Смекни!
smekni.com

Конструктивная психология (стр. 4 из 5)

Поскольку общество требует от человека реализации программы жизненного цикла, постольку оно должно оснастить его принципами и психическими механизмами, обеспечивающими оптимальное решение проблемных ситуаций индивидуальной жизнедеятельности и реализацию программы жизненного цикла в целом. В настоящее время этот вопрос решается стихийно, на уровне обыденного сознания, деформированного идеологиями. Индивидуальное видение мира и стереотипы деятельности в нем программируются конкретным социальным окружением человека в процессе социализации. Это видение мира является в определенной мере локальным и иллюзорным, а стереотипы деятельности – ограниченными в применении. В связи с этим они не только не срабатывают в ряде ситуаций жизни, но нередко вовлекают человека в деятельностные и интерактивные процессы, в которых происходит его деградация: утрата здоровья, нравственное падение, преступные действия.

Закономерно возникающее перепрограммирование себя человеком в проблемной ситуации жизнедеятельности приводит его к двум возможным результатам:

Либо к девальвации предыдущего видения, дезинтеграции имеющихся стереотипов деятельности и попаданию в "волшебное поле" воображения ("рай" или "ад"), что равнозначно психозу (кстати, преступление, как неконвенциональная деструктивная реакция на действительное положение вещей, также относится к уровню психопатологических проявлений). В этом случае человек становится объектом психологии восстановления или психиатрии, которые составляют нижний уровень конструктивной психологии.

Либо к расширению и углублению видения мира и выработке новых способов деятельности, позволяющих решить проблемную ситуацию удовлетворительным образом для него и для социума, в соответствии с индивидуальными потребностями и обществннными требованиями. Достижению такого результата должна способствовать психология оптимального функционирования, которая составляет средний уровень конструктивной психологии.

III

Преодолев этапы принудительного развития в школе и иногда в ВУЗе, обычный человек продолжает развиваться стихийно – в процессе разрешения проблемных ситуаций, с которыми он сталкивается в жизни. Человека невозможно ни заставить, ни убедить следовать путем сознательного интегрального развития. Для среднестатистического индивида возможность интегрального развития не актуальна. Вопросы психологии интегрального развития актуализируются для человека лишь в том случае, если проблемной ситуацией оказывается сам факт его существования ("быть или не быть, а если быть, то зачем"), то есть ставится под сомнение типовая программа жизненного цикла. Обозначим 58 проблемную ситуацию такого типа пограничной ситуацией. Будучи частным экстремальным случаем проблемной ситуации, пограничная ситуация предполагает также два возможных способа решения: психопатологический и творческий. В первом случае человек становится психотиком со всеми вытекающими отсюда последствиями; во втором случае человек выходит на путь сознательного интегрального развития, связанного с изучением и творческим применением опыта, накопленного различными школами эзотерической психологии.

Обычный человек осознает себя как индивидуальное существо ("я"), пребывающее в мире ("не-я") и взаимодействующее с ним ("я" « "не-я"). Для него это несомненный, тривиальный факт, который он и переживает как таковой. Соответственно его психология – как познавательная, так и преобразовательная – это психология индивидуального существа. Именно такова обычная, житейская психология. Современная психологическая наука это в своей основе разновидность житейской психологии, специализирующейся на познании сущности психического.

Вместе с тем имеет место и менее тривиальный онтологический факт, заключающийся в том, что человек и мир, психическое и физическое, сознательное и бессознательное, "я" и "не я" представляют собой целостность. Физически человек слит в миром. Психическое также есть свойство целостности. Целостность человека с миром есть частный случай целостности сущего.

Однако психологически человек находится в состоянии отчуждения от целого. Это связанно с тем, что в единомножестве сущего аспект множественности очевиден, экзотеричен, а аспект единства – неочевиден, эзотеричен. Расщепленность психики на "я" и "не-я" ("шизопсихия") может быть преодолена, и человек может пережить целостность. Онтологический факт целостности сущего, подтверждаемый на физическом уровне квантовой физикой, может стать психологическим.

Факт целостности сущего, человека и мира открыт древними мудрецами и популяризирован основателями религий. Они пережили целостность и зафиксировали ее в виде знания. С тех пор этот психологический факт стал гносеологическим. Эта целостность в религиях получила различные названия: в православии "бог", в индуизме "брахмо", в буддизме "шунья", в даосизме "дао" и т. д. Она была мифологизирована, во многих случаях персонифицирована и превратилась в предмет веры. В религиях также лейтмотивом звучит мысль об отпадении человека от целого, а эзотерическая цель религий заключается в воссоединении его с целым.

Знание о целостности сущего, человека и мира было и остается непонятным большинству людей, не имевших осознанного переживания целостности; оно остается непонятным в том числе и верующим. По этой причине оно было названо тайным ("оккультным"), внутренним ("эзотерическим"), доступным узкому кругу так называемых посвященных. В настоящее время научная психология подошла вплотную к открытию и теоретическому изображению психического аспекта целостности и не исключено, что в будущем людям представиться возможность понимать целостность чисто умозрительно, без ее переживания. В этом случае эзотерическое знание станет экзотерическим, общедоступным.

Но как бы не развивалось знание о целостности, оно ни в коей мере не может заменить непосредственного переживания целостности. Поэтому наряду с познавательной психологией существовала и существует разновидность преобразовательной психологии, функцией которой является не теоретизирование, а указание путей к достижению целостности. Это функция эзотерической психологии. В ней есть и теоретические выкладки, однако они имеют прикладное, даже условное значение, связанное с относительной истинностью позитивного познания и мировоззренческих представлений.

Переживание целостности сущего идет вслед за переживанием целостности человека и мира; целостность человека и мира не тождественна ни сумме человека и мира, ни взаимодействию человека и мира, – она есть нечто большее, а точнее иное. Взаимодействие человека и мира, представляет собой актуальный, проявленный аспект их целостности; существует также и виртуальный, непроявленный аспект, представляющий собой поле возможностей, эволюционный смысл переживания целостности заключается в коренном изменении психической организации человека, в его психологическом приобщении к целостностной, духовной стороне сущего, вследствие чего человек становится проводником одухотворяющего влияния в мир, силой целостности, преобразующей деструктивные отношения в конструктивные, прагматический смысл переживания целостности состоит в том, что этим самым возрастает способность человека трансформировать возможное в действительное.

Переживание целостности, фиксируемое в эзотерической традиции формулой "ты – то", достигается вследствие освобождения психики от переживания частностей, фиксируемых формулой "не то". Поэтому движение к переживанию целостности можно представить в виде развития способности произвольно освобождать психику от так называемых внутренних и внешних процессов или, условно говоря, от себя и от мира, от "я" и "не-я". В эзотерической психологии есть три направления преобразования психики: мистика, магия и йога. Они образуют структуру эзотерической психологии.

Освобождение психики от переживания внутренних процессов составляет суть мистики. Освобождение от переживания внешних процессов составляет суть магии. Освобождение от того и другого составляет суть йоги. Условно говоря, для мистика нулевое значение имеет внутренний мир, для мага нулевое значение имеет внешний мир, для йогина – и внутренний и внешний, и в это смысле для него они тождественны.

Отсутствие переживаний внешних или внутренних процессов не означает отсутствия их восприятия или интроспекции, а также торможения или остановки деятельности моторной и интеллектуальной 59 функций. То есть речь идет не о трансовых состояниях. В то же время, будучи в сознании, человек принципиально не способен освободиться от переживаний вообще. Поэтому освобождение от переживания всей совокупности воспринимаемых и рефлексируемых процессов ("частностей") приводит к переживанию целостности. Что касается транса, то технология его достижения иная: освобождение от восприятия и рефлексии при сохранении сознания.

Мистика характеризуется принципом пассивности и методом созерцания, нижним уровнем является медитация. Магия – принципом активности и методом трансмутации, нижним уровнем является так называемая магическая операция, т. е. определенным образом организованная деятельность. Йога принципом нейтральности и методом интеграции, нижним уровнем является самообуздание ("самаяма").