Тревоги нельзя избежать незаплатив за это - либо ещё глубже погружаясь в неё, либо теряя чувствительность к экзистенции. При постоянном стремлении сохранения status quo в жизни,отвергаются раскрывающиеся возможности, человек становится пассивным, безответственным, зависимым от других, ищущим безопасности в авторитетах, ими навязываемых смыслах. Постоянные попытки уменьшить или устранить тревогу становятся причиной фрагментации личности, выученной беспомощности, отказа от свободы.
Экзистенциальная вина. Её предпосылки кроются в самой структуре нашей экзистенции. Как говорил M.Boss (1963), человеческая вина состоит из его неспособности реализовать все свои возможности. Так как мы обязаны выбирать, являемся постоянно виноватыми из-за того, что не выбираем. Это только одно из проявлений экзистенциальной вины.
Можно также говорить о неизбежной межличностной и экологической вине.
Мы являемся неизбежно, т.е. экзистенциально, виноватыми перед своими близкими, друзьями, вообще перед другими людьми, так как пытаясь понять их, постоянно искажаем их настоящую сущность, всегда только частично можем понять их, их потребности. Эта вина является неизбежным результатом нашей индивидуальности, уникальности, потому что у нас нет другого выхода, как расматривать других людей и их потребности через призму своих потребностей. Поэтому невозможна полная эмпатия, идентификация с миром другого человека - даже будучи с другими, всегда остаёмся отдельными. Переживание такой вины может стать источником нашего смирения, толерантности по отношению к другим.
Особенно сложным является переживание экологической вины. Мы все как люди участвуем в игнорировании естественного природного порядка, в деструктивных попытках приспособить среду к своим потребностям. Другими словами, человек является виноватым, что, будучи частью природного мира, присваивает роль единовластного его хозяина.
Экзистенциальная вина делает нас более чувствительными по отношению к себе и к окружающим.
Существование во времени. Мы живём во времени, которое не зависит от нас,но вместе с тем и делаем время таким, каким он является для нас. Обязаны считаться со временем, которое над нами, но в то же время и распоряжаемся временем согласно своему ритму и темпу.
В экзистенциальной психологии имеется в виду другое, чем физическое, "часовое" время. Наше время является субъективным - может расширяться и сокращаться в зависимости от содержания жизни. Иногда секунда может оказаться равной вечности и, наоборот, вечность может быть продолжительностью в секунду. Например, любовь нельзя измерить количеством месяцев или лет, которые двое людей знают друг друга. Здесь намного важнее внутренний смысл событий, который и определяет время.
Смысл и бессмысленность. Нередко возникает вопрос - если мы сами обязаны создавать свой мир, если по существу являемся одинокими, если должны умереть, то какой смысл имеет жизнь, почему живём и обязаны жить? Экзистенциальная терапия основывается на предпосылке, что независимо от видимого хаоса и абсурда, человек может найти смысл в жизни. Насколько дезорганизованной не казалась бы жизнь, а человек не чувствовал себя в водовороте противоречий и абсурда, всегда можно найти ясность и порядок, если a priori существует вера в осмысленность жизни. Как однажды сказала моя студентка, "хаос - это порядок, которого я не понимаю".
Общие черты группы экзистенциального опыта
Корни концепции экзистенциального опыта уходят в литовскую традицию групповой терапии, которая прежде всего связана с именем А.Е.Алексейчика. За многие годы он развил очень аутентичную и своеобразную модель групповой терапии, известную под именем "Интенсивной терапевтической жизни". Хотя эта модель связана не столько с западной традицией экзистенциализма, сколько с идеями русских религиозных философов начала ХХ века и православной теологии, яркая её ориентация на всеобъемлющий процесс жизни делает её редким примером экзистенциальной терапии в группе. Так как А.Е.Алексейчика я считаю своим основным учителем в психотерапии, участвовал во многих группах "Интенсивной терапевтической жизни", эта модель оказала и оказывает значительное влияние на методологию и практику ГЭО.
В западной групповой психотерапии можно отметить только некоторые экзистенциальные мотивы, например, в межличностной групповой терапии I.Yalom (1985) и в групповом анализе S.H.Foulkes (1975). Но это не более, чем мотивы, так как в первом случае теоретической основой является нео фрейдистская межличностная теория психиатрии H.S.Sullivan, а во втором случае видим по существу психоаналитическую работу в группе, основа которой - интерпретации, хотя здесь больше интерпретируют участники группы, а не терапевт.
Ещё следует упомянуь двух американских психоаналитиков, связывающих себя с экзистенциальным подходом в групповой терапии - Thomas Hora (1959, 1968) и Hugh Mullan (1955, 1978, 1992). Их "экзистенциальность" в основном касается понимания в группе происходящих процессов и места терапевта в группе, хотя сама работа в группе по существу остаётся психоаналитической. Пониманию групповой динамики в обоих случаях не хватает последовательной экзистенциальной основы.
Концепция экзистенциального опыта развивается больше десяти лет. Впервые её основные принципы были описаны в 1991 г. (R.Kociunas, 1991). Она основывается на экзистенциальном понимании человека и его мира, которое коротко представлено в начале статьи. Философская основа ГЭО - работы S.Kierkegaard, M.Heidegger, M.Buber, P.Tillich, K.Jaspers и др. экзистенциальных философов.
Основные понятия в определении характера ГЭО - "экзистенциальность" и "опыт".
"Экзистенциальность" - означает всеобъемлющую жизнь. Как говорил русский философ Н.Лосский, жизнь - это наибольшая полнота бытия. В ГЭО преобладает ориентация не столько на личностные, сколько на жизненные проблемы. ГЭО - это протяжённое во времени создание общей жизни группы на основе жизненного опыта участников, а точнее, сравнительно короткая по времени, но интенсивная работа с жизнью отдельных участников и группы в целом. Терапевтическая группа является структурированной жизненной ситуацией, в которой каждый участник обладает возможностью для многомерного самовыражения - личные события, взаимодействия участников между собой и с терапевтом создают ту или другую жизнь группы. Участники существуют не как разные проблемы, характеры или клинические категории, а как люди, по - разному строящие свою жизнь, поддерживающие специфические отношения с миром. Поэтому ГЭО можно назвать микрокосмом, в котором отражается макрокосм жизни. Экзистенциальная группа является живым и терапевтическим опытом для всех участников, не исключая и терапевта.
Психотерапия, как и жизнь, происходит во времени. Это процесс, который нельзя делать - он должен проживаться. Это суть экзистенциальной терапии , в том числе и ГЭО. Как гласит один афоризм: "Жизнь - это такой урок, который нельзя выучить, а только прожить". Как раз в этом "экзистенциальность" ГЭО.
Понятием "опыта" выражается построение жизни группы на основе принесённого в группу участниками жизненного опыта и опыта построения жизни группы. Любой человеческий опыт - сознательный и бессознательный, рациональный и иррациональный, эмоциональный и когнитивный, личностный и межличностный, интрапсихический и трансперсональный - является феноменами реальности. В ГЭО опыт не оценивается как хороший или плохой, имеющий смысл или бессмысленный. Значим любой жизненный опыт, а ещё важнее, что с этим опытом человек делает. Как точно заметил A.Huxley: "Опыт - это не то, что происходит в жизни человека; опыт это то, что человек делает с тем, что происходит в его жизни".
ГЭО предоставляет для участников необычную возможность для безжалостного самоисследования на глазах у других и с их помощью с целью терапевтического изменения. Для изменения особенно важным является понимание своего опыта - какой смысл он имеет в жизни самого участника и в жизни других, чем опыт других участников может быть полезным для каждого отдельного участника. Чтобы понимать себя,для человека важно, чтобы его кто-нибудь понимал. Когда меня понимают, я учусь понимать себя. Когда два человека делятся пониманием, они общаются. Для того, чтобы понимание в группе имело терапевтический смысл, оно должно иметь межличностные последствия.
Цели группы экзистенциального опыта
Главная цель ГЭО - помочь участникам понять свои возможности, предоставляемые жизнью, и в ней заложенные ограничения, как результат действия индивидуальных и универсальных экзистенциальных факторов. В группе не стремятся менять участников или перестраивать их личность. Всё внимание концентрируется на понимании процесса жизни группы и отдельных участников, на раскрытие противоречий и парадоксов жизни. Главное, чтобы участники, лучше видя реальность жизни, освобождались от иллюзий и самообмана и умели находить удовлетворяющее их направление жизни, могли точнее определить свои стремления, желания, цели, выяснить свои базисные установки к жизни. Другими словами, экзистенциальная терапия стремится не столько лечить, сколько гармонизировать жизнь участников. В этом смысле экзистенциальная терапия больше похожа не на психологический анализ личности, а на философское исследование жизни участников группы (E.van Deurzen-Smith, 1988, 1997).
Более конкретно основные цели ГЭО можно было определить следующим образом:
- расширение границ сознания и самопонимания ;
- принятие ответственности за свою жизнь;
- развитие способности завязывать и поддерживать близкие отношения (способность любить других и разрешать себе быть любимым);
- развитие способности желать и получать без вины (способность радоваться жизни);
- развитие способности свободно выбирать и рисковать, принимая неизбежность переживания тревоги и вины;