Смекни!
smekni.com

Экзистенциально-феноменологическое направление в социальной психологии (стр. 1 из 8)

Особенности экзистенциально-феноменологического подхода в социальной психологии.

Каждый человек видит мир по своему, отражая собственную субъективность. Понимание этой субъективности, индивидуально уникальным образом окрашивающей само- и мировосприятие предполагает изучение природы субъективных переживаний, процессов и механизмов, лежащих в основе человеческих предубеждений, иррациональных действий и т.п.

В приведенном контексте человеческое миро- и самовосприятие может быть уподоблено процессу создания сказочного мира. Человек в силу своей субъективности конструирует свои собственные, часто не имеющие под собой рациональных оснований, образы самого себя и окружающего. Эти образы или "сказки" и определяют характер интерпретации происходящего. Более адекватные "сказки" предоставляют возможность более адекватных взаимоотношений с самим собой и окружающим миром, менее адекватные - лежат в основании соответствующих проблемных полей. Причем, сам психолог уподобляется доброму сказочнику, знающему множество сказок и помогающий клиенту заменить неадекватную "сказку" на более адекватную. При внешней метафоричности предложенного образа в нем отражена сформировавшаяся в последние годы в социальной психологии ориентация на изучение "жизненной" феноменологии, нахождение объяснений своеобразия интерпретации "жизненной" эмпирии с позиций конкретного человека, а не некой абстрактной сущности.

В социальной психологии и психологии личности эта ориентация наиболее последовательно представлена в рамках экзистенциально-феноменологического подхода, позиции которого разделяются психологами феноменологического, экзистенциального, конструктивистского, дискурсивного, гуманистического направлений, а так же многими исследователями когнитивной и психодинамической традиций, занимающихся проблемами человеческой самости, социального познания, интра- и интерсубъективности.

Kelley (1955) подчеркивал, что для понимания личности значительно более важным является изучение не фактов и событий самих по себе, а их интерпретаций. Человек в своем взаимодействии с самим собой и окружающим миром оперирует не некой абстрактной объективной реальностью, а своей интерпретацией этой реальности. Являя активное и творческое бытие он создает свои, опосредованные контекстом культуры и субкультуры, а так же индивидуального психофизического своеобразия, версии различных аспектов бытия, выступающие в форме личностных конструктов или схем, которые и определяют отношение и понимание происходящего. Эти конструкты или схемы представляют своеобразный алфавит когнитивных репрезентаций мира, без знания которого понимание личности становится искаженным.

Rotter (1954) в своей попытке когнитивизации бихевиоризма подчеркивал, что в реальном мире реальных людей существует огромное количество двусмысленностей и изменчивости в интерпретациях и ожиданиях в отношении различных событий и фактов. Без знаний о специфике индивидуальных репрезентаций этих событий и фактов становится невозможным предсказание поведения.

Смещение акцентов в сторону "оживления" социальной психологии посредством обращения к феноменологии реальной жизни реальных людей было простимулировано и бунтом студентов психологических факультетов американских университетов против академической психологии с ее ориентацией на использование естественнонаучной методологии и лабораторного эксперимента. Едкие замечания о том, что американская экспериментальна социальная психология дает лишь знания об особенностях американских студентов - психологов, составлявших подавляющее большинство участников лабораторных экспериментов, и ничего более вынуждали искать новые подходы и инструменты исследования.

Теории, основывающиеся на позициях экзистенциально-феноменологического подхода оказались наиболее продуктивными в нахождении ответов на поставленные вопросы. Не смотря на существующие расхождения в трактовке понятий и интерпретаций анализируемых феноменов общим для них является интерес "жизненной" эмпирии и интерпретации.

В соответствии с линией, проводимой автором в изложении материала начнем рассмотрение специфики экзистенциально-феноменологического подхода с анализа его философско-методологических оснований.

Философские основания экзистенциально-феноменологического подхода в социальной психологии.

Фундаментом экзистенциально-феноменологического подхода в социальной психологии являются онтологический плюрализм, а так же философский экзистенциализм и феноменология, создающие необходимые основания для критики естественнонаучного подхода, доминирующего во многих направлениях психологический исследований.

Феноменология изучает феномены в порядке прояснения того, как переживается человеком объектный мир и как он представлен в нашем сознании. Так, например, феноменология пытается более адекватно понять человеческие состояния, в том виде как они проявляются в условиях жизненных переживаний. Экзистенциальный аспект феноменологии основывается на идее о том, что содержанием человеческого бытия является его существование, которое, как это следует понимать, обнаруживается в неизбежном процессе отношений или движения от бытия, в конечном счете, приводящего к небытию (Woolfe и Dryden, 1996, с. 180). Взятая в контексте психологии, "экзистенциально-феноменологическая психология ... превратилась в психологическую дисциплину, которая ищет объяснения сущности, структуры или форм как человеческой жизнедеятельности, так и человеческого поведения, как обнаруживаемых посредством описательных по своей сути техник, включающих дисциплинированную рефлексию" (Valle at al., 1989: 6).

Феноменология, как философская система, зарождается в начале века. Ее основатель, EdmundHusserl (1859-1938), первоначально занимавшийся математикой и естественными науками, поставил себе целью разработку феноменологии, как фундаментальной философии для всех научных исследований (Husserl, 1977). Пытаясь сделать это он столкнулся с мучительным "дуалистическим расщеплением между субъектом и объектом, на котором основываются естественные науки, и что является источником серьезных ошибок и необходимо, наоборот, фундаментальное единство, основанное на феномене сознания, которое и призвано раскрыть феноменология" (там же). Помощник HusserlMartinHeidegger (1889-1976) расширил рамки анализа, сконцентрировавшись на вопросах человеческого бытия, предоставив важные стимулы для развития экзистенциальной феноменологии.

В то время как доминирующие в философии и психологии взгляды утверждали обособленность или различие между индивидом и миром (или между "самостью" и "другими", "субъектом" и "объектом"), экзистенциально-феноменологическая модель отрицает это отличие и предлагает вместо него целостный взгляд на бытие, согласно которому все что есть или может быть, все что осознается, все что мы отражаем, определяем или различаем порождается отношением. Само переживание бытия, например, открывается осознанному отражению, когда помещается в контекстуальные отношения бытия-в-мире (или Deisen). Таким образом, отражение бытия и фокус внимания, или объект отражения являются взаимно фундаментально определяемыми или со-конституируемыми, через их различные экзистенциальные отношения (Heidegger, 1962).

Структурная тенденция или "данность", через которую существуют отношения, в экзистенциально-феноменологической теории была обозначена как интенциальность. Интенциальность рассматривается как фундаментальные, единовременные и не обособляемые отношения между человеческим сознанием и миром (следует сказать, что наше сознание всегда представляет какую-либо "вещь"), в которых "реальность, как человечески переживаемая, формируется или интерпретируется. Рассматриваемая с точки зрения "бытия", интенциальность обнаруживает, что через процесс реконструирования значений-возможностей этих "вещей", с которыми мы находимся в отношениях, мы так же реконструируем значения-возможности конструирования вещей бытием (т.е. самими собой). Если это так, то упоминание об интенциальности обнаруживает, что "самость" и "другие" (или, "мир") делаются значимыми или "приходят в бытие" через их взаимозависимые, со-конституированные отношения. Одним из важных следствий этой аргументации является то, что каждый из нас активно вовлекается или вплетается в конструирование или пытается означить наши переживания мира - которое включает наше переживание себя самих, других людей и всех качеств, объектов и умственных процессов, создающих нашу жизненную реальность (Woolfe и Dryden, с. 181).

Этот взгляд находится в резкой оппозиции с наивными выводами, основанными на естественнонаучных взглядах, устанавливающими, что мы можем говорить о самой возможности безличностной истины, или объективной природе реальности. Наоборот, экзистенциально-феноменологическая модель утверждает, что мы никогда не можем обладать абсолютно истинным знанием о реальном мире, а только знаниями о мире интерпретируемом - мире, который существует в нашем отражении. В таком случае все наши утверждения о мире или любом его аспекте - включая, конечно и самих себя - являются в лучшем случае приближениями. Мы никогда не можем говорить о фактах с полной уверенностью в их истинности в силу того, что все наши утверждения обнаруживают ограниченность нашими же способностями описывать или понимать вещи такими, какими они есть в реальности.

Некоторые, если не большинство этих ограничений и выводов, могут быть сделаны эксплицитно. Многие же выводы являются плодом наших вымыслов и воображения. Ни одно из биологических, нейропсихологических, а иногда и психических ограничений не могут быть преодолены и оставлены в стороне и они всегда будут присутствовать в любом рефлективном утверждении, которое мы делаем о мире или самих себе. Открытие и разъяснение этих данностей (или интерпретативных ограничений) нашего опыта формируют один из самых важных аспектов экзистенциально-феноменологического подхода, представляющего попытку преодоления социокультурно и психологически обусловленных предубеждений и выводов.