Смекни!
smekni.com

Экзистенциально-феноменологическое направление в социальной психологии (стр. 6 из 8)

Свобода - детерминизм. В теории личностных конструктов Kelly люди представлены как свободные и, одновременно, не свободные от своего собственного поведения:

"Эта система личностных конструктов дает ему (человеку) и свободу решений, и ограничение действий - свободу потому, что она позволяет ему иметь дело со значениями событий, а не с силами, которые подталкивают его, и ограничение, потому что он всегда делает выбор в пределах тех же альтернатив, которые он выстроил для себя" (Kelly, 1958: 58).

В логике рассуждений Kelly свобода человека заключается в его потенциальной возможности любого выбора в огромном море существующих конструктов. Несвобода же наступает после совершения этого выбора - сделав выбор. Человек становится его рабом. Соотношение свободы и несвободы, т.е. детерминизма находится в сложной взаимозависимости друг от друга и в сложном переплетении друг с другом. Определившись в своем решении по конкретному поводу (и являясь абстрактно свободным в своем выборе), я задаю угол его восприятия и интерпретации, оказываясь несвободным от своей субъективности.

Рациональность - иррациональность. Являясь последовательным когнитивистом Kelly исходил из привата рационального в человеке. Используя модель наивного ученого, формулирующего гипотезы и проверяющего их он в принципе не мог привлечь к своим теоретическим построениям элементы иррационального. В противном случае был бы обречен сам конструктивный альтернативизм как методологическая основа.

Холизм - элементаризм. Kelly в своих воззрениях придерживался холистических позиций. Рассматривая поэлементно личностные конструкты, он постоянно подчеркивал момент их переплетенности, взаимосвязанности друг с другом. Об этом свидетельствует обсуждение вопросов иерархической организованности конструктов, зависимость подчиняющих конструктов друг от друга и их определяющая роль по отношению к соподчиненным конструктам.

Наследственность - окружающая среда. По отношению к данному измерению Kelly был последовательным сторонником привата окружающей среды, как детерминирующей своеобразие личностных конструктов личности. Приват окружающей среды является так же следствием социально конструктивистского подхода, которого он придерживался. Вместе с тем, не смотря на предпочтение фактору окружения, он отнюдь не гипертрофировал его роль как всеопределяющего. В отличие от бихевиористов человек отличается активным участием в конструировании собственного мировосприятия, он оценивает и анализирует окружающее, а не является его пассивным продуктом.

Изменчивость - неизменность. Теория Kelly является динамической. Эта динамичность характерна как для жизни, находящейся в постоянном процессе движения, так и для личности познающего, вынужденного постоянно менять систему конструктов, приспосабливая ее к изменяющейся среде. Люди меняют свои взгляды и формируют новые конструкты на протяжении всей своей жизни. Индивидуальные различия в динамике изменений системы конструктов определяется их проницаемостью. Если конструкты слабопроницаемы, то это характеризует ригидность человека и его трудную адаптируемость к текущим изменениям.

Субъективность - объективность. Признавая существование объективной реальности как таковой, Kelly отмечал, что по отношению к конкретному человеку она является абстракцией, т.к. в его сознании представлена лишь субъективная версия, интерпретация этой реальности. Причем у каждого человека имеет место элемент уникальности по отношению к одной и той же реальности. Уникальность отражения человеком окружающей реальности определяет как уникальность сформировавшихся у него личностных конструктов, так и уникальность самого этого субъективного отражения. Объективная реальность - субъективная интерпретация каждого из нас.

Активность - реактивность. Своеобразие позиции Kelly в отношении к данному измерению проявляется в том, что для него люди не активны и не реактивны - они просто живые. Так как жизнь это форма движения, то живые люди по самой своей природе должны быть активными.

Гомеостаз - гетеростаз. Ни стремление человека к внутреннему соответствию (гомеостазу), ни к саморазвитию и самоактуализации не являются актуальными для Kelly. Единственным мотивом, применимым по отношению к человеческой активности является мотив формирования последовательной и логически непротиворечивой системы личностных конструктов, позволяющей адекватно отражать мир, и динамически адаптироваться к изменениям в нем, а так же антиципировать эти изменения.

Познаваемость - непознаваемость. Являясь последовательным приверженцем доктрины конструктивного альтернативизма Kelly провозглашает реальность только событий внутреннего мира человека. Объективная реальность, с его точки зрения, не существует вне сознания человека, а следовательно представлена лишь в виде интерпретаций. Как следствие - природа человека непознаваема, она может лишь быть проинтерпретированной.

Открытость реальности множественности интерпретаций имела своим логическим следствием вывод о том, что и сама теория личностных конструктов является продуктом субъективных интерпретаций самого Kelly и ничем больше. Сам Kelly с обескураживающей простотой признавал справедливость данного вывода, что, возможно, со временем его теория может быть признана как "абсурд, который, весьма вероятно, в один прекрасный день изживет сам себя" (Kelly, 1970: 10). Как отмечают Хьелл и Зиглер, "с позиции своих философских воззрений, Kelly допускал, что поведение человека непознаваемо с помощью эмпирических исследований" (1997: 457).

Подход Guidano и Liotti.

Не смотря на то, что Kelly не рассматривал глубину развития конструирования, этому аспекту большое внимание уделялось другими феноменологами, особенно в рамках теории прикрепления (attachment). Например, Guidano и Liotti (1983) считают, что процесс прикрепления является центральным для развития познаний индивида о самом себе и мире или "организации значений личности". Guidano (1987) так же рассматривает процесс развития, как включающий взаимодействие когнитивного роста и "эмоциональной дифференциации", включающей развитие "эмоциональных схем", используемых в ассимилировании жизненного опыта индивида. Кластеры схем формируют "картины" (scenes), изображающие аспекты жизненного опыта личности и сходное повторение жизненного опыта приводит к развитию прототипических "ядерных картин", каждая из которых включает циклическое взаимодействие между двумя кластерами эмоциональных схем. Правила для связей ядерных картин разрабатываются в форме "скриптов", предоставляющих стабильное и связное чувство самости и мира и которые впоследствии могут быть организованы в "метаскрипты", в свою очередь, предоставляющие программы жизни индивида (Winter, 1996: 222). Эмоциональные схемы и скрипты представляют не выражаемый словами уровень знаний, а не эксплицитные модели самости и мира индивида.

Guidano приравнивает нормальное функционирование с организацией значений личности, обладающей способностью к гибкости и устойчивости в отношении к возрастающим уровням сложности посредством диалектического процесса ассимиляции их противоречий. В такого рода системах присутствует "существенное напряжение между противодействующими процессами", включая противоречия между процессами сохранения и изменения. Достигаемый динамический баланс требует абстрактной переработки, включающей "децентрацию" от мира непосредственно переживаемой жизни и "рецентрацию" самости. Индивид должен проявлять тенденцию к избирательному отношению к данным, совместимым с его личностной идентичностью и, при необходимости, перерабатывать жизненный опыт, несовместимый с индивидуальными представлениями о самости и мире. Это достигается посредством реконструирования личностной идентичности. Тем не менее, при "когнитивных дисфункциях" взгляды на себя настолько ригидны в отношении возможности реконструирования, что индивид вынужден искажать информацию, несовместимую с его представлениями и атрибутировать к внешним причинам, таким, как состояние болезни, эмоциональный дистресс, сопровождающий информацию, часто требующую изменения взглядов на значимые фигуры и т.п.

Поток переживаний

Как уже отмечалось выше, наряду с вопросами конструирования собственного само- и мировосприятия, столь же актуальными является проблемная область рассмотрения самости. Одной из линий, инициированных ещё James и описанных мною выше, является рассмотрение самости как потока сознания. В 1990-е годы наблюдается своеобразная реминисценция интересов к такого рода рассмотрению, наиболее интересной же версией является предложенная Csikszentmihalayi ( Чикченмихай ).

Csikszentmihalayi в своих исследованиях сосредотачивается на анализе феномена "потока переживаний". Идея необходимости изучения данного феномена возникла под влиянием тех ощущений, которые испытываются людьми, находящимися либо в состоянии высшей удовлетворенности самими собой, либо скуки. Сам Csikszentmihalayi интересовался именно аспектом удовлетворенности самим собой.

Сознание рассматривается в значении "осознания некоторый специфических событий (ощущений, мыслей, интенций) которым человек может управлять ... Таким образом, мы можем говорить о сознании как об интенциально упорядоченной информации" (1992: 26). В данном определении фиксируется не аспект репрезентации, а сознательной управляемости. Такое направление (или интенциальность) предполагает "осознанное упорядочивание информации" (там же, с. 27). Csikszentmihalayi приравнивает концентрацию внимания с психической "энергией". Он рассматривает способность контролирования данных ресурсов (т.е. способность произвольной концентрации внимания, а не созерцания потока сознания), как обладающую бесценным значением для жизни, противопоставляя ее тому, что он называет "энтропией", предполагающей разрушение упорядоченности сознания интенциальности вторжением посторонних событий и мыслей. Поток имеет место в случае, когда поступающая информация соответствует преследуемой цели, способствуя усилению потока энергии. Это состояние определяется им как "оптимальное переживание". В этом состоянии проявляется полная произвольная управляемость вниманием, способствующая полной мобилизации и концентрации (там же, с. 53).