Рок-музыка | Жизнь | Музыка | Эстрада | Автор. Песня | Класс.музыка | Рокмузыка |
Добро | 13 | 6 | 4 | 11 | 6 | 12 |
Единство противоположностей | 11 | 3 | 0 | 4 | 1 | 12 |
Жизненность | 7 | 5 | 0 | 12 | 2 | 12 |
Завершенность | 0 | 4 | 1 | 3 | 11 | 1 |
Игра | 14 | 8 | 7 | 5 | 3 | 6 |
Истина | 5 | 5 | 0 | 11 | 5 | 12 |
Красота | 7 | 6 | 0 | 2 | 13 | 7 |
Легкость | 3 | 2 | 15 | 2 | 3 | 5 |
Необходимость | 14 | 7 | 2 | 8 | 5 | 11 |
Полнота | 4 | 5 | 0 | 3 | 4 | 7 |
Порядок | 5 | 2 | 3 | 5 | 7 | 4 |
Простота | 4 | 1 | 15 | 4 | 0 | 5 |
Самодостаточность | 0 | 5 | 1 | 4 | 7 | 5 |
Смысл | 12 | 6 | 1 | 12 | 4 | 14 |
Совершенство | 4 | 3 | 0 | 4 | 13 | 1 |
Справедливость | 5 | 3 | 0 | 6 | 1 | 7 |
Уникальность | 9 | 8 | 1 | 11 | 7 | 13 |
Целостность | 6 | 11 | 2 | 1 | 8 | 4 |
Таблица 4. Ценностный профиль аудитории любителей классической музыки (исследование Г.Г. Алексаняна).
Классика | Жизнь | Музыка | Эстрада | Автор. Песня | Класс.музыка | Рокмузыка |
Добро | 8 | 9 | 6 | 6 | 7 | 3 |
Единство противоположностей | 8 | 3 | 1 | 1 | 1 | 8 |
Жизненность | 5 | 3 | 4 | 10 | 4 | 5 |
Завершенность | 1 | 5 | 1 | 4 | 2 | 2 |
Игра | 6 | 5 | 9 | 2 | 3 | 4 |
Истина | 5 | 2 | 3 | 8 | 5 | 3 |
Красота | 5 | 10 | 1 | 3 | 10 | 2 |
Легкость | 1 | 6 | 10 | 1 | 4 | 1 |
Необходимость | 8 | 9 | 2 | 6 | 3 | 4 |
Полнота | 7 | 9 | 0 | 3 | 3 | 3 |
Порядок | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 4 |
Простота | 4 | 5 | 14 | 5 | 2 | 3 |
Самодостаточность | 2 | 4 | 0 | 6 | 6 | 4 |
Смысл | 10 | 2 | 2 | 9 | 6 | 9 |
Совершенство | 3 | 6 | 0 | 1 | 8 | 1 |
Справедливость | 4 | 3 | 1 | 9 | 3 | 6 |
Уникальность | 8 | 4 | 2 | 7 | 6 | 3 |
Целостность | 7 | 5 | 1 | 2 | 5 | 2 |
Без подробного качественного анализа этих матриц можно отметить схожие оценки аудиториями авторской песни и рок музыки объекта «эстрадная песня». Никто из опрашиваемых не отметил присутствия в эстраде истины, совершенства, полноты; единицы нашли в ней смысл, необходимость, уникальность, самодостаточность, красоту. Зато большинство отметили наличие в эстрадной музыке простоты и легкости.
Фактически в этой работе были повторены более ранние исследования Ю.Волковой и Д.Леонтьева, что позволило провести диахронический анализ. Сравнение матриц (по аудиториям) показало, что отношение аудитории авторской песни к рок-музыке и аудитории рок-музыки к авторской песне изменилось за эти годы, в то время как понятие классической музыки все так же характеризовалось красотой, совершенством, отсутствием легкости и простоты.
В исследовании, проведенном в 1997-1998 году М. Авраамовой под руководством Г.Иванченко, для аудитории рок-музыки нашли подтверждение данные Ю.Волковой и Д.Леонтьева о близости ценностных профилей «рок-музыки» и «жизни», однако и в том и другом профиле за десять лет произошли изменения: практически исчезли самодостаточность и целостность, появилась и утвердилась с высокими рангами необходимость, однако остались уникальность, игра, смысл, жизненность (см. табл. 5)
Таблица 5. Ценностный профиль аудитории рок-музыки (исследование М.Н. Авраамовой).
Жизнь | Музыка | Эстрад. песня | Автор. песня | Класс. Музыка | Рок-музыка | |
Добро | 13 | 6 | 4 | 11 | 6 | 12 |
Ед. Пр-й | 11 | 3 | 0 | 4 | 1 | 12 |
Жизн. | 7 | 5 | 0 | 12 | 2 | 12 |
Заверш. | 0 | 4 | 1 | 3 | 11 | 1 |
Игра | 14 | 8 | 7 | 5 | 3 | 6 |
Истина | 5 | 5 | 0 | 11 | 5 | 12 |
Красота | 7 | 6 | 0 | 2 | 13 | 7 |
Легкость | 3 | 2 | 15 | 2 | 3 | 5 |
Необх. | 14 | 7 | 2 | 8 | 5 | 11 |
Полнота | 4 | 5 | 0 | 3 | 4 | 7 |
Порядок | 5 | 2 | 3 | 5 | 7 | 4 |
Простота | 4 | 1 | 15 | 4 | 0 | 5 |
Самодост. | 0 | 5 | 1 | 4 | 7 | 5 |
Смысл | 12 | 6 | 1 | 12 | 4 | 14 |
Соверш. | 4 | 3 | 0 | 4 | 13 | 1 |
Справедл. | 5 | 3 | 0 | 6 | 1 | 7 |
Уникальн. | 9 | 8 | 1 | 11 | 7 | 13 |
Целостн. | 6 | 11 | 2 | 1 | 8 | 4 |
В исследовании П.Сабадоша (дипломная работа, выполненная под руководством Д.А.Леонтьева) ставилась задача выявить ценностные профили некоторых музыкальных произведений и сравнить их у музыкантов и немузыкантов (Бетховен, соната №14 для фортепиано («Лунная») и симфония № 5, Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро» Чайковского, Адажио Альбиниони, Танец с саблями из балета «Гаянэ» Хачатуряна и куплеты Тореадора из оперы «Кармен» Бизе). Наименее характерными для оценки музыкальных произведений оказались ценности справедливости и необходимости. Подавляющее большинство ведущих ценностей каждого из музыкальных объектов в группах музыкантов и немузыкантов совпадает, что подтверждает наличие характерного именно для данных произведений ценностных профилей.
Развитие музыкального восприятия во многом связано с расширением тезауруса слушателя. Почти всегда слушательский опыт обогащает сознание слушателя как отдельными элементами знания о музыке, так и связями этих элементов. Что касается ценностей, связываемых слушателем с отдельными видами музыки и с музыкой в целом, то процессы их формирования гораздо менее изучены. Предметом исследования Г.В. Иванченко (1999-2000) была динамика ценностных представлений о музыке студентов творческого вуза, чья профессия предполагает постоянный контакт с музыкой (актеры, режиссеры, журналисты). В исследовании приняли участие 25 студентов первого курса творческого вуза (г. Москва), в возрасте от 16 до 20 лет, и 25 студентов четвертого курса, в возрасте от 20 до 28 лет, всего 50 человек, из них 29 женщин, 21 мужчина.
Число оценок каждого объекта («жизнь», «музыка», «эстрадная песня», «авторская песня», «классическая музыка», «рок-музыка») суммировалось по группам. Затем частоты упоминания ценностей были заменены их ранговыми значениями в иерархии каждого из понятий, и был подсчитан коэффициент ранговой корреляции (по Спирмену). Полученные корреляции оказались в основном незначимыми. Наиболее близки иерархии “музыки” и “классической музыки” (см. таблицы 6 и 7).
Таблица 6. Ценностный профиль различных музыкальных жанров у студентов 1-го курса (исследование Г.В. Иванченко)
Жизнь | Музыка | Эстрад. песня | Автор. песня | Класс. музыка | Рок-музыка | |
Добро | 20 | 16 | 10 | 19 | 21 | 15 |
Ед. пр-й | 7 | 10 | 11 | 16 | 14 | 18 |
Жизн. | 17 | 9 | 10 | 18 | 8 | 17 |
Заверш. | 4 | 11 | 5 | 4 | 17 | 10 |
Игра | 8 | 20 | 14 | 15 | 13 | 10 |
Истина | 15 | 12 | 3 | 20 | 6 | 20 |
Красота | 21 | 20 | 12 | 17 | 16 | 11 |
Легкость | 13 | 8 | 22 | 9 | 15 | 3 |
Необх. | 10 | 4 | 10 | 10 | 4 | 6 |
Полнота | 11 | 12 | 6 | 11 | 15 | 7 |
Порядок | 7 | 14 | 3 | 7 | 12 | 8 |
Простота | 14 | 11 | 18 | 20 | 12 | 11 |
Самодост. | 3 | 10 | 2 | 9 | 15 | 17 |
Смысл | 19 | 17 | 8 | 16 | 18 | 18 |
Соверш. | 6 | 10 | 11 | 10 | 17 | 8 |
Справедл. | 10 | 8 | 5 | 20 | 13 | 20 |
Уникальн. | 19 | 11 | 9 | 14 | 14 | 17 |
Целостн. | 17 | 12 | 5 | 10 | 15 | 9 |
Таблица 7. Ценностный профиль различных музыкальных жанров у студентов 4-го курса (исследование Г.В. Иванченко)
Жизнь | Музыка | Эстрад. песня | Автор. Песня | Класс. музыка | Рок-музыка | |
Добро | 14 | 22 | 6 | 15 | 19 | 10 |
Ед. пр-й | 9 | 15 | 5 | 9 | 10 | 15 |
Жизн. | 17 | 17 | 6 | 14 | 13 | 16 |
Заверш. | 6 | 15 | 0 | 9 | 18 | 7 |
Игра | 17 | 19 | 8 | 17 | 14 | 8 |
Истина | 12 | 16 | 4 | 12 | 11 | 13 |
Красота | 19 | 22 | 7 | 11 | 18 | 9 |
Легкость | 5 | 12 | 18 | 10 | 14 | 8 |
Необх. | 14 | 7 | 10 | 6 | 8 | 6 |
Полнота | 17 | 16 | 4 | 4 | 16 | 9 |
Порядок | 13 | 18 | 2 | 5 | 15 | 7 |
Простота | 12 | 13 | 15 | 15 | 10 | 9 |
Самодост. | 7 | 17 | 5 | 9 | 13 | 12 |
Смысл | 10 | 21 | 3 | 14 | 16 | 12 |
Соверш. | 6 | 13 | 7 | 11 | 15 | 10 |
Справедл. | 8 | 9 | 4 | 19 | 10 | 17 |
Уникальн. | 21 | 10 | 9 | 12 | 12 | 16 |
Целостн. | 20 | 5 | 10 | 9 | 17 | 7 |
Из ценностей, которые характеризуют музыку более всего, первокурсниками были названы: игра, красота и смысл. В представлении студентов четвертого курса музыка - это прежде всего добро, красота и смысл. Далее, в эстрадной музыке большинство испытуемых отметило присутствие легкости и простоты. Менее всего эстрадную музыку, по мнению первокурсников, характеризует завершенность, справедливость, самодостаточность, порядок; по мнению четверокурсников — завершенность, порядок, смысл, истина. Авторская песня несет в себе истину справедливость, добро, смысл (студенты четвертого курса также отмечают игру и простоту). Ценности, характеризующие классическую музыку, мало меняются: и те и другие испытуемые отмечают добро, завершенность, красоту, полноту, смысл, совершенство. И, наконец, рок-музыка ассоциируется с такими ценностями, как справедливость, истина, смысл, единство противоположностей (первокурсники), справедливость, жизненность, единство противоположностей (четверокурсники).