Смекни!
smekni.com

Ценности в музыке и влияние музыки на личность (стр. 5 из 6)

Полученные данные можно интерпретировать следующим образом:

- У аудитории авторской песни понятия «авторская песня»и «рок-музыка» коррелируют с понятием «жизнь», а также между собой, что можно интерпретировать как восприятие этих двух понятий не в качестве явлений развлекательного характера, а как непосредственно связанных с реальной жизнью по своим ценностным характеристикам, и схожем отношении к обоим жанрам. Это можно объяснить неким растворением в нынешнее время авторской песни в рок музыке – многие рок музыканты воспринимаются сами являются авторами своих песен, и больше не исполняют песни других композиторов, как вокально-иструментальные ансамбли в 70-80ые годы. При этом необходимо отметить отрицательную корреляцию рок музыки с понятием «классическая музыка». Это можно объяснить тем образом рок музыки как неакадемического жанра, который сформировался в настоящее время.

У аудитории эстрадной песни понятие «эстрадная песня» коррелирует с понятием «музыка», что как нельзя лучше показывает отношение слушателей эстрады к восприятию музыки как таковой. Для поклонников этого жанра музыка это прежде всего развлечение, и ассоциируется прежде всего с легкой эстрадной песней, никак не связанная с таким понятием как жизнь. Любопытно также отметить корреляцию авторской песни с понятием «эстрада», что можно интерпретировать как восприятие авторской песни в качестве некоего элемента современной эстрады. Это можно объяснить как выход авторской песни на большую сцену, связанный с коммерциализацией этого жанра.

У рок аудитории понятие «рок музыка» коррелирует с таким понятием как «жизнь», что еще раз подтверждает то особое отношение к самому року как жанру, обладающему такими же ценностными характеристики что и реальная, окружающая жизнь. Корреляция понятия «музыка» и «жизнь» говорит о том особом восприятии музыки как некоего связанного с жизнью явления, в достаточно полной мере отображающей ценности существующие в жизни. Отношение к музыке у этой аудитории весьма серьёзно, его нельзя назвать потребительским, основанным на развлекательных моментах. Корреляция же рока с авторской песней еще раз подтверждает утверждение о том слиянии жанров, которое произошло на нашей сцене.

У любителей классической музыки понятие «рок музыка» тоже коррелирует с понятием «авторская песня», но стоит отметить отрицательную корреляцию рока с понятием «музыка». Это говорит о том, что слушатели классической музыки не воспринимают рок как музыкальный жанр, а придают ему скорее несколько другой, немузыкальный смысл, возможно связанный с современным местом рок музыки на сцене, её формой и звучанием.

2. Диахронный анализ.

Для проверки гипотезы 3 необходим диахронный анализ данных. Для этого современные данные можно сравнить с некоторыми данными, которые были получены при более ранних исследованиях, проводившихся Д.А. Леонтьевым в период с 1987 по 1991 года (Леонтьев, Волкова). Тогда были исследованы аудитории не всех музыкальных жанров, однако, полученные данные вполне подходят для сравнения с некоторыми результатами нынешних исследований. По той же методике были опрошены аудитории следующих музыкальных жанров: авторская песня, рок музыка, классическая музыка. Были получены следующие суммарные матрицы по каждому жанру:

По авторской песне:

Авторская песня Жизнь Музыка Эстрада Автор.песня Класс.музыка Рокмузыка
Добро 30 16 4 30 15 2
Единство противоположностей 24 12 5 18 13 5
Жизненность 14 18 7 29 15 12
Завершенность 5 12 5 9 16 5
Игра 21 12 22 29 6 13
Истина 26 12 5 27 17 3
Красота 17 25 11 15 29 10
Легкость 6 7 20 7 3 3
Необходимость 9 1 2 9 10 4
Полнота 14 8 3 10 22 5
Порядок 3 9 5 8 14 3
Простота 14 7 10 23 6 5
Самодостаточность 13 9 9 18 11 15
Смысл 29 17 9 29 16 9
Совершенство 6 12 3 3 21 4
Справедливость 20 7 4 14 6 3
Уникальность 22 18 11 19 19 13
Целостность 19 10 6 14 19 6

По рок музыке:

Рок Музыка Жизнь Музыка Эстрада Автор.песня Класс.музыка Рокмузыка
Добро 32 16 10 16 12 7
Единство противоположностей 14 15 5 7 8 12
Жизненность 23 14 9 15 13 13
Завершенность 7 12 6 14 23 5
Игра 22 17 17 5 5 16
Истина 25 7 4 19 13 11
Красота 31 29 8 4 26 9
Легкость 7 13 20 6 4 10
Необходимость 10 9 6 5 11 8
Полнота 11 9 2 9 14 8
Порядок 12 4 4 5 9 4
Простота 18 7 8 12 1 10
Самодостаточность 12 8 3 11 4 13
Смысл 32 28 13 24 18 15
Совершенство 8 9 5 12 11 8
Справедливость 27 8 4 11 10 10
Уникальность 17 18 6 12 18 21
Целостность 11 7 5 8 13 14

По классической музыке:

Классика Жизнь Музыка Эстрада Автор.песня Класс.музыка Рокмузыка
Добро 48 26 16 26 24 8
Единство противоположностей 21 20 4 8 15 9
Жизненность 27 20 16 28 18 11
Завершенность 9 15 6 10 24 4
Игра 30 20 34 21 15 15
Истина 33 21 1 17 19 1
Красота 35 36 13 13 32 5
Легкость 7 18 28 13 7 11
Необходимость 14 6 3 2 8 3
Полнота 13 19 2 7 17 4
Порядок 16 10 4 4 13 2
Простота 20 17 9 20 8 4
Самодостаточность 11 11 5 10 5 9
Смысл 38 27 13 33 26 8
Совершенство 14 22 1 3 33 3
Справедливость 35 10 2 12 10 1
Уникальность 25 22 10 14 30 14
Целостность 26 22 8 12 24 7

Проведя качественный анализ и сравнение соответствующих матриц (по аудиториям) можно сказать о следующих изменениях:

Аудитория авторской песни значительно изменила свою оценку такого понятия как «жизнь»- если раньше большинство слушателей отмечала присутствие в жизни истины, справедливости, смысла, то теперь наименьшее количество считает в жизни имеют место справедливость, истина и совсем немногие считают, что в жизни присутствует смысл. Это можно объяснить, конечно же, теми социально-экономическими изменениями, которые произошли за этот временной отрезок в нашей стране. При оценке понятия «эстрадная песня» изменилось мнение по поводу присутствия в ней простоты- теперь большинство слушателей считают эстраду простой, что комментирует многочисленные обсуждения о деградации современной эстрады. Зато, по сравнению с ранними исследованиями, теперь поклонники авторской песни признают присутствие в рок музыке смысла, необходимости и смысла. Это подтверждает предположение о нынешнем частичном слиянии рока с авторской песней.

У аудитории рок музыки заметны небольшие изменения в оценке понятия «авторская песня»- современные поклонники рока признают наличие смысла и жизненности в авторской песне, что можно интерпретировать как более серьезное отношение к этому жанру в данный отрезок времени. Стоит также отметить возросшее количество слушателей, которые отмечают присутствие в роке добра, необходимости, что, вместе с признанием по прежнему большинством слушателей уникальности рок музыки, говорит о более осмысленном восприятии жанра нынешними поклонниками.

Аудитория классической музыки изменила свою оценку авторской песни – современные слушатели классики не склонны более видеть в авторской песне игру и простоту, что можно интерпретировать как отношение к изменению нынешнего статуса жанра, его развитию. Также наименьшее количество опрошенных отметило присутствие в рок музыке легкости, игры и уникальности, в то время как раньше большинство слушателей характеризовали рок именно как явление обладавшее этими ценностями. Это говорит о том, что в наше время рок музыка воспринимается как жанр, потерявший свою обособленность от остальной массы.