Еще один аспект рассмотрения природы и специфики своеобразия индивидуального конструирования внутреннего и внешнего мира человеком представлен в конструктивизме, наиболее радикальной формой которого является социальный конструктивизм. Конструктивизм, уходящий своими корнями в фундаментальные работы таких философов как Vico и Kant, является термином, который сегодня применяется для обозначения многочисленных подходов в различных областях научного знания включая экономику, биологию, математику, физику, социологию, а так же социальную психологию.
В психологии конструктивизм "относится к ряду теорий, разделяющих утверждение о том, что человеческие знания и жизнедеятельность предполагают (про)активное участие индивидов" (Mahoney, 1988: 2).
Двумя другими характерными для конструктивистских психологических теорий чертами являются "морфогенические ядерные структуры" и "само организуемое развитие". Первое относится к взглядам на то, что люди структурированы таким образом, что ядерные процессы доминируют над более периферическими аспектами личностного функционирования. Второе по существу означает, что каждый из нас организует свое развитие таким образом, чтобы поддерживать в равновесии и сохранять собственную идентичность. Цитируя Guidano (1987: 3), "сохранение чьей-либо осознаваемой идентичности становится столь же важным, как самой жизни". Как мы увидим в дальнейшем, две эти характеристики конструктивистов являются центральными в практической работе психологов.
Психологические предпосылки экзистенциально-феноменологического подхода.
У истоков формирования экзистенциально-феноменологического подхода, а точнее исследования уникальности индивидуального само- и мировосприятия стояло много выдающихся психологов, особе место среди которых занимают WilliamJames, GordonAllport, KurtLewin и KarlRogers.
James в своих Принципах психологии представил одно из самых блестящих феноменологических описаний человеческой самости. Он в меньшей степени интересовался вопросами индивидуального своеобразия человеческой самости, уделяя основное внимание универсальным аспектам сознания, которые представляют его номотетический аспект.
Отмечая постоянную изменчивость сознания, представленную сложным соотношением моментального "I" и пережитого "Me", James подчеркивал, что оно никогда не бывает идентично одинаковым. "Любое размышление о данном факте, строго говоря, уникально и лишь частично сходны с другими размышлениями об этом же факте" (1950: 233-234). Каждое новое размышление в снятом виде включает предшествующее и, одновременно, дополняет его новым содержанием. По мнению James сознание уподобляется непрерывному потоку, в котором каждый элемент сцеплен со всеми другими элементами и, одновременно, отличен от них. Он выделяет четыре свойства сознания:
1. Каждое "состояние" сознания стремится быть частью личного сознания.
2. В каждом личном сознании, состояния постоянно сменяются.
3. Каждое личное сознание чувствуется, как непрерывное.
4. Оно заинтересовано в некоторых частях своего объекта, а в других нет, и все время оно или принимает или отвергает те или другие части, - одним словом, выбирает среди них (Джемсъ, 1902: 115).
Подчеркивая уникальность каждого сознания в его интерпретации окружающего Jamesотмечает "никакая мысль невидимо не входит непосредственно в мысли другого личного сознания, как принадлежащая ему. Абсолютная уединенность, несократимая множественность, - вот закон... Ни одновременность, ни близость в пространстве, ни сходство по качеству и содержанию не способны заставить проникнуть друг в друга те мысли, которые отделены барьером принадлежности разным личным сознаниям" (там же, с. 116). Обосновывая субъективность индивидуального сознания James утверждает, что каждый объект, проходящий перед сознанием всегда имеет ореол, образуемый отношениями, окружающими образ (там же, с. 126).
GordonAllport (1937) первым подчеркнул уникальность каждой личности, обусловленную интегрированными паттернами, отличающими каждого человека от другого. Формулируя идею "функциональной автономии" он связывает автономность человеческих мотивов с уровнем зрелости. У Allport человеческие мотивы всегда современны, т.е. моментальны как и у James. "То, что побуждает должно побуждать в данный момент. Характер мотивов радикально изменяется с момента рождения до зрелости, что дает основания говорить о том, что мотивы взрослого вытесняют мотивы новорожденного" (1940: 545).
Allport постоянно подчеркивал центральность категории самости для рассмотрения личности. Для фиксации специфичности именно человеческой самости как социальной он ввел специальное понятие - proprium, как основание последовательности, характеризующееся аттитюдами, целями и ценностями. Этот proprium не является априорным, а развивается во времени, предоставляя чувство самоидентичности, самооценки и образа самого себя. В своих рассуждениях Allport концентрируется на текущих переживаниях человека, его феноменологической самости и условиях адаптации. Характерным для него является холистический взгляд на личность как интегрированную и биосоциальную, иллюстрацией чего является приводимая ниже таблица.
1. Мотивы становятся независимыми от своих корней (функциональная автономия);
2. Развитие proprium или самости характеризуется: телесными ощущениями; самоидентичностью; образом самого себя; самооценкой; самопротяженностью; рациональным мышлением;
3. Уникальные, интегрированные паттерны адаптации отмечают личность как целостность.
Таблица Х.Х. Некоторые отличительные черты индивидуальности по Allport.
Приводитсяпо: Mischel, W. Introduction to Personality. NY: Harcourt Brace College Publishers, 1993, стр. 233.
На формирование основ феноменологического подхода к рассмотрению социально-психологической проблематики огромное влияние оказали идеи теории поля Lewin, общая характеристика которых уже была представлена ранее. Обосновав необходимость внесения в контекст рассмотрения личности ее непосредственного и опосредованного окружения, Lewin предлагает ставшую классической формулу поведения личности как функции от ее личностных особенностей и особенностей окружения:
B = f(P, E)
Сформулированный им принцип современности лежит в основании основного постулата экзистенциально-феноменологического подхода - анализа того, что происходит здесь и сейчас в рамках конкретной личности и ее жизненного пространства. Обвинения Lewin в якобы аисторизме беспочвенны, т.к. он не отрицал влияния предшествующей истории и антиципируемого будущего на поведение человека, а подчеркивал, что как первое, так и второе оказывают лишь косвенное влияние, т.к. присутствуют в снятом, трансформированном виде, а не в изоморфном. Понимание личности в ее социальном взаимодействии предполагает понимание того, что в ней происходит в конкретной временной точке жизненного пространства. Представляя собой динамическое поле сил это пространство постоянно изменяется оказывая влияние на само- и мироощущение индивида.
Как уже отмечалось раннее идеи Lewin на много опередили свое время и долго остававшись в забвении начали со всей полнотой осознаваться и реализовываться лишь в 1990-е годы (Mischel, 1993: 235-236).
Акцентирование внимания на субъективных переживаниях и восприятиях индивида, его самости заложили фундамент для гуманистического подхода к рассмотрению человека по своей сути являющегося экзистенциально-феноменологическим. Исходя постулата о позитивной природе человека Maslow подчеркивает, что любой человек отчасти является своим собственным продуктом, проектируя и делая себя (1965: 308).
Эти идеи совпадают с идеями европейской традиции экзистенциализма, представленной такими мыслителями, как Kierkegaard, Sartre, Camus, а так же швейцарских психиатров Binswanger и Boss. Ключевые черты данной ориентации наиболее полно выражены американским последователем экзистенциальной психологии RolloMay, обосновывавшим полезность любого рода информации, поступающей от клиента
"Но если я сижу здесь, то я в основном думаю об этих почему и как, связанных с проблемой, я схватываю все за исключением самого главного, существующей личности. Более того, я схватываю все за исключением единственного реального источника данных, который я имею , а именно, этого переживаемого человеческого бытия, этой существующей сейчас личности, становящейся, "строящей мир", непосредственно в этой комнате, рядом со мной, как это утверждают экзистенциальные психологи" (1961: 308).
Акцентация внимания психолога на то, что происходит в само- и мировосприятии человека здесь и сейчас, а не на отдаленных исторических причинных основаниях, коренящихся в раннем детстве как это имеет место в психоанализе является наиболее характерной особенностью экзистенциально-феноменологического подхода. Более того, как это отмечает <MISCHEL< SPAN>, "экзистенциальная ориентация рассматривает человеческое бытие, как обладающее способностью выбора и ответственности, нежели как жертву бессознательных сил и привычек прошлого" (1993: 236).
Экзистенциалисты предполагают, что мы с неизбежностью становимся строителями собственной жизни и что каждый человек является:
1) выбирающим агентом, не способным избежать выборов на протяжении своей жизни;