Мистика, магия и йога являются необходимыми компонентами пути к переживанию целостности. Ограничиться мистикой – значит завязнуть в фатализме, стать рабом мира. Ограничиться магией – значит завязнуть в волюнтаризме, стать тираном мира. Что касается йоги, то она невозможна без мистических и магических достижений, ибо тогда нечего интегрировать в смысле взаимодополняющего эзотерического опыта, а значит нет и йоги. Йога – это и мистика, и магия и в то же время ни мистика, ни магия. Интеграция бинера мистики и магии и есть йога.
Достаточно развитые мистические и магические учения имеют выраженный интегральный характер. Так, в развитой мистике имплицитно, в скрытой форме присутствуют магический и йогический компоненты. В развитой магии имплицитно содержится мистический и йогический компоненты. Для йоги же интеграция, так сказать, аутентична. В связи с этим развитые йогические учения характеризуются интеграцией эзотерической и житейской психологии ("Йога есть осознанная жизнь, а жизнь есть неосознанная йога"). Такая йога называется Махайогой (большой Йогой). Аналогично, существуют большая Магия (Махасиддха) и большая Мистика (Махапраджня).
Дуальная интерпретация мистики, магии и йоги может быть дана в ключе синергетической концепции. Под синергией в данном случае понимается энергия самосознания. Суть мистической практики тогда заключается в повышении энергетической чувствительности. Суть магической практики –в развитии способности волевого управления ощущаемой энергией. Суть йогической практики – в тренировке равномерного распределения энергетического внимания по всему объему восприятия.
Самоинтеграция, т. е. становление персонифицированного индивида ("обычного человека") интегрированным человеком, обладающего индивидуальным, социальным, универсальным и виртуальным уровнями самосознания, – это первая стадия интегрального развития. Вторая стадия – это собственно интегральное развитие, т. е. развитие в статусе интегрированного человека. Общеизвестными примерами интегрального развития могут служить жизнеописания тех основателей религий, которым поклоняются как Богам. Богочеловек и есть интегрированный человек.
Интегральное развитие есть развитие человека как субъекта своей жизнедеятельности, как господина своего бытия (а не только сознания, что имеет место, например, в классической йоге). Средством такого развития является практика управления процессом жизнедеятельности в направлении оптимизации, – поскольку именно тогда достигается положительный эффект в обеих областях; и в эзотерической, сакральной, и в житейской, мирской. Важно подчеркнуть, что только в работе с реальной (а не модельной) ситуацией, только в процессе управления жизнедеятельностью во всем ее объеме осуществляется феномен реальной самоинтеграции и реального саморазвития. В этом случае мы имеем дело с изменением механизмов психического отражения и психорегуляции человека.
Самосознание обладает не только информационной, но и такой энергетической характеристикой, которой не может противостоять какая-либо другая энергетика сущего. Повышение уровня управления жизнедеятельностью посредством психоэнергетической практики (в моем случае это практика квадриполярной синергетики) способствует увеличению степени действительной и полноценной свободы человека: свободы не только от чего-то, но и для чего-то. Поэтому конструктивная психология может рассматриваться в качестве инструмента для развертывания новых диапазонов применения свободы как основного сущностного свойства человека.
Интегральное развитие не является принудительным, и потому это прежде всего процесс саморазвития, т. е. проявление активности интегрального "Я". Самосознание ("зритель"), сознательность ("сила зрения") и сознаваемое ("зримое") есть одно триединое целое. Поэтому действительное (а не воображаемое) саморазвитие связано с развитием сознательности и сознаваемого.
Сознательность связана со способностью видения того, что есть здесь и теперь, – как во внутреннем, так и во внешнем мире. "Развитие сознательности" означает, соответственно, процесс преображения дискретных вспышек осознания в непрерывный свет видения. Развитие сознательности происходит в двух формах – интенсивной и экстенсивной. Интенсивное развитие сознательности означает выявление новых связей, закономерностей и т. д. в рамках актуальной сферы осознаваемых явлений и процессов; экстенсивное развитие сознательности означает расширение актуальной сферы осознаваемых явлений и процессов, освоение явлений и процессов более крупного масштаба.
Расширение сознания предполагает выход за рамки непосредственно данного "здесь и теперь" и требует полного контроля над воображением. И тем не менее грань между воображаемым и действительным в процессе расширения сознания настолько тонка, что некоторые традиционные школы 60 эзотерической психологии находят задачу фактического (а не воображаемого) расширения сознания слишком затруднительной и под тем или иным предлогом отказываются от ее рассмотрения. Культурно-историческая миссия позитивизма в том и заключается, чтобы сделать процесс расширения сознания действительным.
"Развитие сознаваемого" связано с волевой способностью к управлению своей жизнедеятельностью и эффективному сознательному участию во всеобщем эволюционном процессе, настоящим этапом которого является процесс интегрального развития человека. В последнем случае речь идет прежде всего об адекватном обобществлении человеком своего индивидуального опыта интегрального развития и результатов освоения ранее обобществленного опыта других людей.
Понятие "обобществление" включает в себя как традиционные, так и нетрадиционные формы передачи индивидуального опыта интегрального развития. "Адекватность" определяется эффективностью данных форм в наличной конкретно-исторической ситуации, т.е. степенью их фактической включенности в наличную ситуацию с соответствующей модификацией последней в целевом направлении.
IV
На основании изложенного теоретико-методологического материала предлагается базисная целевая структура программы интегрального развития человека в течение жизненного цикла:
Изучение психиатрии и формирование психиатрического самоконтроля.
Оптимизация процесса жизнедеятельности.
Изучение эзотерической психологии.
Реализация нравственного поведения.
Реализация переживания целостности.
Интеграция бытийного (эзотерического) и бытового (житейского) опыта.
Обобществление индивидуального опыта интегрального развития.
Трансформация деструктивных отношений в конструктивные.
Список литературы
А.В.Чистяков (Владимирский). Конструктивная психология