Среди типологий слушателей музыки наиболее многочисленны классификации, основанные на их музыкальных предпочтениях. Как оказалось, слушатели с общими музыкальными вкусами часто обладают не только близкими социально-демографическими характеристиками, но и сходными личностными качествами. Отношение к тем или иным жанрам также обнаружило связь с такими ценностями как свобода, независимость, самоактуализация и т.п.
Так, например, социолог Х.П.Райнеке следующим образом характеризует слушателя, ориентированного на классику: его отношением к музыке руководит установка на принадлежность к избранным; установка же эта дается неустанным стремлением к совершенству, постоянным преодолением трудностей, аскетизмом (Reineke, 1981, 7). В исследованиях Х.Реттельмейера показано, что более догматичные и интолерантные реципиенты ниже оценивали современные произведения. Различия исчезали, если оцениваемые произведения были традиционными (Rettelmeyer, 1967; цит.по Yimenez, 1986, 383).
Недавнее исследование связи музыкальных предпочтений и личностных черт выявило три группы паттернов, ассоциируемых с выбором наиболее типичных видов рок-музыки, с общей широтой музыкальных интересов и с предпочтением поп-музыки (как наиболее легкой для восприятия). Более или менее достоверно предсказывать музыкальные предпочтения можно по таким чертам личности, как экстраверсия и открытость. Для экстравертов типичным оказывается выбор поп-музыки. Открытые индивиды высказывают предпочтения в широком диапазоне. Женщины значимо чаще предпочитают популярную музыку остальным ее видам, чем мужчины (Rawlings, Ciancarelli, 1997).
Способность к адекватной оценке отраженного в музыке состояния или эмоции тоже оказалась связанной с тем, какого типа музыку предпочитает обычно слушать субъект. Масштабное исследование Роберта Вагнера (800 испытуемых в возрасте 14-21 лет) подтвердило, что быстрее и точнее соотносят музыкальные произведения со списком эмоций те, кто чаще слушает классическую музыку (Wagner, 1978). Выявились зависимости не только личностных черт и качеств, но и особенностей памяти. Так, у тех опрошенных, кто любит слушать музыку, оказалась хорошая вербальная и автобиографическая память, в то время как направленная в будущее память оказалась ниже средней; у тех же, к примеру, кто любит решать числовые задачи и головоломки, оказались высокими показатели вербальной и направленной в будущее памяти, но низкие показатели автобиографической памяти (Sehulster, 1995).
М.Илле и О.Сакмаровым выяснялись представления любителей музыки различных жанров о ценности собственного мнения и достоинства, свободе дискуссий, гласности.Чаще всего максимальные ранги эти ценности получали в группах, ориентированных на "подлинный рок" и "коммерческий рок", реже всего - в группе активных противников рока. Там же были получены результаты, свидетельствующие о том, что положительно относятся к классической музыке 68,9% любителей "подлинного рока", 43,6% среди его активных противников и 17,6% среди потребителей эстрады и коммерческого рока. Данных об отношении любителей классики к року, эстраде в статье не приводится, однако делается вывод, что "искусство, если оно подлинное, волнует независимо от жанра" (Илле, Сакмаров, 1989, 69). На наш взгляд, положительное отношение к классике здесь может быть декларируемым, просто как к некоей традиционной культурной ценности. В случае же отказа от этих ценностей само их присутствие в культуре придает больший вес такому отказу.
В ряде социологических исследований именно отношение к традиционным ценностям искусства становилось основанием для сравнения двух групп реципиентов. Так, у любителей музыки по сравнению с любителями были выявлены более богатое воображение, более развитые чувствительность, эмпатия, более сдержанные самооценки, более тонкие и подробные описания отрывков музыкальных произведений (Семенов, 1988. 132). Однако неясно, связано ли это с тем, что “равнодушная или неприязненная реакция есть всегда обедняющая и разлагающая предмет реакция...”(Бахтин, 1986. 130), либо с тем, что любители музыки оказываются более способными к передаче своих ощущений и впечатлений.
В последние годы было проведено несколько исследований ценностей, приписываемых реципиентами музыке в целом и отдельным ее жанрам, по методике «Ценностный спектр» Д.А. Леонтьева (Леонтьев, 1997). Методика представляет собой список из 18 наиболее абстрактных ценностей, составленный на основе перечня бытийных ценностей А.Маслоу. Задача испытуемых состоит в том, чтобы в столбцах, соответствующих оцениваемым объектам, отметить галочками, какие ценности присущи каждому из объектов. В качестве объектов оценивания обычно выступают «рок-музыка», «классическая музыка», «авторская песня» и «эстрадная песня», а также общие понятия «музыка» и «жизнь».
В исследовании Ю.А.Волковой и Д.А.Леонтьева, проведенном в 1987 году, опрос производился среди слушателей концертов авторской и рок-музыки. Было показано, что аудитория рок-музыки воспринимает ее как явление, родственное не столько искусству, сколько реальной жизни, выделяя прежде всего такие присущие ей ценности, как уникальность, игра, смысл, целостность, жизненность, самодостаточность. Музыка в сознании этой группы слушателей ассоциируется прежде всего с эстрадной песней и – в меньшей степени – с классикой, но не с роком.
Эстрадная песня для аудитории рок-музыки выступает как вид развлечения и отдыха; с ней ассоциируются ценности игры и легкости. Авторская песня характеризовалась как полная смысла, истины и добра; классическая музыка – как исполненная завершенности и красоты. Интересно, что меньше всего любителей рока охарактеризовали классическую музыку как простую, легкую и самодостаточную; по мнению авторов исследования, она слишком тяжела и сложна для восприятия слушателей рок-музыки и не может служить самодостаточным отдыхом (Леонтьев, Волкова, 1997, 121-130).
Несколько иные результаты были получены для аудитории классической музыки (дипломная работа О.Кравцовой). Ее исследование проводилось на двух концертах в Московской Консерватории (московского камерного оркестра и международного камерного оркестра Лижии О’Риордан). Результаты получены на основании 53 заполненных опросников. Возраст опрашиваемых – от 8 до 70 лет.
В их сознании музыка прежде всего ассоциируется с классической музыкой и в меньшей степени с авторской песней. Эстрадной песне были приписаны игра и легкость; авторская песня характеризовалась как полная добра, жизненности, смысла; классическая музыка – как исполненная красоты, совершенства, уникальности. Колонку, соответствующую рок-музыке, большинство вообще оставило пустой.
Были подсчитаны корреляции между объектами оценивания (см. таблицу 1)
Таблица 1. Ранговые корреляции между жизнью, музыкой и т.д. для аудитории любителей классической музыки
Жизнь | Музыка | Эстрадная песня | Авторская песня | Классическая музыка | |
Музыка | 0,586** | ||||
Эстрадная песня | 0,250 | 0,344 | |||
Авторская песня | 0,647*** | 0,512* | 0,700*** | ||
Классическая музыка | 0,423* | 0,816*** | 0,039 | 0,200 | |
Рок-музыка | 0,022 | 0,334 | 0,789*** | 0,476* | 0,019 |
* - корреляция значима на уровне 0,05
** - корреляция значима на уровне 0,01
*** - корреляция значима на уровне 0,005.
В дипломной работе Г.Алексаняна (1999) проверялись следующие гипотезы:
Гипотеза 1 – Музыка обладает в сознании аудитории своеобразным ценностным спектром, который частично совпадает и различается в зависимости от музыкального жанра.
Гипотеза 2 – Ценностный спектр будет изменятся в зависимости от аудитории.
Гипотеза 3 – Ценностные содержания музыкального жанра обладают устойчивостью на больших временных интервалах в той мере, в какой сохраняет устойчивость сам жанр.
Исследование проводилось в различных аудиториях (эстрада, авторская песня, рок-музыка и классическая музыка). Опрашиваемым была предложена методика ценностного спектра, где в качестве оцениваемых объектов выступали: эстрадная песня, авторская песня, рок-музыка, классическая музыка, жизнь и музыка вообще. Исследования были проведены в 1998- 1999 годах. На основе результатов опроса были составлены итоговые матрицы по каждой опрашиваемой группе:
Таблица 1. Ценностный профиль аудитории любителей авторской песни (исследование Г.Г. Алексаняна).
Авторская песня | Жизнь | Музыка | Эстрада | Автор. песня | Класс.музыка | Рокмузыка |
Добро | 11 | 4 | 1 | 13 | 3 | 8 |
Единство противоположностей | 6 | 3 | 2 | 7 | 2 | 10 |
Жизненность | 5 | 3 | 2 | 13 | 1 | 7 |
Завершенность | 1 | 4 | 2 | 0 | 7 | 0 |
Игра | 8 | 8 | 10 | 2 | 2 | 4 |
Истина | 2 | 4 | 0 | 11 | 4 | 7 |
Красота | 6 | 6 | 2 | 4 | 10 | 3 |
Легкость | 4 | 7 | 14 | 0 | 3 | 3 |
Необходимость | 16 | 4 | 1 | 15 | 4 | 10 |
Полнота | 2 | 4 | 0 | 5 | 3 | 3 |
Порядок | 1 | 2 | 0 | 2 | 5 | 2 |
Простота | 1 | 2 | 18 | 5 | 1 | 4 |
Самодостаточность | 3 | 5 | 3 | 3 | 5 | 1 |
Смысл | 5 | 3 | 0 | 12 | 8 | 9 |
Совершенство | 2 | 1 | 0 | 0 | 12 | 0 |
Справедливость | 3 | 3 | 0 | 10 | 0 | 7 |
Уникальность | 8 | 3 | 0 | 9 | 4 | 4 |
Целостность | 4 | 7 | 1 | 3 | 8 | 2 |
Таблица 2. Ценностный профиль аудитории любителей эстрады (исследование Г.Г. Алексаняна).
Жизнь | Музыка | Эстрада | Автор. песня | Класс.музыка | Рокмузыка | |
Добро | 14 | 10 | 10 | 10 | 10 | 2 |
Единство противоположностей | 9 | 5 | 2 | 2 | 4 | 7 |
Жизненность | 9 | 11 | 11 | 8 | 2 | 1 |
Завершенность | 4 | 8 | 5 | 5 | 4 | 1 |
Игра | 12 | 9 | 9 | 4 | 5 | 8 |
Истина | 7 | 9 | 5 | 7 | 6 | 5 |
Красота | 10 | 11 | 12 | 5 | 12 | 2 |
Легкость | 3 | 6 | 15 | 3 | 4 | 4 |
Необходимость | 16 | 8 | 5 | 3 | 5 | 0 |
Полнота | 8 | 5 | 3 | 5 | 5 | 2 |
Порядок | 4 | 3 | 2 | 3 | 7 | 4 |
Простота | 4 | 6 | 14 | 7 | 0 | 2 |
Самодостаточность | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 |
Смысл | 12 | 7 | 9 | 13 | 8 | 9 |
Совершенство | 5 | 8 | 3 | 1 | 9 | 2 |
Справедливость | 13 | 1 | 2 | 5 | 2 | 0 |
Уникальность | 9 | 5 | 4 | 9 | 8 | 7 |
Целостность | 8 | 4 | 1 | 2 | 4 | 1 |
Таблица 3. Ценностный профиль аудитории любителей рок-музыки (исследование Г.Г. Алексаняна).