Бауман и Вальдо (Bauman, Waldo, 1998) отмечали странность того, что экзистенциальной теории уделяется так мало внимания в литературе по психологическому консультированию. Они высказали предположение, что, возможно, экзистенциальная теория не привлекла к себе более широкого внимания в силу того, что не нашлось какого-то одного известного практика или теоретика, который бы представил этот подход. Хотя это верно лишь отчасти ( Ролло Мэй и Ирвин Ялом - широко известные экзистенциальные теоретики), существуют другие предубеждения, которые могут помешать многим студентам и практикам более полно и глубоко понять, что может дать консультированию экзистенциальный подход.
Во-первых, экзистенциальный подход в консультировании часто рассматривается как излишество, которое применимо лишь для "хорошо озабоченных" клиентов, у которых есть время и деньги для участия в работе по личностному росту. Во-вторых, экзистенциальная психология часто рассматривается как эзотерическая и слишком абстрактная для того, чтобы иметь практическое приложение к конкретным случаям клиентов. И третья - многие считают, что экзистенциальный подход основан на чрезвычайно негативном взгляде на людей и их существование и, следовательно, для большинства клиентов не является психологически полезным.
Эта статья останавливается на каждом из этих общепринятых предубеждений. Такие предвзятые мнения могут серьезно затемнить позитивные аспекты и потенциал консультирования с позиций экзистенциального подхода. Высказывается идея о том, что значительно более позитивный взгляд на экзистенциальную теорию не только возможен, но и весьма желателен. Главная цель данной статьи - дать некоторое практическое руководство относительно того, как экзистенциальная аутентичность может быть преобразована в консультативный процесс, что может оказать позитивное влияние на результаты консультирования. В частности, эта статья постулирует ряд основополагающих экзистенциальных ценностей, которые, будучи более полно внедренными в традиционную практику консультирования, могут сделать значительно более глубоким эффект усилий терапевта. (Krueger & Hanna, 1997). Предполагается, что это справедливо даже, если консультант использует методы интервенции, свойственные другим теоретическим подходам.
Экзистенциализм неправильно понимается.
Этот раздел посвящен некоторым заблуждениям относительно экзистенциализма, которые легко могут стать причиной того, что данный подход будет отброшен как неприменимый или непрактичный для большей части консультативной работы. Первое: экзистенциализм - это философское направление, охватывающее различных мыслителей (напр. Хейдегер, Ницше, Сартр). Это делает затруднительным разъяснение его практической значимости для психологической деятельности подобной консультированию. Высказывалось мнение, что экзистенциализм это, скорее, группа мыслителей, рассуждающих о человеческом существовании, нежели единая философская школа (Warnjck, 1970). Далее: авторы которые преобразовывали экзистенциальные концепции в "экзистенциальную психологию" (May, 1958; 1977; 1983; Yalom, 1980) часто делали это скорее в форме абстрактной концепции, чем в виде практического "что именно должен делать консультант". Вследствие этого трудно четко отделить консультирование, основанное на экзистенциальном подходе от других теоретических систем. Заметным исключением из этой тенденции являются работа Бюдженталя (Bugental, 1978; 1981; 1987; 1999), который посвятил несколько десятилетий разъяснению процесса и целей экзистенциально ориентированной терапии. Его самая важная работа "Искусство психотерапевта" (Bugental, 1987) дает всеобъемлющий анализ навыков, коммуникационных процессов и ценностных установок, необходимых консультанту или терапевту для работы в рамках экзистенциально-гуманистического подхода.
Как отмечалось выше, существуют по меньшей мере три основные заблуждения в отношении практической значимости экзистенциального подхода для консультирования. Первое можно охарактеризовать как мнение, что консультирование или терапия с экзистенциальных позиций применима только к достаточно подготовленным и психологически здоровым людям. Стереотипное выражение для обозначения таких людей - "хорошо озабоченные". Однако каждый человек, по определению, обладает "существованием" (англ. "existence" - Е.М.). Экзистенциальная мысль всегда была озабочена данностью "как я буду жить", фундаментальными условиями жизни, в которых оказываются люди. Более точно можно сказать, что каждый человек "отвечает" на экзистенциальный вопрос "как я буду жить" тем, как он выстраивает свою жизнь день за днем (Chessic, 1996; Bugental, 1981; Taylor, 1991). Таким образом, применение экзистенциальной теории в консультировании более всего фокусируется на том, как клиент формирует для жизненного функционирования систему конструктов "Я - и - Мир". Система конструктов "Я - и - Мир" может быть определена как концепция, которой придерживается каждый из нас, относительно того, кем и чем мы являемся, и как функционирует наш мир (Bugental, 1978, p.178). На практическом уровне система конструктов "Я - и - Мир" оценивается в ходе консультирования через исследование на субъективном уровне лично значимых структур (убеждений) и самовосприятия клиента, поскольку это составляет основу существования клиента в мире. Бюдженталь (1987; 1999) считает, что система конструктов "Я - и - Мир" является центральной для функционирования личности, но очень часто не осознается то, что она является источником жизненных проблем и эмоционального дистресса. Однако, систему конструктов "Я - и - Мир" не следует оценивать как негативную, т.к. она помогает человеку прокладывать путь среди жизненных обстоятельств. Она является настолько основополагающей и существенной, что, образно говоря, облегчает решение всех жизненных задач, включая ежедневные заботы. Cистема конструктов "Я - и - Мир" это "скафандр" (Bugental, 1999), который делает возможной человеческую жизнь в мире, не имеющем в экзистенциальном плане абсолютной структуры или смысла (источник экзистенциальной тревоги). С позиций экзистенциального подхода, все консультируемые клиенты, должны обрести большее осознание того, каким образом их система конструктов "Я - и - Мир" поддерживает и облегчает их жизнь, и, в то же время, как она ограничивает и делает невозможным более эффективную жизнь (особенно в связи с 'клиническими' беспокойствами, которые были представлены). Экзистенциальное утверждение, что люди свободны и у них есть выбор (Charme, 1997; Plantinga, 1997), здесь становится центральным: наши "скафандры" могут быть изменены, чтобы стать более приспособленными и удовлетворительными. Но для этого требуется время и старание. Экзистенциальное консультирование - это тот контекст, в котором мы можем исследовать на более глубоком уровне облегчающие и затрудняющие жизнь эффекты нашей системы конструктов "Я - и - Мир". Что может быть более применимо и практически полезно для клиентов, независимо от уровня патологии и дистресса, или ограничений социально-этического фона, чем эта широкая и объемлющая концепция? Хотя не все консультационные контексты могут помочь клиенту ответить полностью на вопрос, по крайней мере, в основном, вопрос можно оценить и последовательно ставить перед клиентом. Делая это, консультант становится "экзистенциальным" в процессе работы.
Второе заблуждение, которое препятствует формированию экзистенциального подхода у многих консультантов, это то, что вся структура представляется слишком эзотеричной и смутной, чтобы ее можно было легко понять и применить на практике. Это верно, что для полного понимания экзистенциальных концепций требуется сконцентрированное размышление и зачастую, скорее, на личностном, нежели на абстрактном уровне, но ни не являются неясными (Epp, 1998). Скорее, экзистенциальные задачи, с которыми мы сталкиваемся такие, как выбор, ответственность, создание своих ценностей, должны восприниматься на экзистенциальном уровне (Warnok, 1970). Делать это, означает противостоять таким задачам аутентично и субъективно (Park, 1999), часто за пределами комфортности и безопасности интеллектуального понимания (Bugentak, 1976). Таким образом, то, что могло бы быть опущено как смутное или эзотерическое, возможно, отражает понятную тревогу (и сопротивление) человека по отношению к истинной вовлеченности в решение вопросов, которые стоят перед каждым из нас постоянно (Epp, 1998). В следующем разделе я предложу некоторые методы, посредством которых консультант может, тем не менее, начать стимулирование своих клиентов к поиску их собственных "ответов" на эти неизбежные экзистенциальные проблемы.
Третье заблуждение это, что экзистенциальные посылки могут быть слишком негативными для того, чтобы дать клиенту прочную основу (Wyatt, 2000). Эта негативность является следствием понятия экзистенциального нигилизма, т.е. идеи о том, что человеческая жизнь полностью бессмысленна, абсурдна и пуста. Действительно, этот аспект экзистенциализма откровенен и жесток, он является эмоциональным вызовом. Но более точно, экзистенциализм стремится подтолкнуть каждого человека к тому, чтобы преодолеть свою эмоциональную пустоту и открыть, что они может и должен свободно выбрать свои ценности, которые являются строительными блоками его жизни (Epp 1998; Park, 1999; Wyatt, 2000). Даже Ницше, самый нигилистичный из экзистенциальных философов, в конечном счете принял этический тезис о том, что мы можем и должны выбирать свои ценности и что мы вполне свободны выбрать те ценности, которые хотим (Warnock, 1970). В любом случае, отрицающая, негативная сторона экзистенциализма, это только половина истории, поскольку существует и позитивная сторона экзистенциализма (Epp, 1996; Park, 1999).
Позитивная сторона экзистенциализма
Прежде, чем рассмотреть ряд ценностных установок, которые могут более полно сориентировать экзистенциальный подход на собственно процесс консультирования, необходимо обсудить позитивную сторону экзистенциализма. Центральным вопросом здесь является проблема экзистенциальной аутентичности или, точнее, поиска аутентичности (Bugental, 1976; 1987). По-другому, Парк (Park, 1999) называет это созданием "аутентичных проектов жизни".