Можно эту операцию осуществить и по-другому. Сначала вы как владелец векселя продадите его моему банку с отсрочкой оплаты (договор №I), потом подпишите со мной договор купли-продажи товара (договор №2) и отправите банку письмо с просьбой деньги за вексель (по договору №1) сразу перечислить мне на расчетный счет («в счет оплаты по договору №2»). Потом банк предъявит мне этот вексель к оплате. Затем одним днем банк зачислит мне деньги на расчетный счет по вашему письму и тут же спишет их как средства, уплаченные в погашение векселя. Деньги не двинутся с корреспондентского счета банка, но будет их движение по расчетному счету, подтвержденное мемориальным ордером.
Эту же операцию можно проделать и с применением инкассового индоссамента на имя банка (т.е. поручить моему банку взять с меня деньги по векселю и тут же дать письмо, чтобы эти деньги мне вернули в счет оплаты за товар), и с использованием переводного векселя.
Вот так абсурдные требования законодательства порождают, мягко говоря, не известные науке виды документарных операций коммерческих банков.
Что касается продавца товара, с которым покупатель расплатился своим собственным векселем, то для него реализация «по оплате» наступит после продажи (погашения) или иного возмездного отчуждения этого векселя.
Покупатель может передать продавцу не только спой вексель, но и вексель, выданный третьим лицом. Эта операция ведет к погашению долга за товар (работу, услугу). Теперь поставщику товара должен уже не покупатель, а плательщик по векселю (банк, дебитор покупателя и др.), который не имеет никакого отношения к поставке данного товара и, возможно, никогда даже не слышал о фирмах – участниках этого договора.
Отличительная черта оформления таких операций – это то, что вексель передается по индоссаменту. Совершение на обороте векселя такой передаточной надписи – необходимая формальность при передаче векселя на промежуточных стадиях его обращения (между выдачей первому владельцу и погашением).
Согласно п. 14 Обзора судебной практики применения законодательства о налоге на прибыль (приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 14.11.97 г. №22) при определении выручки для целей налогообложения «по оплате» к поступлению денежных средств на расчетный счет налогоплательщика приравнивается «погашение дебиторской задолженности иным способом». Предоставление отступного – это погашение дебиторской задолженности покупателя неденежным способом и именно поэтому получение отступного следует считать моментом оплаты товара у продавца.
Упомянутое выше письмо №22 касалось вопросов арбитражной практики по налогу на прибыль. Но выручка для целей обложения НДС и налогом на прибыль определяется одинаково, поэтому получение отступного – это момент реализации «по оплате» для обоих налогов.
Случай с передачей векселя третьего лица прямо не описан ни в Законе о НДС, ни в инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. №39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (в ред. последующих изменений и дополнений, далее – Инструкция №39). С правовой точки зрения, предоставление отступного – это погашение долга за товар. Получение отступного за отгруженный товар – это получение выручки для покупателя товара, если он применяет учетную политику «по оплате».
Но согласно ст. 7 Закона о НДС зачет НДС при расчетах векселем возможен только после его оплаты денежными средствами (причем там нет никакого выделения векселей третьих лиц в какую-то особую группу).
Значит, получив вексель третьего лица, продавец получает оплату товара и НДС. Но у покупателя нет права на зачет НДС до уплаты денег. А уплаты денег в этой ситуации не будет никогда. Расчеты сторон закончены, вексель от покупателя «ушел», деньги по нему будет получать не он, а другое лицо. Кто это лицо, покупатель товара может даже не узнать.
Кроме того, если вексель пройдет по цепочке из нескольких лиц и у каждого выручка будет облагаться НДС, но не будет зачета, то получится, что одна и та же добавленная стоимость будет многократно обложена налогом и сумма налога, уплаченная всеми участниками цепочки, может даже превысить эту добавленную стоимость.
Противоречия Закона о НДС заставляют нас искать ответы на вопрос о налогообложении расчетов векселями третьих лиц в документах МНС России, которые согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (далее – Н К РФ) являются разъяснениями налогового законодательства.
До 2006 г. в отдельных письмах Госналогслужба России указывала на то, что в случае расчета векселем третьего лица есть фактическая уплата НДС со стороны поставщика. Так, в письме Госналогслужбы России от 30.08.96 г. №ВГ‑6–13/616 «По отдельным вопросам учета и отчетности для целей налогообложения» (вопрос №14) говорилось о том, что датой совершения оборота, облагаемого НДС, при реализации «по оплате» считается «день поступления денежных средств по векселю, а при расчете векселем с поставщиком за продукцию (товары, услуги) – дата передачи векселя».
Иными словами, передача векселя третьего лица согласно этому письму считалась оплатой продукции (работ, услуг) у продавца. Соответственно можно было сделать вывод, что это была и фактическая оплата со стороны покупателя.
Наличие разного рода вексельных схем, основанных на зачете НДС при передаче векселей третьих лиц, заставило налоговые органы ужесточить свою позицию. Сначала в ответе на запрос ГНИ по г. Москве и ряда других региональных инспекций (письмо МНС России от 25.02.99 г. №03–4–09/39 «О налоге на добавленную стоимость»), а потом и в письме МНС России от 03.02.2007 г. №ВГ‑6–03/99@ был выдвинут принцип: зачет НДС при расчетах векселями третьих лиц возможен, но в пределах определенного лимита, который для каждого векселя устанавливается отдельно.
В письме М НС России от 03.02.2007 г. №ВГ‑6–03/99@ по поводу этого лимита сказано весьма расплывчато: зачет НДС при расчетах векселем третьего лица производится в пределах сумм, «не превышающих стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных индоссантом, за которые ранее получен вексель». Конкретную методику зачета НДС в этой ситуации можно представить прочитав письмо МНС России от 25.02.99 г. №03–4–09/39, которое, как было сказано, является всего лишь ответом на запрос. Почему эта методика не была разъяснена для всех налогоплательщиков в письме МНС России от 03.02.2007 г. №ВГ‑6–03/99@, можно только догадываться.
Проанализировав упомянутое выше письмо Госналогслужбы России №03–4–09/39, можно сделать вывод, что порядок расчета лимита выглядит примерно так:
Надо определить, чем предприятие оплатило данный вексель. Зачет НДС возможен только в том случае, если вексель был куплен за деньги (как финансовое вложение в ценную бумагу) или получен в оплату за товары (работы, услуги). Лимит НДС к зачету для данного векселя равен НДС по соответствующим товарам (работам, услугам), что можно проверить по счету-фактуре, или 16,67% от реально уплаченных за вексель денег
Возможно и применение следующей схемы работы с векселями третьих лиц; покупатель берет кредит в банке, тут же на него покупает вексель банка и с этого момента получает вексель третьего лица оплаченный деньгами который можно использовать для оплаты товаров (работ, услуг). Если лимит НДС к зачету окажется слишком мал для покупателя, значит ему надо взять кредит на большую сумму и купить вексель за более высокую цену
Складское свидетельство – это ценная бумага, являющаяся формой договора хранения. Схема его выдачи обычно такова: владелец товара сдает его на склад на хранение, склад выдает ему ценную бумагу – складское свидетельство, удостоверяющую факт заключения между ними договора хранения. Назад товар выдается со склада тому, кто предъявит это свидетельство.
Складские свидетельства бывают простыми и двойными. Простое складское свидетельство – это ценная бумага на предъявителя, т.е. кто бы ее ни принес, склад обязан выдать товар. Двойное складское свидетельство состоит из двух частей – складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отделены одно от другого, причем каждая часть является ценной бумагой и может обращаться обособленно.
Разделение обеих частей двойного складского свидетельства возможно только в связи с получением кредита (имеется ввиду банковский кредит) под залог товара. В этом случае кредитору передается в залог варрант, который он может, в свою очередь, переуступить другому кредитору Передач а свидетельств оформляется путем совершения на них передаточной надписи.
С обращением складских свидетельств связаны две правовые проблемы которые пока прямо не разъяснены в законодательстве.
Первую проблему можно назвать проблемой «номерка в гардеробе»: я сдал шубу в гардероб, получил номерок и отдал его вам: номерок в данном случае – аналог складского свидетельства: полученный номерок вы возвращать мне не должны; пока вы не дошли до гардероба – вы уже собственник шубы или еще нет? Иными словами, получив складское свидетельство, его покупатель стал собственником товара или еще нет? И если нет, то что же тогда купил и чей товар?
Складское свидетельство–это товарораспорядительный документ. Согласно п. 3 ст. 224 ГК РФ передача такого документа приравнивается к передаче права собственности на товар (т.е. вещного права на него). А передача вещного права в соответствии со ст. 39 Н К РФ есть реализация товара. Подход к налогообложению складских свидетельств зависит от того, считаем мы передачу свидетельства передачей товара или видим здесь лишь некую «уступку права требования поклажедателя к хранителю» в рамках договора хранения.
Однако есть мнение (отраженное, кстати, в проекте закона о складских свидетельствах), что передача права собственности происходит только тогда, когда последний владелец забирает товар со склада (а до того передается лишь право поклажедателя истребовать товар со склада, т.е. происходит уступка права требован и я по договору хранения).