Б.С.Братусем было введено новое понятие – «смысловая сфера личности», а понятию «смысловое образование личности» он дает более узкое определение: «это не есть личностный смысл как отношение мотива к цели, но есть отношение мотива к более общего и связанным с ним мотивам менее общим и соответственно деятельности более общей к деятельностям менее общим. Смысловое образование это целостная динамическая система, отражающая взаимоотношения внутри пучка мотивов, реализующих то или иное смысловое отношение к миру» (4). Это определение акцентирует системный характер смыслового образования за счет связи различных уровней отношений. Таким образом, смысловое образование рассматривается как частный случай смысловой структуры и смыслообразования.
Братусь рассматривает процесс порождения смыслов как одну из важнейших сторон человеческого бытия. В структуре сознания он выделяет особый высший уровень, отвечающий за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и себе. С этим уровнем Братусь связывает ядро личности, задаваемое системой общих смысловых образований.
Совокупность основных отношений к миру, людям и себе образует в своем единстве свойственную человеку нравственную позицию. Такая позиция особенно прочна, когда она становится сознательной, осознанной. Причем, чем выше в системе находится смысловое образование, тем сложнее идет работа по осознанию, поскольку все шире и неопределеннее становится область смыслопорождающей действительности, все сложнее и опосредованное становятся связи и отношения внутри личности. Осознанные смысловые образования, носящие предельно общий характер, называются личностными ценностями. Исповедание этих ценностей закрепляет единство и самотождество личности в значимых отрезках жизни, надолго определяя моральный и нравственный дух личности.
Таким образом, развитие личности можно описать так. Человек стремится занять определенную жизненную, прежде всего межлюдскую, нравственную позицию; затем эта позиция должна быть осознанна, тогда человек несет ответственность за нее, он утверждает ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. И хотя эта позиция выработана и принадлежит субъекту, а поэтому глубоко пристрастна, по своему объективному значению она есть принадлежность человеческого общества, продукт и одновременно причина движения межлюдских связей. Высший уровень развития личности можно определить известной формулой: «На том стою и не могу иначе», где показано не только существование определенной нравственной позиции и ее осознание, но и осознание предельного переживания этой формулы для личности.
Братусь дает двойное определение личности. В узком смысле личность это не способ осуществления позиции, но сама позиция человека в этом мире, которая задается системой общих смысловых образований. В более широком понимании –– это динамическая система смысловых образований и опосредствующих ее главных мотивов.
Братусь две функции смысловых образований. Во-первых, это создание образа, эскиза будущего, той перспективы развития, которая не вытекает прямо из наличной ситуации. Эта жизненная перспектива есть главное опосредствующее звено движения личности. Во-вторых, это функция нравственной оценки действий. Нравственная оценка, в отличие от ситуативной, подразумевает иную надситуативную опору, особый психологический план. Этой опорой и становится для каждого человека система смысловых образований и ее осознание.
Братусь выделяет в смысловой сфере личности ряд качественно своеобразных уровней. Низший, нулевой уровень –– это прагматические, ситуативные смыслы, определяемые предметной логикой достижения цели в данных условиях. Следующий уровень –– эгоцентрический, определяемый личной выгодой, удобством и т.д.. Второй уровень –– группоцентрический, в нем смысловое отношение к действительности определяется референтной малой группой. Третий уровень –– просоциальный, он включает в себя общественную и общечеловеческую, то есть собственно нравственную смысловую ориентацию. На высшим уровне смысловое отношение вытекает из ощущения связи с Богом. На этом уровне определяются субъективные отношения человека с беспредельным, устанавливается его личная религия, то есть отношение к конечным вопросам и смыслам жизни. Эта религия может быть атеистической, но она всегда продукт новой веры, поскольку эта область метафизических построений, а не опытного знания.
Концепция смысловых образований личности Б.С.Братуся показывает важную связь психологии личности с основными проблемами этики, аксеологии, философии.
Воплощением идеи многомерной системной организации смысловых образований стало введение А.Г.Асмоловым понятие динамической смысловой системы, как единицу анализа личности. Эта система характеризуется не только производностью от деятельности субъекта и от занимаемой им позиции, но и обладает и собственным внутренним движением, своей динамикой, определяемой сложными иерархическими отношениями между составляющими динамической смысловой системы.
Личностный смысл есть составляющая динамической смысловой системы, индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность. Главной особенностью мотивационно-смысловых отношений является их производность от места человека, его социальной позиции в обществе и набора возможных мотивов деятельности, задаваемых этой социальной позицией.
Большое значение А.Г.Асмолов придает процессу развития личности, то есть процессу осознания динамических смысловых систем. Процесс осознания начинается с вопроса «Ради чего я живу?», это есть процесс решения «задачи на смысл», результатом которого является осознание личностного смысла. В ходе решения задачи на смысл, происходит внутренняя работа личноти по соотнесению проявлений мотива в нескольких плоскостях: в отношении мотива к преодолеваемым личностью ради его достижения внешним и внутренним преградам, по сопоставлению мотива с другими выступающими в сознании субъекта возможным мотивами той же деятельности, по оцениванию мотива в его отношении к принятым личностью нормам и идеалам, по соотнесению мотива с реальными возможностями личности (образ Я), по сравнению собственного мотива с предполагаемыми мотивами других субъектов.
Итак, мы представили некоторый обзор теоретических представлений о смысловой сфере личности в русле деятельностного похода. Несмотря на некоторые принципиальные различия в концепциях различных авторов, можно выделить некоторые общие теоретические положения деятельностного подхода к проблеме смысла.
Смысл порождается реальными отношениями, связывающими субъекта с объективной действительностью. В этом принципе проявляется исходное определение личностного смысла (А.Н.Леонтьев) как субъективного значения данного объективного значения. Другими словами, личностный смысл принадлежит субъекту, он пристрастен, но одновременно он соотнесен с реальной действительностью.
Непосредственными источниками смыслоообразования являются потребности и мотивы личности. Таким образом, смысла являются неотъемлемой частью деятельности.
Смысл обладает действенностью. Он характеризуется не только особенностью понимания, осознания и концептуализации субъектом действительности, но и выполняет функции регуляции практической деятельности. Именно поэтому исследование (выделение) личностных смыслов возможно только в конкретных актах деятельности.
Смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему. По мнению многих авторов, начиная с А.Н.Леонтьева, иерархизованная система смыслов представляет собой ядро личности.
Смыслы порождаются и изменяются в деятельности, в которой только и реализуются реальные жизненные отношения субъекта.
Итак, за понятием смысла скрывается не конкретная психологическая структура, а сложная и многогранная смысловая реальность, принимающая различные формы и проявляющаяся в различных психологических эффектах.
Методы исследования смысловой сферы личности.
Проблема изучения различных психологических образований имеет большое теоретическое и практическое значение. Адекватные методы выделения и фиксирования психологического образования позволяют экспериментальным путем проверить адекватность теоретических построений, отделить данное явление от смежных. С точки зрения практического результата диагностика, например, смысловых образований, также играет важную роль в психологической практике. Это решение многих патопсихологических, педагогических, юридических и других проблем человеческой практики.
Как отмечает Б.С.Братусь, в исследовании смысловых образований личности существуют ограничения. С одной стороны, смысловые образования могут существовать не только в осознаваемой, но часто и в неосознаваемой форме, они не поддаются непосредственному произвольному контролю и чисто вербальным стимулам. С другой стороны, смысловые образования всегда отражают некоторые отношения между мотивами разных деятельностей и, следовательно, не могут быть исследованы вне их деятельностного, жизненного контекста. Таким образом, методики изучения смысловых образований должны воспроизводить целостные ситуации, поведенческие акты.