Речь идет о неизвестных широкому научному сообществу текстах двух киевских авторов, В.Данченко и А.Чистякова, – авторов, которые ни профессионально, ни материально не зависели в своем творчестве от официальных, в том числе издательских, структур социального института психологической науки. Иными словами, речь идет о методологическом самиздате.
Наша с Чистяковым деятельность была обусловлена в основном двумя факторами:
собственной потребностью в саморазвитии и
парадоксальной культурно-исторической ситуацией 70-80-х годов, когда на фоне прогрессирующей варваризации "советского человека" Отдел культуры КГБ вел планомерную борьбу со всеми формами традиционных знаний о принципах и методах саморазвития, не освященных авторитетом "советской науки", которая, по-видимому, ничего освящать не собиралась.
Убедившись на личном опыте в непреходящей ценности традиционных знаний, фиксирующих исторический опыт саморазвития человечества, мы считали, что выходом из наличной культурной ситуации была бы разработка какой-то новой, нетрадиционной, вполне "советской" системы знаний о принципах и методах саморазвития человека, которая бы включала в себя традиционные знания в снятом виде. Действительно, чтобы обогнать в своем развитии человечество, необходимо сперва догнать его – этот принцип справедлив не только для индивида, "штурмующего небеса", но и для науки, претендующей на "передовую роль".
Проблема состоит в необозримости массива традиционных знаний, подлежащих освоению. Поэтому наша методологическая деятельность была направлена прежде всего на структурирование этого массива, выявление содержательных ориентиров освоения, составление своего рода "карты", необходимой как отдельному человеку, если он стремится к саморазвитию, так и научному сообществу, если оно стремится к построению системы объективных и всеобщих знаний о саморазвитии человека. Нами был получен ряд оригинальных структурных схем, не имеющих аналогов в мировой литературе. Здесь будут описаны только три из них, на мой взгляд, наиболее важные. Это
схема "теоретико-технологических уровней конструктивной психологии",
схема "функциональных блоков психического механизма духовного развития" и
схема "европейских психических культур".
I
Саморазвитие означает прежде всего какое-то преобразование человеком содержательных и функциональных структур своей психики – управляющей подсистемы взаимодействия человека с миром. Чтобы выяснить вопрос о характере требуемого преобразования, необходимо для начала обратиться к изучению ответов, оставленных предшествующими поколениями. Мы обнаружим, что в исторически сложившейся эмпирической преобразовательной психологии традиционно выделяются два направления – эзотерическая и житейская психология.
Анализ показывает, что сущностная цель житейской психологии – обеспечение оптимального функционирования человека в структурах и процессах природно-социального мира, а сущностная цель эзотерической психологии – обеспечение интегрального развития человека, его становления как интегрального существа, переживающего целостность себя и мира. Цели эти в известной мере противоречивы, что служит причиной неэффективности, а иногда и деструктивного влияния как эзотерической, так и житейской психологии на целостный процесс жизнедеятельности человека. Поэтому эзотерическая психология традиционно стремится интегрироваться с житейской: говорится, что "Нирвана – это Сансара", что "Йога – это осознанная жизнь, а жизнь – неосознанная Йога", что в ученики можно брать лишь "хороших домохозяев" и т.д. Это стремление объясняется пониманием того факта, что вне оптимального функционирования действительное интегральное развитие неосуществимо.
Вместе с тем в идеологическом вакууме "эпохи застоя" обнажился еще один факт, который скрадывался в традиционных культурах, располагавших институтом наставничества. Выяснилось, что целенаправленное развитие психики сопряжено с расстройством наличных ее структур – как функциональных, так и содержательных, – и не гарантирует самопроизвольного их восстановления. Многие и многие советские самодеятельные йоги, не справившись самостоятельно с этой задачей, что говорится, "сошли с ума и не вошли в сознание", став объектами психиатрии – третьего направления исторически сложившейся эмпирической преобразовательной психологии (традиционно относимого к медицине, а не к психологии), целью которого является эффективное восстановление психических структур человека.
Таким образом, чтобы успешно саморазвиваться человек должен овладеть средствами не только интегрального развития и оптимального функционирования, но и эффективного восстановления своей психики. А всеобъемлющая система знаний о саморазвитии человека должна обеспечивать его средствами всех трех классов. Разработка же такого рода средств возможна лишь на основе исследования их реально существующих прототипов.
Анатолий Чистяков, которому принадлежат изложенные выше идеи и наблюдения, вводит понятие "конструктивной психологии" – преобразовательной психологии будущего, которая вберет в себя весь предшествующий психокультурный опыт и будет свободна от деструктивных его элементов. Подчеркивая, что такая дисциплина может быть сформирована лишь в процессе системной интеграции реально существующих направлений преобразовательной психологии, Чистяков выделяет три теоретико-технологических уровня конструктивной психологии, составляющих ее субординационную структуру, где каждый вышеположенный уровень снимает низлежащий, включает его в себя:
верхний уровень занимает психология интегрального развития,
средний – психология оптимального функционирования,
а нижний – психология эффективного восстановления.
Верхнему теоретико-технологическому уровню эмпирически соответствует эзотерическая психология, среднему – житейская психология, а нижнему – психиатрия в широком смысле слова.
Схема трех фундаментальных целевых направлений преобразовательной психологии – интегрального развития, оптимального функционирования и эффективного восстановления – может показаться банальной самоочевидностью; она действительно становится таковой, едва будучи осознанной. В современной американской преобразовательной психологии, например, где богато представлены все три направления, характер существующих между ними фундаментальных различий методологически не отрефлексирован и терминологически не зафиксирован: все три направления определяются в терминах "терапии ("лечения"), то есть фактически в терминах психологии эффективного восстановления; во всяком случае, так обстояло дело в 1983 году, когда Чистяков впервые описал свою схему в статье "Йога, психиатрия и конструктивная психология".
II
В том же году в моей статье "Элементы Садханы" была описана схема, которая позволяет структурировать массив традиционных знаний, составляющих основу первого теоретико-технологического уровня конструктивной психологии – психологии интегрального развития. Как уже говорилось, эмпирически ей соответствует эзотерическая психология, сущностной целью которой является достижение переживания целостности человека и мира, переживающего и переживаемого – снятие оппозиции между "я" и "не-я", присущей личностному уровню самосознания. Иными словами, сущностной целью эзотерической психологии является развитие самосознания, его трансперсонализация, то есть постижение себя в неком новом, надличном качестве. Проблему постижения затрагивают все школы эзотерической психологии, хотя все они решают ее по-разному, используют для обозначения постижения разные термины и вкладывают в это понятие разное содержание.
Вместе с тем человеческое существо не исчерпывается самосознанием: оно включает в себя, например, тело, чувства, ум. Деятельность этих и других элементов в значительной степени автономна, независима от воли и сознания человека. Не претерпевая никаких изменений, она не позволяет человеку утвердиться в постижении, возвращает его на прежний уровень сознания. Поэтому проблема постижения неизбежно сопряжена с проблемой стабилизации постижения путем изменения, преображения всего человеческого существа, всех элементов его состава. Правда, разные школы расходятся в мнении о том, что подлежит изменению и какому именно.
Очевидно, однако, что ни постижение, ни преображение не произойдет, если сам человек не будет предпринимать для этого никаких усилий. Таким образом, возникает проблема духовной практики – опять же, решаемая разными школами по-разному. И наконец, очевидно, что человек не станет ничего практиковать сколько-нибудь продолжительное время, если он к этому не мотивирован, если он не стремится к постижению, преображению и т.д. Поэтому так или иначе проблему духовного устремления фактически решают все школы, – хотя далеко не все они рефлексируют ее теоретически.
Категории постижения, преображения, практики и устремления, которые фиксируют четыре узла соответствующих проблем, позволяют проструктурировать весь содержательный массив эзотерической психологии. По существу никакие иные проблемы, кроме проблем постижения, преображения, практики и устремления, эзотерическую психологию не интересуют. Потому что эти четыре основные плюс две вспомогательные категории – энергетического и конструктивного эффекта практики – фиксируют не что иное, как шесть необходимых и достаточных функциональных блоков психологического механизма духовного развития, трансперсонализации самосознания. Формирование в психике человека всех шести указанных функциональных блоков приводит к возникновению самовоспроизводящей системы с двумя усилительными и одним стабилизирующим контуром. Подробное описание функциональных связей между отдельными блоками, равно как и концептуальной модели механизма в целом, могло бы стать предметом отдельного сообщения и здесь я его касаться не буду, поскольку это увело бы нас слишком далеко от основной темы; замечу только, что такое описание существует.