы какое-то время ее переживает. Понятие «переживание» существует и в массовом сознании, и в гуманистической психологии. Но отношение к нему далеко не одинаковое.
Обычно люди делают все, чтобы не встречаться с переживаниями, поскольку переживания в массовом сознании считаются вредными и губительными. Различные переживающие и рефлектирующие субъекты типа страдающего Вертера добиваются немногого и не популярны в массовом сознании. Напротив, стратегия Скарлетт («Мне некогда думать об этом сегодня — подумаю об этом завтра»), ведет не только к индивидуальному успеху, но и прогрессу всего общества.
Естественно, что психологическая помощь в трудной ситуации понимается большинством людей как помощь в избежании переживаний, отвлечении от переживаний, развлечении, успокоении. Вспомним обычные фразы, которые говорят друг другу люди в кризисных ситуациях: «Да, брось ты это, не переживай!», «Тебе надо отвлечься» и т.д. Гуманистический психотерапевт делает нечто противоположное — он ведет свою работу так, чтобы пациент начал именно переживать, поскольку видит в переживании целительный процесс (Ф.Перлз).
Правда, существуют некоторые различия в том содержании, которое вкладывается в понятие «переживание» гуманистическим психотерапевтом и «средним человеком». В житейской психологии под переживанием понимается комплекс реакций на значимую ситуацию: сожаление о случившемся, попытки найти причины, самообвинения, обдумывание последствий ситуации, размышления о том, как надо было поступить, о том, что скажут другие, что думает другой участник ситуации и т.д. Переживание в гуманистической психологии — это продуктивный процесс, связанный с непосредственным проживанием значимой для пациента ситуации, это, по словам Ф.П.Василюка, — «особая работа, направленная на производство смысла» . Даже если эта ситуация происходила когда-то в прошлом, психотерапевт различными методами и способами пытается сделать так, чтобы пациент пережил эту ситуацию «как если бы она происходила здесь и теперь», то есть снова испытал те чувства, которые уже были частично забыты.
С одной стороны, гуманистическая психология не признает житейского понимания переживания и тоже считает его в большей мере неконструктивным и непродуктивным. Размышления и думания по поводу проблемных ситуаций действительно часто бывают бессмысленными и отнимают много сил и времени. «Житейское переживание» — это не есть с точки зрения психотерапии полноценное переживание.
С другой стороны, в житейской психологии вообще нет места для того понятия переживания, о котором ведет речь гуманистическая психология. С житейской точки зрения переживание прошлой или будущей неприятной ситуации «здесь и теперь» представляется абсурдным и бессмысленным. Более эффективной помощью считается рациональный анализ проблемы (интеллектуальное овладение ситуацией) нежели ее переживание.
Понятие «интеллектуальное овладение ситуацией» включает, во первых, понимание причин и механизмов развития ситуации, а во-вторых, умение трезво взглянуть на ситуацию и максимально рационально поступить в будущем. В этом смысле другие психотерапевтические направления действительно стоят ближе к житейской психологии нежели гуманистическое, так как они менее обеспокоены тем, что человек переживает в данный момент. Психоаналитическое направление рассматривает ситуацию в контексте прошлого, занимаясь в основном так хорошо понятным клиенту «поиском причин», а поведенческое — уделяет больше внимания поведению клиента в будущем. Поэтому немудрено, что некоторые ситуации, которыми в силу их особенностей, а именно — их эмоциональной напряженности, — невозможно «интеллектуально овладеть», которые не могут быть рационально проанализированы, ставят человека (как клиента, так и не-гуманистического психотерапевта) в тупик.
Переживание всегда связано с выражением чувств, излиянием их вовне, на окружающих людей. В связи с этим, естественно то отношение к проявлениям чувств, которое существует в обществе, призванном оберегать своих членов от некомфортных ситуации. Чувства человека прежде, чем быть выраженными, проходят через «ситуационный фильтр» и оцениваются (как самим человеком, так и окружающими) с точки зрения их приемлемости в данной ситуации. В результате некоторые из них могут оказаться нежелательными. Обычно чувства делятся на «плохие» и «хорошие» с раннего детства. Понятно, что открыто выражать плохие чувства (а иногда и хорошие) просто не принято, это считается неприличным и неуместным.
Этот запрет целесообразен для общества еще и потому, что оно таким образом сохраняет для своих членов массу сил, внимания и времени, которые могут употребиться на социальный прогресс, развитие, повышение благосостояния и т.д. Для более эффективного выполнения этих норм люди обучаются скрывать свои чувства, не замечать, не чувствовать их.
Гуманистический психотерапевт предлагает то, что совсем не укладывается в житейское представление о том, как надо «выкручиваться из проблем», а именно — научиться чувствовать и выражать свои переживания: страдать, радоваться, чувствовать вину, страх и т.д. Психотерапевт ищет способы и методы, помогающие пациенту осознать свои чувства и выразить их в приемлемой для него форме, то есть раскрыть себя, свое отношение к окружающему миру и другим людям. В народе же, наоборот, постоянно открываются новые рецепты, позволяющие отвлечься, забыться, «оторваться» от своих проблем.