По отношению к житейской психологии эзотерическую можно назвать нетривиальной, необщеизвестной преобразовательной психологией. В этой психологии функционирование человека должно быть подчинено интегральному развитию и обслуживает последнее. Для этого необходимо совершить личный переход от отчужденной деятельности к самодеятельности, не нарушая общечеловеческих этических принципов. Эффективность решения этой проблемы является показателем правильности пути развития человека.
В соответствии с двумя упомянутыми направлениями преобразовательной психологии существуют две концепции психологической нормы и патологии: эзотерическая и житейская.
В эзотерической психологии психически нормальным считается человек, достигший переживания целостности, обладающий интегрированным самосознанием, проявляющемся в творческом жизненном пути. В соответствии с этим пониманием подавляющая часть человечества находится в ненормальном состоянии отчуждения от целого и механического существования. В житейской психологии психически нормальным считается преобладающий среднестатистический человек со свойственным ему индивидуальным самосознанием, живущий в соответствии с общепринятыми стереотипами. В связи с этим пониманием человек, отклоняющийся от общих стереотипов, считается психически ненормальным.
Современная концептуальная психиатрия в своей основе является специализированной разновидностью житейской психологии. Поэтому доминирующие в психиатрии клинические концепции с их установкой на социальную адаптацию отклоняющихся людей вытекают из житейского понимания психической нормы и патологии. Панэтические концепции психической нормы и патологии являются житейскими редукциями эзотерического понимания этого вопроса. Наконец, антипсихиатрические 56 концепции являются чрезмерными и поэтому деструктивными реакциями методологов психиатрии на ее житейскую ограниченность.
Действительно, реальная психиатрия ограничена житейской концепцией психической нормы и патологии. Вследствие этого психическая норма связывается прежде всего с приспособительным, а не творческим поведением человека. Это приводит к тому, что критерии различия между творчеством и патологией оказываются недостаточно четкими. В связи с этим практическая психиатрия нередко бывает малоэффективной, а в ряде случаев – и деструктивной, как на это указывают антипсихиатристы. Имеющиеся в психиатрии попытки выйти за пределы житейской концепции психической нормы и патологии принимают редуцированные и мифотворческие формы. Между тем конструктивное решение задачи дальнейшего развития психиатрии состоит в интеграции эзотерического и житейского понимания психической нормы и патологии. Обладая эзотерическим и житейским пониманием психической нормы и патологии, мы можем интегрировать эти понимания и сформировать метапсихиатрическую концепцию, представляющую собой предельно широкое понимание этого вопроса, спроецированное на наличную ситуацию.
Однако перед этим необходимо упомянуть об одном важном социально-психологическом обстоятельстве. Между приверженцами эзотерической и житейской психологией существует известная конфликтная диспозиция, взаимное отрицание. Так, эзотерическая психология с точки зрения приверженцев житейской психологии является вымыслом или каким-то возможным явлением далекого будущего, а житейская с точки зрения приверженцев эзотерической психологии – примитивной, "приземленной" психологией. Такая диспозиция деструктивна и, в конечном итоге, антиэволюционна, так как без интегрального развития человека его функционирование не может быть действительно оптимальным, а без оптимального функционирования действительное интегральное развитие труднореализуемо. В этом кроется причина недостаточной эффективности как эзотерической, так и житейской психологии. Дело, следовательно, заключается во взаимном преодолении интеллектуальной ограниченности приверженцев как эзотерической, так и житейской психологии и установления конструктивного взаимодействия между ними.
Психопатология с точки зрения житейской психологии проявляется в виде отклоняющегося, неконвенционального поведения. Но аналогичным образом проявляется и творчество в широком смысле этого слова. Как же их различать? Психопатологическое поведение – это негативная, разрушительная, деструктивная неконвенциональность. В психопатологическом отклоняющемся поведении общепринятые стереотипы присутствуют в виде зачаточных или остаточных, рекламных или защитных форм. Такой тип поведения можно назвать также деструктивным. Творческое поведение – это позитивная, созидательная, конструктивная неконвенциональность. В творческом отклоняющемся поведении общепринятые стереотипы присутствуют полностью, но в диалектически снятом виде. Такой тип поведения можно назвать также конструктивным.
В качестве одного из примеров, иллюстрирующих творческое познавательное поведение в области физико-математической науки, можно привести открытие неэвклидовой геометрии или квантовой физики. Они не отрицают классической геометрии или физики, а включают их в себя как частный случай, расширяя наши представления о вселенной. В качестве примера конструктивного поведения в психиатрической области может служить открытие психосинтетического подхода, в котором психопатологические состояния уже не интерпретируются всецело в регрессивном ключе, как в традиционной психиатрии, но рассматриваются также и в прогрессивном аспекте – как возможный этап духовного преобразования человека, в котором еще не интегрированы возникшие измененные состояния сознания.
Многие искусственные психозы, вызванные практикой йоги и эзотерической психологии в целом, объясняются именно этой причиной. В творчестве же вообще большую роль, как известно, играет воображение. Когда оно начинает доминировать и подавлять другие психические функции, могут возникать такие явления как эмоциональное отчуждение от действительности, бред, аудиальные, визуальные, кинестетические и другие галлюцинации. Прием психоделиков, свойственный некоторым магическим практикам, способствует доминированию воображения в психическом отражении. Если в клинике и научном эксперименте применение ЛСД, как показывают исследования Грофа, может дать терапевтический и развивающий эффекты за счет проведения интеграции новых состояний и расширения сознания пациента, что приводит к контролю над воображением, то самодеятельные опыты с психотропными средствами заканчиваются, как правило, психозами.
Если мы примем за основу некий среднестатистический тип поведения (как это принято в житейской психологии и позитивной психологической науке), то приспособительное поведение человека прозвучит "тезисом", разрушительное – "антитезисом", а творческое – "синтезом". Таким образом, можно выделить три уровня взаимодействия человека с миром и, соответственно, три уровня психического функционирования, обеспечивающих эти уровни взаимодействия: креативный, адаптивный и деструктивный. Каждому человеку присущи все уровни, а тип человека определяется его доминирующим уровнем.
Если бы я ограничился рассмотрением этого вопроса только на уровне житейской психологии, то приспособительный тип человека я назвал бы психически нормальным, разрушительный – патологическим, а творческий сверхнормальным, опережающим, инициирующим новую психическую норму. Однако в метапсихиатрической системе рассмотрения, включающей эзотерическое понимание психической нормы и патологии, я должен назвать 57 нормальным творческий тип, патологическим – разрушительный, а пограничным между нормой и патологией – приспособительный. К этому я должен добавить, что в метапсихиатрической концепции творческий тип представляет собой человека, устремленного к интегральному развитию.
Таким образом, если традиционная психиатрия имеет целью простое восстановление (излечение) психики человека, то метапсихиатрия предполагает расширенное восстановление (исцеление) психики. Метапсихиатрическое понимание психической нормы и патологии следует рассматривать как принцип подхода к дальнейшему развитию психиатрии и трансформации ее в конструктивную психологию эффективного восстановления человека.
Конструктивная психология как таковая – это наука и искусство саморазвития человека. В конструктивной психологии имеется два основных направления: интегрального психического развития и развития отдельных психических способностей для обеспечения оптимального функционирования человека. В связи с тем, что наличная ситуация содержит психопатологический компонент, имеется объективная необходимость и в третьем направлении: эффективного психического восстановления.
Психопатологическая реакция человека свидетельствует о его неспособности разрешить определенный этап или проблемную ситуацию типовой программы жизненного цикла. Программа жизненного цикла задается особенностями развития человеческого организма, природными условиями и формами социальной жизни, совокупностью идеальных и практических общественных требований к человеку в течении его жизни. Программа жизненного цикла охватывает весь процесс жизнедеятельности человека, в нем можно выделить;
семейно-бытовую и сексуальную деятельность,
учебно-трудовую и общественную деятельность,
рекреационную (отдых) и творческую деятельность.
Основные этапы программы жизненного цикла сегодня связаны с трудовой деятельностью ("производство средств жизни"). Это следующие этапы: дошкольное развитие в семье и детском "коллективе", учеба в общеобразовательной школе и других учебный заведениях, работа в государственных, общественных и частных организациях, пенсионный период. Они сопровождаются следующими этапами сексуальной деятельности ("производство самой жизни"): стихийное раннее сексуальное "образование", период полового созревания, сексуальный поиск и начало половой жизни, половая жизнь (брачные и внебрачные половые связи), образование и распад семьи, рождение и воспитание детей, климакс у женщин и возрастная импотенция у мужчин, постклимактерический период. Структура рекреационной и творческой деятельности ("простое и расширенное воспроизводство самого индивида") в течении жизненного цикла тесно связана со структурой трудовой и сексуальной деятельности.